Жителям Хакасии рассказали об истоках происхождения конского седла
Фото предоставлено М. Чебодаевой

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева поделилась с читателями 19rusinfo.ru статьёй об истоках происхождения конского седла у хакасов.

Вот её содержание:

«Истоки появления конского седла у хакасов (тюркоязычного народа Саяно-Алтая, который исторически проживал на территории Хакасско-Минусинской котловины с древности) относятся к таштыкской археологической культуре III-IV века н. э.

Научные дискуссии о времени появлении седла с жесткой деревянной основой в Хакасско-Минусинской котловине в российской исторической науке велись с 1960-х годов. В эти годы в различных научных изданиях вышли публикации ученых, посвященных данной проблематике С. И. Ванштейна, А. К. Амброза, М. В. Крюкова, И. Д. Ткаченко и О. П. Игнатьевой.

В 2005 году в Санкт-Петербурге вышло научное издание ученых С. Г. Кляшторного и Д. Г. Савинова «Степные империи древней Евразии», где исследователи сделали важную квалификацию седел в эпоху раннего средневековья в Центральной Азии. Они писали следующее:

«В эпоху раннего Средневековья параллельно развивались три типа седел, различающиеся по форме передних лук:

1) с низким округлыми луками;

2) с подтреугольными луками;

3) с широкими арочными луками.

Наиболее традиционную форму представляют седла с низкими округлыми луками, которые появились в конце I тыс. до н. э. и просуществовали без значительных изменений вплоть до монгольского времени».

Другой санкт-петербургский исследователь И. Д. Ткаченко в публикации «Основные этапы изменения конструкции седла у кочевников Евразии» изучая седла енисейских кыргызов (VI-VIII веках) выявила серию находок металлических кантов луки седла с территории современной Хакасии. А также выделила три вида седла: полужесткое седло, укрепленное широкими, слабо изогнутыми деревянными луками, украшенными костяными орнаментированными накладками; жесткое седло с одинаковыми высоким, вероятно, арочными, вертикально поставленными луками; жесткое седло с высокой арочной передней и широкой, более пологой задней лукой. Данные виды седел продолжили бытовать и в VIII-XII веках в Кыргызском каганате.

Первые седла с широкими арочными луками, по археологическим данным, имеющими иногда спрямленные очертания сторон, впервые появляются в восточных районах Восточной Азии и были известны по археологическим находкам и рисункам IV-VI веков в Кореи и Японии.

Самая ранняя находка подобной формы седла из берестяной обкладки арочной луки седла в Южной Сибири была найдена в Уйбатском чаатасе археологом С. В. Киселевым в Хакасской автономной области. Форма фиксировала основу луки седла подпрямоугольных очертаний, сближающихся по форме с обкладками древнекитайских седел начала IV века из Аньяна.

Санкт-Петербургский археолог Д. Г. Савинов предположил, что изображение такого раннего типа седла с жесткой основой мы можем видеть на тепсейских планках, обнаруженных в 1968 году археологическим отрядом Эрмитажа под руководством М. П. Грязновым под горой Тепсей в Усть-Абаканском районе Хакасской автономной области.

В Тепсее всего было обнаружено 8 деревянных планок, длиной до 1 м, шириной 6-12 см, с рукояткой на одном конце, где гравированные рисунки на планках были едва заметы и покрывали стороны планок и были вырезаны острием ножа. На одной стороне деревянной планки обычно изображались сцены бегущих оленей, лосей, медведя, волка и других животных, а на другой стороне – батальные сцены – c композициями на темы исторических повестей.

Всадники и воины изображены в динамике, они бегут, стреляют, мчатся на конях, падают – убитыми или ранеными. В целом же все сюжеты на тепсейских планках были посвящены батальным и охотничьим темам, где конные всадники и пешие воины изображены с луками и стрелами (иногда в боевых доспехах). Несомненно, что на деревянных планках неизвестные художники воссоздали эпические темы из истории таштыкских племен.

На рисунке первой тепсейской планке, которая сохранилась в виде трехгранной призмы с шириной граней 5-6 см на одной из граней мы видим, что на бегущем влево коне неизвестный мастер детально изобразил конское седло. На седле видна выступающая передняя лука, которая поставлена вертикально и более высокая, а задняя лука седла изображена более низкой, поставлена наклонно, переданы детально также полки с округлыми вырезами по краям с выступающей лопастью посредине и расположенная ниже седла дополнительная лопасть, которая имеет округлые очертания.

Давая художественную оценку тепсейским планкам ленинградский археолог М П. Грязнов писал:

«Сохранившиеся на планках рисунки, несомненно, представляют собой лишь контуры бывших здесь полихромных изображений. Это древнейшие в Азии миниатюры (III-IV вв. н. э.), стилистически совершенно своеобразные. Они оставлены обществом, не имевшим еще ни государственности, ни письменности, в то время, как все известные нам древние миниатюры и стенные росписи на героические темы создавались в государствах с классовым обществом с развитой письменностью и литературой».

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения,

председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов

Хакасии Маина Чебодаева

Добавить комментарий