До сих пор не улеглись споры по поводу установки на въезде в Таштыпский район Хакасии трехметрового Распятия.
Как сообщало 19rusinfo.ru, в ноябре 21 года на таштыпской земле было установлено трехметровое изваяние распятого Иисуса Христа из кедра. Автор идеи и исполнитель (делала крест его команда из 50 мастеров) Александр Исаков - предприниматель и заодно депутат Таштыпского райсовета. И вот беда: почти сразу появились противники установки Распятия, которые буквально требуют убрать его.
И вот какие аргументы и доводы в пользу изваяния сегодня приводит один из многотысячных читателей информагентства Георгий Москалев. Вот что он пишет.
"Есть бесценная старая пословица – не буди лихо, пока оно тихо! Я по жизни атеист, но меня учила бабушка 1893 года рождения, православного вероисповедания с уважением относиться к религиозным символам, которым поклоняются и которые чтут люди, тем более, к символам, имеющим художественную ценность, созданным руками людей!
Бабушка имела всего два класса образования церковно-приходской Чарышской станичной школы, врожденный аналитический ум и вековую истинно народную мудрость. И именно моя бабушка, как умела, знала и понимала, объяснила мне смысл жизни, учения и распятия человека Иисуса Христа.
И говорила она о том, что был Иисус Христос - человек грамотный, великий тем, что пытался объяснять народу, что такое хорошо и что такое плохо. Мудростью, кротостью, верой боролся он с несправедливостью, помогая людям. И люди его распяли. Люди, одурманенные другими людьми. Потом, когда я стал взрослым, то начал понимать, кто и за что казнил Иисуса Христа.
Казнили, а уже мертвого превратили в божество и обрекли его имя на вечное рабское услужение богатеям, воспитывая на нём поколения беспрекословных рабов, чего сам Иисус Христос не признавал при жизни. Вот только так я теперь трактую существование Иисуса Христа, его гибель и неубиенную память о нём в народе. Память, которая до сих пор нервирует отдельных особей, готовых распять даже память о защитнике людей.
Так кому мешает или может мешать память о казнённом злодеями Иисусе Христе?! Кому может мешать памятник, который воздвигли православные активисты на границе двух районов Хакасии – Таштыпском и Аскизском? Хозяйственного вреда он никому и ничему не причинил.
При его воздвижении православные активисты изучили будущее месторасположение скульптуры Распятия. Ее фундамент размером в 1 (один!) квадратный метр расположили на отрезке земли, находящемся на границе двух сельхозучастков. Собственников уведомили. Никаких возражений от них не было, нет до сих пор и, думаю, не будет.
Но вот уже после возведения распятия Иисуса Христа в Таштыпском районе и его горячего публичного обсуждения в социальных сетях, на сходах, собраниях и кухнях начались странные интриги, травля и даже преследования тех, кто создавал, устанавливал это великолепное произведение таштыпских художников. А вслед за этим в районе остро запахло межнациональной рознью. В районе, где этой самой розни удалось избежать даже в бурные 90-ые.
На фоне этих значительных, ярких и даже яростных событий в культурной и социальной жизни Хакасии и района штраф в сумме 5 тысяч рублей, наложенный Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии на А.В. Исакова – художественного руководителя и инициатора создания и установки Креста, выглядит несущественным. Каких-либо директив, указов, решений, требующих снести Крест, не последовало. Он останется там, где стоял.
Остался вопрос: кому же причинил вред Исаков изваянием казнённого Иисуса Христа?! Может космонавтам, которые могут потерять ориентиры при посадке? А может Крест грозит потерей урожая зерновых на близлежащих и уже десятки лет пустующих землях?
Ах да, говорят, что Крест установлен в сакральном месте. Правда, никто так и не сказал, почему это место сакральное. А даже если и так? Что страшного и непоправимого в том, что сарчин и крест – символы двух вер – шаманизма и христианства соседствуют? Разве мы – хакасы и русские – носители этих вер, не живем бок о бок? Встречаемся, любим, женимся, не оглядываясь на веру. Уплетаем за обедом пельмени и хан. И культура наша – не есть общая культура Хакасии? У нас каждый живущий – наполовину христианин, наполовину язычник. На Чыл Пазы чалама на березу повязывает, а на Пасху яйца красит и в храм идет.
И в общем контексте нашей жизни – то, что на въезде в район теперь есть и крест, и сарчин – это верно и знаково. Каждый путник знает – его встречает район, где бок о бок, в мире и дружбе живут люди разных вер и национальностей. Мешает ли крест проводить обряды у сарчина? Да ничуть! Он в стороне стоит. Мешает ли сарчин лоб у креста перекрестить – да тоже ничуть.
Так что происходит в Таштыпском районе? Да то, что происходило и тогда, когда Человека Иисуса Христа распяли такие же люди, как он сам. Распяли, потому что нашлись другие, кому было выгодно возвести на крест Защитника людей.
И сейчас есть люди, которым выгодно столкнуть лбами два народа, исконно живущих рядом. И особенно выгодно в свете грядущих выборов. Но играть на национальных чувствах людей – подло и опасно. Оглянитесь на Украину. Пожар, что там пылает, и который теперь нам, россиянам, тушить, начинался тоже с того, что кому-то было выгодно столкнуть лбами два народа.
Так ответьте себе честно – русские и хакасы – стоит ли вновь распинать мир и добрые отношения ради чьих-то политических интересов? Ответьте и поймете, мешает вам Крест на границе района или нет? А тема серьезная, даже очень, сойдет на нет после осенних выборов. Вот увидите. Национальная карта частенько извлекается из рукава, когда других, более весомых аргументов нет".
Георгий Москалев,
помощник депутата ВС РХ
Как утверждает Георгий Москалев, этим письмом очень бы хотелось поставить точку в неприятном споре вокруг установленного Креста. Как заверили в администрации района, никто Распятие не уберет, более того, саму площадку на въезд в район ждет преображение. И к уже ставшей привычной группе Сарчин – Крест – Марал добавят кафе и смотровую площадку. Въезд в район станет своеобразной визитной карточкой гостеприимного, многонационального, многоконфессионального и очень дружного Таштыпского района.