Платежка собственников многоквартирных домов в Абакане (Хакасия) за коммунальные услуги потяжелеет. В нее управляющие компании и ТСЖ при формировании тарифов на новый период включат плату за обслуживание прилегающих территорий, за которыми раньше следила городская администрация.
Эта тема стала поводом для проведения в редакции ИА «Хакасия» круглого стола с участием представителей министерства ЖКХ и энергетики республики, мэрии, управляющих компаний, ТСЖ и общественников.
Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации Абакана еще в июле уведомило управляющие компании и ТСЖ, что с 1 августа муниципальные коммунальные службы города прекращают уборку, скос травы и выполнение иных мероприятий на всех прилегающих территориях города «в виду того, что такая обязанность действующим федеральным законодательством возложена на лиц, ответственных за эксплуатацию здания, сооружения».
«Согласно части 1 ст. 55.25 Градостроителного кодекса лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания<…>
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена императивная норма о возложении обязанности на собственников помещений в МКД либо привлеченное ими лицо принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования», - в числе прочего говорится в письме.
Жильцы домов, до которых довели эту информацию (а таких крайне немного), обеспокоились перспективами увеличения стоимости коммунальных услуг. Они считают, что в зону ответственности УК входят полностью обслуживание придомовой территории, а прилегающая территория относится к зоне ответственности муниципалитета. Сложности добавляет правовой нюанс - в Градостроительном кодексе нет понятия «придомовая территория», а в Жилищном кодексе - «прилегающая территория».
В ходе круглого стола стороны высказали мнения, задали друг другу вопросы, провели обсуждение.
Позицию администрации представила заместитель начальника УКХТ администрации Абакана Алена Суевалова. Она пояснила, что Хакасией в 2018 году был принят закон № 46 ЗРХ о порядке определения органами местного самоуправления границ прилегающей территории в целях благоустройства. Было сказано, что не менее 30% земельного участка, на котором расположено здание, строение, сооружение, может быть определена как прилегающая территория. Началась масштабная работа по определению их границ, которая, к слову, еще не завершена.
Обязанность содержания определяется Градостроительным кодексом, обязанность органа местного самоуправления - определить границы и перечень мероприятий, - сообщила Алена Суевалова. Она добавила, что эта работа велась и раньше, но вопросов по содержанию не возникало.
Безусловно, за дополнительную нагрузку УК будут брать плату с жильцов, а вот каким будет ее размер, большой вопрос. Коммунальщики явно не упустят возможность включить в статьи расходов дополнительные услуги, не связанные с нововведением, пользуясь равнодушием большинства к происходящему вокруг.
Председатель домового комитета Татьяна Метелкина поделилась, на сколько уже предложила поднять плату их УК:
«Если раньше придомовая территория была 1 336 кв.м и мы платили 4,12 руб. с квадрата, то теперь нам присоединили 260 кв.м и предлагают 3,21 руб. Площадь увеличилась на 19%, а тариф предлагают повысить на 77%. Мы собрание еще не проводили».
Пример расчета другой управляющей компании в абаканском районе «Космос» представил еще один участник круглого стола, не вошедший в список приглашенных, но изъявивший желание поучаствовать в обсуждении, Олег Головченко:
«10 домов, на содержание прилегающей территории в год потребуется 5 миллионов. На каждый дом это 500 тысяч в год, 45 тысяч на каждый месяц, 100 квартир = 450 рублей с каждой в месяц будет доплата. С какого перепугу?»
Алена Суевалова согласилась с тем, что УК пользуются этой лазейкой, чтобы увеличить размер платы за содержание общего имущества. Это недопустимо. Содержание прилегающих территорий - отдельная статья расходов. Она уточнила, что жильцам не нужно платить, например, за обрезку деревьев, подсыпку, вывоз снега, ремонт проездов на прилегающей территории. Этим как занимались городские службы, так и будут. Речь идет об уборке случайного мусора, скосе травы. Подробнее все прописано в правилах благоустройства города.
Размер платы за содержание прилегающей территории должен определяться на общем собрании жильцов и выделен отдельной строкой в квитанции. Совет - чтобы глаза не округлялись при получении очередной платежки, собственникам следует интересоваться жизнью дома, читать объявления на подъездных дверях, ходить на общие собрания, задавать вопросы своей управляющей организации и просить предоставить документы, подтверждающие повышение платы в предлагаемых размерах. Иначе все решат за вас - ни для кого не секрет, как рождаются протоколы общих собраний, о содержании которых большинство жильцов и не в курсе.
Заместитель министра ЖКХ и энергетики Хакасии Дмитрий Комаров отметил, что на самом деле сфера содержания многоквартирных домов далека от прибыльности, ввиду значения размера платы, не соответствующего экономически обоснованной. Да и собственники не могут себе этого позволить:
«Администрация Абакана выступает заказчиком разработки методики определения экономически обоснованного размера платы содержания многоквартирных домов. Я видел расчеты. Для понимания, экономически обоснованный размер платы для содержания среднестатистической пятиэтажки 80-х годов постройки в районе 40-50 рублей за квадратный метр. Размер платы в Абакане в среднем составляет 20-25 рублей.
Наверное, не самый большой тариф у нас действует и не самое лучший момент выбрала администрация Абакана для возложения обязанности еще и по содержанию прилегающих территорий на плечи как собственников, так и лиц, ответственных за содержание МКД».
В других регионах уже формируется судебная практика. Алена Суевалова привела разбирательство по аналогичной ситуации в Тамбовской области, где вынесено решение апелляционной инстанции в пользу администрации Тамбова. Дмитрий Комаров же сообщил о кассационном решении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа. Он обратил внимание на то, что депутаты закрепили частичное участие собственников в содержании таких территорий, в том числе и финансовое.
«Суд дал оценку и сделал выводы - коли участие частичное, необходимо определить степень этого участия и его форму. Может быть это субботник раз в год, а может 3 рубля в год. В решении прописано, что на собственников возложено участие, а основной объем работы по содержанию прилегающих территорий возложен на орган местного самоуправления. Я жду позицию Верховного Суда, и я более чем убежден, что он услышит и позицию Сибири», - добавил замминистра.
Не исключено, что Хакасия будет формировать и свою судебную практику.
Экс-сенатор, экс-председатель общественного совета Валерий Усатюк, инициировавший проведение круглого стола, предположил, почему УКХиТ Абакана обратилась именно к УК, а не к собственникам, которым придется платить:
«Это способ через управляющие компании заставить собственников обслуживать эти территории. Их участие в содержании прилегающих территорий значительно увеличивает расходы. Считаю, что этот вопрос нужно поднимать на уровне депутатов городского и республиканского советов. Документы законодательно сырые и ставят в тупик как управляющие компании, так и собственников. Они и так участвуют в благоустройстве, но почему еще территория прибавляется».
Он считает, что город жил нормально и до принятия этого решения:
«Можно было бы частично принять решение в отношении расширения прилегающей территории для организаций, которые владеют своими зданиями и имеют достаточное финансовые возможности.
Управляющие компании пропишут перечень работ, предложат собственникам определенную схему. Я считаю, что собственники должны подойти к этому с такой позиции - если у них есть возможность это оплатить, участвуйте финансово. Но у нас есть огромная масса домов, где более 60-70% пенсионеры. Они не вытянут».
Куратор Школы грамотного собственника, председатель домового комитета, Ирина Мозолева, выступившая модератором круглого стола, озвучила общую боль жильцов МКД:
«Мы собственники, но не хозяева в этом доме».
Решения, влияющие на плату, принимаются зачастую без учета мнения большинства. Жильцов стараются не посвящать в весомые тонкости, от которых тем временем зависит размер платежа.
Участники круглого стола пришли к выводу, что необходима дополнительная разъяснительная работа, чтобы и УК, и собственникам было понятно, что должно входить в перечень работ на прилегающей территории, чтобы коммунальщики не включали в него ничего лишнего. После подписания протокола общего собрания, на которые объективно мало кто ходит, жаловаться будет уже поздно.
ИА «Хакасия» публикует полную запись обсуждения.