В Совете Федерации разработали поправки в закон об ОСАГО, которые увеличивают сроки ремонта автомобиля с 30 до 45 дней. Об этом сообщил ТАСС глава Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. По его словам, письмо с конкретными предложениями направлено вице-премьеру, руководителю аппарата правительства Дмитрию Григоренко.
Напомним, идея об увеличении сроков восстановления машин после аварии начала активно продвигаться пару лет назад. В период всеобщего карантина от новой напасти в виде COVID. Уже тогда были нарушены все поставки запчастей. Но после начала спецоперации, когда не только возникли сложности с поставками, но и сами производители ушли с рынка, продвижение этой идеи стало чуть ли не заглавной темой автостраховщиков.
При этом в период пандемии Центробанк относился к ней скептически. А сейчас идею поддерживают и ЦБ, и минфин.
Тарифы по ОСАГО устанавливаются Центробанком исходя из статистических данных по аварийности
Кроме того, стоит напомнить, что согласно Гражданскому кодексу на ремонт автомобиля по гарантии отводится именно 45 суток. Но для ремонта по ОСАГО - 30 суток. А при нынешних проблемах с поставкой запчастей соблюсти этот срок становится невыполнимой задачей. Если запчасть может быть доставлена только через месяц, как быть?
Как пояснили корреспонденту "РГ" в Российском союзе автостраховщиков, в ситуации нехватки запчастей и длительных сроков ожидания их поставки увеличение срока ремонта автомобиля по ОСАГО с нынешних 30 дней до 45 дней позволит повысить долю автомобилей, ремонтируемых по этой системе страхования. Но не решит проблему снижения доли ремонтов полностью.
Еще одной мерой, которая поможет решить проблему возмещения по ОСАГО путем ремонта автомобиля, - проработка на необходимых уровнях, в том числе в правовом поле, возможности использования для ремонта по ОСАГО восстановленных запасных частей, не влияющих на безопасность эксплуатации автомобиля и безопасность дорожного движения. По данным РСА, наиболее часто заменяемыми при восстановительном ремонте деталями являются задний бампер (эта деталь используется в 12,8% ремонтов) и передний бампер (используется в 7,1% ремонтов). В целом, по оценке РСА, к часто используемым при ремонте по ОСАГО запчастям можно отнести 17 наименований. Все это - различные элементы кузова автомобиля и фары. В 2021 году доля автомобилей, ремонтируемых по ОСАГО, составляла 8,8%, а по итогам 2022 года она заметно снизилась и составила 6,4%. При этом, если в первом квартале 2022 года этот показатель стал лишь немного меньше по сравнению с 2021 годом и составлял 7,4%, то к концу года из-за сложностей с запчастями он снизился до 5,3%. На том же уровне он остается и в I квартале 2023 - 5,3%.
Что интересно, так это то, что сенатор подготовил не один законопроект. Во втором проекте поправок он предлагает просто отвязать срок доставки запчастей от сроков ремонта. То есть, грубо говоря, страховщик направит автовладельца на ремонт. Срок ремонта останется тем же - 30 суток. Но время ожидания запчастей - не установлено.
То есть машина может провести в сервисе и полгода. Пока нужная запчасть, наконец, будет привезена. Но такое решение вопроса предлагается, как временная мера - до конца 2024 года.
Только на увеличении сроков ремонта сенатор Андрей Кутепов не остановился. Он также предложил снизить стоимость полисов для владельцев отечественных автомобилей, у которых доля локализации производства превышает 600 баллов.
В РСА сообщили, что поддерживают тренд на индивидуализацию тарифов по ОСАГО. Но при этом необходимо учитывать, что по ОСАГО страхуется ответственность владельца автомобиля, и, соответственно, необходимо оценивать риски причинения автовладельцем ущерба другим участникам дорожного движения. Тарифы по ОСАГО устанавливаются Центральным банком исходя из статистических данных по аварийности. Соответственно, целесообразно использовать стоимость ОСАГО как стимул для приобретения отечественных автомобилей в том случае, если статистика аварийности по владельцам таких автомобилей будет ниже, чем статистика аварийности для иномарок.
Грубо говоря, степень локализации производства автомобиля не влияет на его безаварийность. Он может быть 100-процентно локализован, как "ВАЗ-2107". Но, как правило, при назначении тарифа, дело даже не в технических характеристиках авто, а в том, кто сидит за рулем.