Директор техникума коммунального хозяйства и сервиса Александр Матейко любезно согласился поделиться своим мнением о новой Концепции подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
Участие Александра Юрьевича в серии публикаций важно по ряду причин. Одной из них стал статус техникума коммунального хозяйства и сервиса: государственное бюджетное учреждение является республиканской инновационной площадкой по теме «Механизм обновления содержания общеобразовательных дисциплин технического профиля среднего профессионального образования».
Кроме того, Александр Матейко возглавляет Региональный совет директоров учреждений среднего профессионального образования Республики Хакасия. Поэтому адресованный ему первый вопрос коснулся весьма актуальной темы.
- Несколько лет назад министерство просвещения России причислило Хакасию к регионам с высоким уровнем синхронизации подготовки кадров в среднем профессиональном образовании и кадровых потребностей региональной экономики. Александр Юрьевич, а как сейчас обстоят дела?
- В настоящий момент образовательный комплекс продолжает выдерживать эту линию: подготовка кадров в системе среднего профессионального образования должна быть действительно ориентирована на кадровые потребности предприятий и организаций нашей республики.
Что подразумевает синхронизация? Это значит, мы готовим тех, кто действительно востребован в промышленности, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Схема очень простая в принципе: прием на бюджетные места в образовательной организации среднего профобразования осуществляется только по заявкам работодателя. Поэтому все профессии, на которые мы проводим набор, в первую очередь согласованы с работодателями.
Также профильные органы государственной власти - Минтруд и любые другие ведомства инициируют подготовку определенного количества специалистов, мы это тоже учитываем. Кроме того, с февраля минувшего года в республике действует координационный совет по профессиональному образованию, прогнозированию и координации подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в Хакасии.
Поэтому в этом плане ситуация в республике хорошая. В то же время есть некоторые проблемы. Одна из них касается федеральных образовательных стандартов. Мы должны готовить квалифицированные кадры в соответствии с этими стандартами. Но экономика сегодня очень быстро меняется. Внедряются новые, более того инновационные технологии, а образовательный стандарт остается прежним - он не может измениться одномоментно.
А конкретному предприятию требуются кадры именно с его сегодняшними техническими запросами. К примеру, речь идет о сварщике. Да, есть профессиональный стандарт, сварщик ручной или дуговой сварки. А для предприятия уже сегодня актуальны какие-то новые компетенции, которыми должен обладать этот сварщик. И вот тут возникает проблема состыковки наших образовательных программ, созданных на основе федеральных образовательных стандартов с потребностями реального сектора экономики.
Благо, сейчас нам все-таки предоставляется возможность учитывать потребности работодателя, но мы должны это делать очень быстро и оперативно. В этом плане многое зависит от работы самого образовательного учреждения, его коллектива, специалистов. В этом направлении мы хорошо продвигаемся вперед, потому что правительством Российской Федерации, министерством просвещения России и министерством образования и науки РХ проделана большая работа по реализации федерального проекта «Профессионалитет». Именно этим проектом предусматривается сокращение сроков обучения на один год, чтобы мы могли более оперативно готовить высококвалифицированных рабочих. Более того, образовательные программы более ориентированы на запросы предприятий.
Одномоментно эту задачу решить невозможно, однако в ближайшие несколько лет мы ее решим с помощью новых профстандартов, которые предусматривают сокращенные сроки обучения и ориентацию на потребности предприятия.
- Это и является ключевым нововведением новой концепции подготовки кадров для строительства жилищно-коммунального хозяйства. Насколько она актуальна именно сейчас для среднего профессионального образования Хакасии?
- Концепция, можно сказать, выстрадана. Сегодня и в строительстве, и в системе жилищно-коммунального хозяйства сохраняется дефицит кадров. Причем не только в Хакасии, но и во всей России.
Потому-то концепция и принята правительством Российской Федерации. Следует уточнить, концепция пока лишь задает ориентиры. Во исполнении поручения председателя правительства Российской Федерации в ближайшие три месяца министерство строительства и жилья коммунального хозяйства РФ утвердит план или «дорожную карту» реализации этой концепции.
Мы ждем этого, «дорожная карта» конкретизирует показатели — индикаторы, вехи и результаты, которые мы должны получить. Мы ждем ее, она в ближайшее время появится. Но даже сейчас концепция действительно актуальна: она задает нам те вектора, по которым мы должны двигаться.
В том числе в рамках уже упомянутого федерального проекта «Профессионалитет». Он является составляющей частью концепции, он предусматривает подготовку кадров в самом тесном взаимодействии с предприятиями. По сути дела предприятие тоже отвечает за подготовку кадров.
И тут я бы отметил важный момент: в течение предыдущих двадцати, или даже тридцати лет, предприятия особо не задавались этой проблемой. Они решали свои кадровые проблемы в том числе и за счет мигрантов. На стройках всегда очень много трудилось мигрантов. Но сейчас из-за демографической ситуации и экономических проблем обозначился явный дефицит.
И сегодня предприятия уже заинтересованы закрывать вакантные рабочие места квалифицированными кадрами. И они вынуждены вступать в партнерские отношения с учреждениями среднего профобразования - техникумами и колледжами.
И это мы сегодня очень остро ощущаем. Если раньше приходилось уговаривать работодателей принять студентов на практику или трудоустроить выпускников, то сейчас директора предприятий, специалисты кадровых служб с нами начинают активно сотрудничать. Они готовы выстраивать партнерские отношения: острый дефицит кадров к этому обязывает.
Концепция предусматривает подготовить до 2035 года для строительства и ЖКХ не менее 830 тысяч специалистов.
Важно отметить еще одну положительную тенденцию. Когда работодатель готов решить кадровую проблему, то это отражается в том числе и на уровне оплаты труда. Вновь принятым квалифицированным специалистам следует создать хорошие социальные условия на предприятии, иначе хороших сотрудников очень трудно будет удержать. Согласно прогнозу аналитиков рынка труда, в ближайшее время заработные платы в этих сферах значительно увеличатся.
- Александр Юрьевич, готов ли техникум коммунального хозяйства и сервиса к реализации обозначенных концепцией нововведений?
- Многое реализуется уже сегодня. Например, мы выстраиваем продуктивные партнерские отношения с «Абаканвагонмашем». Предприятие осуществляет выпуск востребованной на российском рынке продукции, в том числе контейнеры. Предприятие заинтересовано в наших выпускниках. На сегодняшний день самыми дефицитными профессиями являются мастер общестроительных работ и сварщик. Электромонтажные работы сегодня в приоритете для предприятий многих отраслей.
«Абаканвагонмашу» требуются сварщики, и мы с этим предприятием заключили договор. В соответствии с этим договором они нам предоставят площади, на которых студенты будут не только проходить производственную практику, но и обучаться. То есть они планируют закупить соответствующее оборудование, установить его на своих площадях, выделить для этого место, где студенты могут уже повышать уровень своей подготовки с помощью в том числе и сотрудников этого предприятия. Ну вот это пример того, что тесная взаимосвязь с предприятием становится актуальной для обеих сторон.
В техникуме многое сделано в рамках программы модернизации среднего профессионального образования, которая была ранее утверждена правительством Российской Федерации.
За счет средств федерального и республиканского бюджетов в техникуме созданы современные учебно-производственных мастерских. У нас в настоящий момент такие мастерские созданы, это пять мастерских, сварочная мастерская, электромонтажная мастерская, сантехническая мастерская, которые оборудованы самым современным оборудованием. И таких мастерских в целом по республике достаточно уже много. Практически в каждом техникуме или колледже такие современные мастерские оснащены по самым последним требованиям. И этот ресурс, конечно, нам позволяет готовить кадры более квалифицированно.
То есть, вот допустим, если мы говорим о подготовке тех же сварщиков, сейчас же много видов сварки и технологические процессы сварочного производства, они совершенствуются, постоянно меняются, поэтому оборудование тоже совершенствуется, меняется. Оборудование мастерских нам позволяет быть в тренде.
Мы имеем самое современное сварочное оборудование по всем видам сварки, которые на сегодняшний день существуют. Ну и вот это, конечно, очень большое подспорье. Мы понимаем, что подготовка кадров должна осуществляться на базе наших мастерских и на базе предприятий по самым передовым технологиям, это первое. И второе, что студент должен быть погружен в этот учебно-производственный процесс и понимать, что любое предприятие заинтересовано в выпуске той продукции, которая востребована на рынке. И она должна быть качественной, современной, иначе предприятие просто не выживет в рыночных условиях.
Мы решаем эту задачу, создав на базе учебного заведения учебно-производственный комплекс. В производственных мастерских студенты под руководством мастеров выпускают продукцию. Тем самым студент вовлекается в реальный производственный процесс. И он уже понимает ответственность, становясь участником выпуска конкретной продукции. Более того, она идет на продажу и должна соответствовать заданным параметрам качества. И, во-первых, это тоже дисциплинирует и ответственность повышает. Во-вторых, прививает навыки работы на конкретном предприятии, на конкретном рабочем месте. Например, мы выпускаем на базе нашего техникума мебель, потому что мы готовим мебельщиков.
Кроме того, по заказам населения изготавливается достаточно большой объем мебели, которую мы реализуем. Понятно, что у нас мощности ограничены, мы же не предприятие. Тем не менее, объемы даже измеряются миллионами рублей в течение года.
Мы выпускаем продукцию из металла, это могут быть и металлические изделия. Даже те же печи, пусть это по заказу буржуйки, банные печи или это могут быть мангалы.
Оказываем услуги по обслуживанию тепловых узлов. Это делают ребята, которые обучаются по специальностям теплоснабжения. Мы заключаем договоры с предприятиями, с учреждениями. У каждого предприятия, конечно, есть тепловой узел, а то и не один, который надо обслуживать. И студенты этим занимаются под руководством мастеров.
Кроме того, мы выпускаем сувенирную продукцию для своих нужд и на продажу. И изюминкой вот этого учебно-производственного комплекса является собственный магазин. В нем сделанная руками студентов продукция выставлена на продажу. Собственно, это и демонстрирует в том числе и наши технологические возможности.
Это и подтверждают сегодняшние достижения техникума: процесс обучения реально приближен к экономической ситуации и реальной жизни. И вообще акцент сегодня делается на практической подготовке студентов в системе среднего профобразования.
Сейчас отрабатываем эти вопросы с нормативно-правовой точки зрения, приводим в соответствие с трудовым и гражданско-правовым кодексами.
Такие учебно-производственные комплексы у нас создаются во многих техникумах и колледжах. На сегодняшний день семь учреждений СПО идут по пути создания или уже создали и развивают учебно-производственные комплексы. Это хорошее подспорье для того, чтобы подготовить квалифицированные кадры.