Как известно, подписанный Владимиром Путиным 14 апреля 2023 года федеральный закон, совершенствующий механизм целевого набора, вступил в силу 1 мая 2024 года. Причем работодатели должны были разместить заявки на Единой цифровой платформе «Работа в России» до 10 июня. Кроме кардинальных перемен в самой системе реализации целевой квоты, именно на этот короткий временной отрезок посетовала во время майского интервью ректор Хакасского государственного университета имени Н.Ф. Катанова, доктор экономических наук Татьяна Краснова. Тогда же мы условились с главой ведущего вуза Хакасии вернуться к этой актуальной теме после завершения приемной кампании.
- Татьяна Григорьевна, насколько реальными оказались Ваши сомнения по поводу внедрения нового механизма целевого обучения?
- Как показала приемная кампания, в большинстве российских вузов столкнулись с некоторыми недоработками нового механизма целевого обучения. Действительно введение нового механизма целевого набора было для нас неожиданным в мае этого года. Это привело к тому, что мы набрали по сравнению с прошлым годом 70% целевиков. Остальные 30% были вынуждены перевести на обыкновенный набор.
В частности, по медикам мы практически выполнили целевую квоту - 47 человек набрали на квоту. А вот по педагогам всего 8 целевиков - немного.
С какими основными проблемами столкнулись? Основная проблема, как мы и предполагали, заключалась в том, что многим работодателям и потенциальным абитуриентам оказалось непросто обозначить свое присутствие на едином портале «Работа в России».
Кроме того, пользователи этого цифрового ресурса столкнулись и с техническими проблемами: особенно в первое время портал «Работы в России» надолго, как мы в обыденной жизни говорим, зависал. Когда у работодателей просто не было реальной возможности обозначить свою заявку на целевое обучение.
Испытал такие трудности и Хакасский государственный университет. И только благодаря тому, что я напрямую обратилась к заместителю министра науки и высшего образования Российской Федерации проблему удалось разрешить.
Вскоре единый цифровой портал «Работа в России» стал нормально работать. Потенциальные целевики заходили на портал, находили Хакасский государственный университет. Регистрировались для того, чтобы подать заявление на обыкновенный прием, либо по целевой квоте.
Лучше всех удалось сориентироваться в новых условиях целевого набора Минздраву Хакасии. Именно это ведомство давно занимается целевым набором - фактически уже 10 лет. В министерстве специалисты постоянно решают такие вопросы, очень хорошо разбираются, когда и кого подключить для решения этой актуальной задачи.
Поэтому они смогли оперативно преодолеть все возникающие препятствия.
В других министерствах таких специалистов, отвечающих за целевой набор, пока нет. Поэтому часть потенциальных участников целевого набора смогла заявиться на обыкновенный набор, а не на целевой.
Какой вывод сделали мы из этой ситуации? Ну, конечно, механизм целевого обучения подлежит корректировке.
У нас, слава богу, возник только этот момент. А некоторые вузы попали в другую ловушку. Новыми правилами целевого набора регламентировано, какие работодатели могут являться стороной договора о целевом обучении. Некоторые работодатели не соответствовали этим требованиям. Они заявились, дети в ВУЗы на целевые места поступили, а когда дело дошло до подписания договоров, оказалось, частная компания да еще с не очень хорошей репутацией не может быть стороной договора. К сожалению, в целом по стране вскрылись такие факты.
Благо, что у нас участником договора о целевом обучении в основном выступает бюджетная сфера и таких спорных ситуаций не возникло.
Поэтому на субъектовом уровне вся работа по целевому обучению должна быть четко отлажена. В целом по стране серьезной доработки требует и сам механизм целевого обучения. Если и на следующий год ничего не изменится, ситуация будет приблизительно такой же, мы снова потеряем часть целевых мест, будем переводить их в обыкновенные.
Ну а чем это грозит? Целевик возвращается в ту организацию, с которой заключил договор. Ему во время учебы доплачивали к стипендии, обеспечивали прохождение практики и ждут его на работу. Он туда возвращается и как минимум три года там должен проработать. Этот момент очень важен для Хакасии: сегодня в республике очень много кадровых проблем. Решить их без помощи целевого обучения не представляется возможным.
Поэтому нам нужно совершенствовать механизм целевого обучения как на федеральном,так и на региональном уровне. Я надеюсь на то, что у нас есть время для этого, и уже сейчас необходимо начинать этим серьезно заниматься.
В том числе и в сфере медицинского образования. Получилось так, что ребята с очень высокими баллами заявились на одни и те же больницы. Естественно, прошли только высокобалльники, остальные с хорошими, но более низкими баллами остались уже за этой чертой. Перевезти их даже на те четыре целевых свободных места в других больницах мы не смогли: это невозможно сделать по закону.
Эту ситуацию тоже нужно каким-то образом исправлять. В республике есть республиканская больница, скорая помощь, еще ряд других учреждений здравоохранения, они пользуются большой популярностью. А есть районные больницы, которым тоже требуются специалисты. И их кадровые проблемы тоже надо решать.
- Татьяна Григорьевна, давайте уточним. Вы сказали, что частные предприятия не могут участвовать в целевом обучении. У нас же в республике кадровые проблемы испытывает как раз именно частный бизнес. Согласно оперативным данным Минтруда Хакасии, по состоянию на 1 сентября в региональном банке вакансий более 6 тысяч заявленных работодателями свободных рабочих мест и вакантных должностей. Минздрав освоил практику целевого обучения, а частному бизнесу как решать кадровую проблему?
- Часть промышленных предприятий Хакасии, крупный бизнес и крупные корпорации могут выступать стороной договора на целевое обучение. Сделать это также могут предприятия, и организации, которые имеют долю государства в своем капитале.Не имеют такой возможности небольшие частные организации, но для них закон предусмотрел другую возможность.
Представители этих предприятий имеют право предложить студентам второго курса заключить договор уже не о целевом приеме, а о целевом обучении. И этим договором предусмотреть какие-то социальные гарантии, может быть, предложить доплату к стипендии, производственную практику, место работы после окончания учебы. Заинтересовать студента тем, что он будет трудоустроен и станет получать нормальную зарплату.
И такие случаи у нас в университете есть, когда компании приезжают, встречаются и находят себе на целевое обучение студентов второго и третьего курсов, заключают с ними договоры.
- Каким образом участвует в организации целевого обучения Минтруд — профильная структура, которая мониторит ситуацию на рынке труда и формирует прогноз баланса трудовых ресурсов на ближайшую перспективу?
- Минтруд России является модератором: он помогает работодателям зарегистрироваться на портале «Работа в России», а также отслеживает, может ли работодатель выступать стороной договора или нет.
Во время встреч, в том числе и с участием представителей правительства Хакасии, предстоит проговаривать и решать вопросы не только с крупным бизнесом, но и вовлекать в эту работу средний и малый бизнес. Проводить круглые столы, объяснять, как действует новый механизм целевого обучения.
Мы со своей стороны ведем такую разъяснительную работу. На сегодняшний день университет заключил договоры с 540 организациями. И мы намерены расширять поле деятельности, потому что кадровые проблемы сегодня, к большому сожалению, есть во многих организациях.
- Татьяна Григорьевна, кто устанавливает вузу целевую квоту?
- Целевая квота устанавливается Министерством науки и образования Российской Федерации для каждого вуза. Сегодня порядок таков.
- Изменилась ли квота для Хакасского государственного университета в связи с тем, что с 1 мая действует новый механизм целевого обучения?
- Пока квота осталась в прежних пределах. Но, как говорится на всех посвященных новому механизму совещаниях, федеральное министерство планирует наращивать квоту для всех регионов и по всем специальностям.
Я думаю, этот процесс действительно будет запущен, потому что наблюдается очень большой переток трудовых ресурсов. А федеральная власть заинтересована в том, чтобы все регионы равномерно были обеспечены кадрами и получили дальнейшее развитие.
Поэтому новый механизм сегодня как раз апробируется и совершенствуется. Я надеюсь, что здесь будет достигнут эффективный результат.
- Как в этом году прошла приемная кампания в Хакасском государственном университете? Довольны ли Вы ее результатами?
- К счастью, в этом году приемная компания, несмотря на всякие нюансы по целевому набору, прошла достаточно хорошо. Мы выполнили план бюджетного набора. Некоторые вузы в стране объявляли дополнительный набор. Мы сразу набрали студентов, в том числе и студентов-платников.
На сегодняшний день у нас набор составляет без трех человек 2500 студентов. Из них 1089 – это платный набор, и остальные – это бюджетный набор. Ну вот теперь необходимо качественно обучить этих студентов. В принципе, набор хороший, и мы набором довольны.
- Какие специальности сегодня наиболее востребованы?
- У нас традиционно востребованными специальностями являются юриспруденция, медицинское направление и психология. На социальную работу достаточно много заявлений у студентов. Есть отдельные направления, например, физкультура, безопасность жизнедеятельности, педобразование. Огромнейший конкурс по этому направлению - от семи до девяти человек на место.
Государственное и муниципальное управление тоже традиционно является востребованным. В магистратуру идут люди, которые имеют какое-то базовое образование, непрофильное, как правило, работают руководителями и хотят пройти достаточно хороший образовательный курс. Ну, не хотят долго учиться, поэтому идут в магистратуру, в заочную магистратуру, и за два года получают образование, которое потом позволит иметь соответствующую квалификацию государственного или муниципального управления. Потому что в этой сфере всегда очень большой конкурс.