Глава Минобрнауки Хакасии - о критике, кадровых перестановках и громких скандалах
Фото: 19rus.info

Министр образования и науки Хакасии Лариса Гимазутина накануне Нового года подвела итоги года уходящего и поделилась планами на новый, 2022-й год. 

Наряду с этим Лариса Николаевна прокомментировала все самые обсуждаемые события и острые темы, касающиеся деятельности возглавляемого ею ведомства. Также министр рассказала, как относится к критике, с которой органам исполнительной власти, пожалуй, любого субъекта регулярно приходится сталкиваться. 

-  Лариса Николаевна, раз уж наша встреча выпала на конец года, давайте начнем с того, что подведем его итоги. Предлагаю вам выделить топ-5 событий этого года в сфере образования.

- Первое. Несмотря на то что мы уже два года работаем в условиях пандемии, мы полностью реализовали все направления в рамках нацпроекта "Образование" и в рамках национального проекта "Демография". И те долги, которые у нас были по прошлому году по стройкам, мы их практически закрываем. 

Второе - это системная работа по линии социального сиротства. Она тоже дает положительные результаты. У нас увеличилось количество жилья, закрепленного за детьми, которые стали сиротами. Также у нас снизилось количество вновь выявленных сирот. На сегодняшний день у нас 260 детей-сирот. Это выявленных за год. Ну и впервые за последние 4 года нам удалось освоить не только средства федерального бюджета на покупку жилья для детей-сирот, но и средства республиканского бюджета. 

Отмечу, что приобретение жилья для сирот - это проблема всероссийского масштаба. В 2018 году только 16 субъектов освоили федеральные средства, мы в том числе. В 19 году таких регионов было больше, мы в том числе. В 2021 году, по предварительным итогам, было 16-18 субъектов, кто освоил. И мы среди них. 

Третье. Это то, что мы сформировали мощную систему дополнительного образования. По официальным данным, 73% детей в возрасте от 5 до 18 лет у нас охвачены качественным дополнительным образованием. Мы впервые мощно вышли на президентскую платформу "Россия - страна возможностей". Имеем там серьезный мощный результат. "Ворлдскиллс", "Обилимпикс", "Большая перемена", "Билет в будущее" - мы говорили неоднократно, сколько у нас там побед. 

Следующее направление - это мощный прорыв в системе среднего профессионального образования. Это создание современных мастерских. Мы впервые вошли в число победителей "Мастер года России". То есть в системе среднего профессионального образования у нас произошел очень большой качественный скачок. Практически все контрольные точки, которые были выставлены Российской Федерацией, практически везде мы вышли на максимум. 

Еще одно значимое событие: 20 октября мы проходили собеседование с руководством федерального министерства и Рособрнадзора. По результатам мотивирующего мониторинга с 47 места поднялись на 28. Для нас это большое достижение, ведь в рамках мотивирующего мониторинга анализируется все. 

- Безусловно, в образовании республики в этом году произошло множество позитивных событий. Но были и проблемы. Мы помним, как бурно общественность обсуждала историю с поставкой питания в школы и соцучреждения Хакасии, когда предприниматели заявили, что правительство республики им крупно задолжало. На грани срыва были продуктовые поставки для детей. Скажите, как обстоит ситуация сейчас? Нет ли долгов перед поставщиками?

- Ситуация была крайне напряженной. И причины задолженности в первую очередь были в том, что были заблокированы счета образовательных организаций. Эту проблему удалось решить. И взаимопонимание со стороны предпринимателей было, и главы муниципальных образований очень хорошо помогали. Естественно, правительство работало. 

По нашим учреждениям, подведомственным министерству образования, а у нас их 29, задолженности нет. Из муниципалитетов никаких жалоб и обращений не поступало. Но если вдруг где-то складывается какая-то неоднозначная ситуация, мы обязательно вмешиваемся. Буквально недавно получила информацию о том, что может быть приостановлено электроснабжение до аварийной брони в ряде наших муниципалитетов. Незамедлительно мы отработали. Если такого рода ситуации возникают, мы отрабатываем в штатном режиме. Стараемся не доводить до конфликта. 

- Раз уж речь зашла о школьном питании, давайте еще раз поясним, кто является ответственным за организацию этого процесса в школах? И куда могут пожаловаться те, кого не устраивает, как кормят ребятишек в образовательных учреждениях?

- Главным организатором питания в школе является, конечно же, директор школы. И все вопросы, которые возникают: не нравится меню, невкусно кормят... Их нужно задавать в первую очередь директору школы. Также в каждой школе должен быть создан родительский контроль. На сайтах образовательных организаций в обязательном порядке должно быть размещено меню, с которым родители могут ознакомиться. И в случае несогласия можно встретиться с руководством школы и обсудить его. 

Еще замечу, что понятие о правильном питании и то, что любят наши дети, не всегда совпадает. Поэтому - только двусторонний диалог. 

Я хочу сказать, что нам удалось заключить договор на бесплатной основе с Новосибирским институтом питания, и они сопровождают организацию питания в Хакасии. Ими разработано 17 примерных меню. Более того, в каждой школе есть специальная электронная программа, и в случае какого-либо несоответствия в меню, она срабатывает. 

Проверки качества продукции, которая поставляется в школы, продолжаются. Этим занимаются соответствующий комитет, Минсельхозпрод. Также вопрос находится на очень жестком контроле у главы республики. 

- Помимо истории с питанием школьников, Минобрнауки Хакасии часто упоминается в СМИ, когда речь идет о строительстве туалетов в сельских школах. Но не все понимают, какова в конкретном случае роль исполнительной власти, потому как учредителем является муниципалитет. Проясните, пожалуйста, нашим читателям, какую функцию выполняет в данном случае правительство и почему в некоторых школах республики сегодня нет теплых уборных?

- Буквально вчера, когда президент проводил очередную пресс-конференцию, один из субъектов задал вопрос, что в школы проводится интернет, при этом там нет теплых туалетов. И президент пояснил, что существует программа, в рамках которой поддерживаются малые поселения, села... 

В Хакасии, начиная с 2016 года, Виктор Михайлович Зимин, руководитель республики на тот момент, инициировал программу по восстановлению и строительству теплых туалетов. И началась огромная работа. С каждым муниципалитетом этот вопрос прорабатывается. У нас во многих школах туалеты внутри были, но так или иначе пришли в негодность либо вообще не использовались. В ряде школ эти объекты не были предусмотрены по проекту. В таком случае находили техническое решение и пристраивали. 

На сегодняшний день по официальной статистике у нас в 7 школах нет туалетов. Но так как мы мониторим ситуацию и берем реальную картину: в 11 зданиях нет теплых туалетов. Вопрос на контроле. 

Да, учредителем является муниципалитет. И ежегодно, помимо тех федеральных средств, которые мы привлекаем в республику, мы оказываем помощь муниципалитетам и выделяем небольшие деньги для ремонта школ, садиков... Также мы даем спонсорские деньги. Спасибо компании "РУСАЛ", которая ежегодно выделяет значительную сумму для образования. Муниципалитет эти деньги может направить на самые острые вопросы. Не восстановлены у вас туалеты? Пожалуйста, восстановите. Содержание зданий и сооружений прилегающих территорий относится к компетенции учредителя. муниципального образования. 

В ряде маленьких школах В Таштыпском и Аскизском районе не нашлось технического решения для установки модульных туалетов. Где-то близко водозабор, где-то здание слишком ветхое... Ведь это не просто пристройку сделать. Нужно провести экспертизу, сделать проект.

Сейчас установка туалета только самого блока с септиком будет стоить не менее 700 тысяч рублей. А еще проектная документация... 

Возьмем, к примеру, Усть-Чульскую школу. Мы с Абреком Васильевичем неоднократно разговаривали... Если мы туалет поставим внутри школы - это реконструкция. Проектом не предусмотрено. Если поставим вне школы, по санитарным нормам не проходим. Вот еще в чем проблема. Никто никогда не скрывал этих проблем. 

Еще пример - Ханкульская школа. Ее будут сносить. Имеем официальное предупреждение от железной дороги, что будут полностью станцию Хан-Куль переносить. Только с этим связано отсутствие туалета. Технического решения пока не нашли. 

- Еде одна актуальная проблема, которая на протяжении длительного времени не сходит с повестки — это обеспечение сирот жильем. В очереди на получение жилья стоит огромное количество человек, часть из которых ждет квартир более десятка лет. Как можете это прокомментировать?

- Да, у нас есть ребята, которые с 2013 года стоят в очереди на жилье. Мы очень надеялись и работали с республиканской прокуратурой в том направлении, чтобы принять на уровне республики закон о мерах дополнительной поддержки для детей-сирот, чтобы вместо выдачи жилого помещения выдавать жилищные сертификаты. К сожалению, наш законопроект даже рассматривать не стали, потому что на сегодняшний день он противоречит нормам федерального законодательства. Мы знаем, что выступал прокурор РФ на первой сессии Госдумы и просил принять этот законопроект. Законопроект был отклонен в полном объеме и отправлен на доработку. В марте вновь приступят к его рассмотрению. 

Мы полагаем, что как только проект закона вступит в силу, очередь у нас сдвинется. 

Второе. Недавно мы получили письмо от одного из наших муниципалитетов, где они предлагают, что будут строить жилье для детей-сирот.  И они подсчитали, сколько необходимо средств. Сейчас мы с Минфином и Минстроем будем отрабатывать. Кстати, нам повысили стоимость квадратного метра жилья. В прошлом году у нас была 41 тыс. рублей - установленная норма, на которую мы можем купить или построить. На следующий год для Хакасии установленная норма квадратного метра - 51 тыс. 

Будем решать эти вопросы. Мы не снимаем их с повестки. На следующий год республиканский бюджет увеличил, он дает нам 300 млн, а федерация 120. Соответствующее соглашение мы уже с Минстроем России заключили. На уровне РФ эти полномочия переданы министерству строительства. 

- Лариса Николаевна, интересно узнать как вы относитесь к критике работы министерства образования? И как отдыхаете от суровых рабочих будней?

- Мне часто задают вопрос, как отношусь к критике? Я листала тут толковые словари. Слово "критика" само по себе очень позитивное. Но есть понятие "критиканство". Это как раз предвзятая критика, которая выделяет только негатив и на этом акцентируется. 

Есть толковый словарь, в котором говорится: критика - это посох, который дан тебе в помощь. Критиканство - это дубина, которой тебя пытаются ударить по голове. Все, без комментариев. 

-  Еще один вопрос, который мы не можем не задать, связан с недавней новостью о скором уходе из министерства вашего зама Татьяны Карташовой. Скажите, Татьяна Евгеньевна не уведомляла вас об этом? Не планируете ли вы каких-либо кадровых решений?

- Мы с Татьяной Евгеньевной переговорили. Переговорили и с Алексеем Викторовичем (мэром Абакана - прим.ред.). Считаю, что это большой плюс и для Абакана, и для нас. Как сказал Алексей Викторович: "Вам будет легче работать с Абаканом". Татьяна Евгеньевна - профессионал высочайшего класса. Я ей желаю только добра. У нас очень крепкие отношения профессиональные. Я и зам - это одна команда. 

-  Вот уже почти 2 года мы живем в условиях пандемии. Скажите, отразился ли коронавирус на учебном процессе. Если да, то каким образом? Не ухудшилась ли успеваемость у студентов и школьников?

- Образование - это часть общества. Все общество страдает от этой пандемии. Не может образование находиться в вакууме. Но в целом результаты всех независимых процедур показывают, что мы не просели. Однако, как говорят, нет худа без добра. Благодаря всей этой ситуации, родители оценили роль школы: как важно, что ребенок учиться в школе, и ему все объясняет профессионал. 

Когда мы открыли учреждения дополнительного образования, мы шутили, что у нас произошел квантовый скачок. Родители поняли, что, оказывается, система допобразования дает ребенку развитие. Только мы открыли IT-Cube, все уже переполнено. Когда мобильный кванториум приезжает в села, там просто ажиотаж. 

- С успеваемостью все понятно. Давайте теперь поговорим о планах на будущее. Что планируете в следующем году по линии образования?

- На следующий год мы входим в большой проект, который курирует партия "Единая Россия". Это капитальный ремонт школ. Об этом на пресс-конференции говорил и президент. По результатам статистической отчетности 22 школы, 27 зданий требуют у нас капитального ремонта. Повторяю, по статистической отчетности. Из этих 22 школ 10 подготовили документы. ПСД должна была пройти экспертизу. Все это делалось в кратчайшие сроки.

Изначально у нас отобрали 5 школ. Но на днях пришло распоряжение правительства, и сумма увеличена. Либо нам увеличили количество школ, либо суммы на школы. Точно пока не можем сказать, но по 5 первым школам уже все известно: это Новороссийская, Устино-Копьевская, Орджоникидзевская, Сорская и Большесейская школы. Эти школы войдут в программу капремонта. 

Подробная версия интервью и поздравление министра с наступающим Новым годом - в видеосюжете 19rus.info. 

Добавить комментарий