Начальник отдела науки и национального образования Минобрнауки Хакасии Ольга Доможакова накануне Дня российской науки, который ежегодно отмечается 8 февраля, побывала в редакции 19rusinfo.ru и рассказала о том, как республика развивает научный потенциал и вовлекает в научную деятельность молодежь.
Полная версия беседы представлена ниже.
- 2022–2031 годы президент объявил десятилетием науки и технологий. Такое решение объясняется желанием усилить роль науки и технологий «в решении важнейших задач развития общества и страны», а также учитывая результаты 2021-го, объявленного в России годом науки. Отсюда вопрос: Ольга Васильевна, что делается республикой для привлечения в науку молодёжи?
- Одна из основных задач десятилетия науки и технологий - это привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок. Соответственно, эту работу мы уже начали проводить еще в предстоящем году. Каким образом мы привлекаем молодежь в сферу исследований и разработок? Первое - мы проводим мотивационную работу. То есть показываем престиж научной карьеры, воспитываем интерес у молодежи к науке, проводим мотивационную работу через различные мероприятия, конкурсы. Один из таких конкурсов, который уже стал традиционным, это конкурс "Научный потенциал Хакасии". Само название говорит о том, что молодежь - это потенциал науки. Соответственно, в этом конкурсе у нас участвуют студенты вузов, молодые люди и старшеклассники. Причем конкурс охватывает различные сферы наук, благодаря тому что включает в себя различные номинации. Самая талантливая молодежь ежегодно поощряется, также поощряются научные руководители, которые привлекают ребят в науку.
Также у нас проводится Межрегиональный фестиваль науки в Хакасии. Совет молодых ученых выступает на этом фестивале в роли спикеров, исследователей... И когда молодые ученые рассказывают молодежи о престижности науки, о ее достижениях это лучше воспринимается, чем если бы об этом рассказывало старшее поколение. Равный равному когда рассказывает - это лучше, доступнее и понятнее. И интерес таким образом формируется.
Следующая мера связана с финансовой поддержкой. У нас есть два конкурса, которые тоже нацелены на привлечение молодежи в науку. Оба они традиционные. Первый - это конкурс на присуждение именных стипендии Республики Хакасия студентам, которые проявили выдающиеся способности. Второй - это премии молодым исследователям. Одна премия размером 150 тысяч рублей предназначена для молодых исследователей - кандидатов наук, докторов наук. Другая - размером в 50 тысяч - предусмотрена для аспирантов, магистрантов, студентов, которые занимаются научно-исследовательской деятельностью и показывают высокие результаты. Важно обратить внимание на то, что исследования должны отражать уникальность республики. Если это прикладные научные исследования, то они тоже должны учитывать научную специфику региона, чтобы результаты исследований можно было внедрить в реальный сектор экономики.
Добавлю, что у нас есть планы по поддержке молодых исследователей, но пока их озвучивать не будем. Они связаны с увеличением грантовой поддержки.
- Интерес к науке формируется у детей со школьной скамьи. Как вы считаете, можно ли назвать равными возможности городских и сельских школьников в регионе для того, чтобы делать первые шаги в науку? Есть ли разница в оснащённости школ в сельских и городских территориях?
- Есть государственная политика, которая формируется на федеральном уровне. Согласно этой политики, где бы не проживал ребенок, у него должен быть доступ к качественному образованию. И последние годы мы делаем все, чтобы создать равные возможности для детей независимо от места жительства. В этой части принимается очень много мер, реализуется национальный проект "Образование". Так, в сельских школах создаются Точки роста - это центры гуманитарного и естественно-научного профиля, где используются современные технологии.
Вместе с тем в школах Хакасии активно создаются ЦОСы (Цифровая образовательная среда), на базе которых тоже используется высокотехнологичное оборудование, благодаря чему дети приобщаются к научным технологиям. У них появляется доступ к различным информационным ресурсам.
Практически все школы школы республики подключены к интернету. У нас организована единая сеть передачи данных, которая включает в себя 226 школ и 17 училищ и техникумов.
Замечу, что только в 2022 году в республике начато строительство двух школ проектной мощностью 1000 мест каждая. Одна из школ строится в селе Белый Яр Алтайского района. Школам предоставляется специализированный автотранспорт - автобусы. Более 113 автобусов у нас задействовано для подвоза детей, чтобы дети из отдаленных школ могли учиться в других населенных пунктах и получать качественное образование.
Равные условия для сельских и городских школьников создает и программа капитального ремонта школьных зданий. Также действует программа капитального ремонта спортивных залов, благодаря чему создаются современные условия для занятий физкультурой и спортом в школах. В сельских школах, кстати, у нас практически все спортзалы отремонтированы.
Активно в образовательном процессе используется детские технопарки: один находится в Абакане, один - в Черногорске. Еще у нас есть мобильный технопарк, который ездит по школам, чтобы все дети могли заниматься на высокотехнологичном оборудовании. То есть работа по созданию равных условий для городских и сельских школьников проводится очень большая и больше средства вкладываются в это направление.
- Какую роль, как вы считаете, играет учитель в формировании у учащихся интереса к науке? И предпринимает ли что-либо министерство для того, чтобы мотивировать педагогов привлекать ребят к научной деятельности?
- Учитель - та самая ключевая фигура, которая приобщает ребёнка к науке. Без участия учителя не проходит практически не один конкурс, нацеленный приобщение детей к научным исследованиям.
У нас, кстати, есть система олимпиад, которые проводит Республиканский центр по работе с одаренными детьми "Альтаир-Хакасия". В этом году очень модернизована его материально-техническая база. Работает центр в рамках трех направлений: наука, искусство, спорт. По этим трем направлениям проводятся профильные смены, и дети занимаются по интенсивным программа. Разумеется, что в процессе участвуют педагоги. И педагогов мы, разумеется, стимулируем. Существует система аттестации, и учителя, которые привлекают детей к научно-исследовательской деятельности, и у детей есть результаты, у учителей в таком случае есть возможность получить высшую квалификационную категорию. И сегодня у нас в республике более 76% учителей имеют высшую квалификационную категорию. Естественно, за квалификацию идет увеличение заработной платы и стимулирующие.
В рамках тех мероприятий, которые мы проводим на уровне республики, мы всегда стараемся поощрить учителей дипломами, сертификатами и отметить, что он подготовил победителя или призера какого-либо мероприятия научно-исследовательской направленности. Для поддержки педагогических работников используются все механизмы.
- Ольга Васильевна, скажите, сотрудничают ли школы Хакасии с образовательными учреждениями либо научными центрами по вопросам, связанным с инновациями и технологиями?
- Конечно, сотрудничают. Все школы, которые являются региональными инновационными площадками, сотрудничают с научными центрами и вузами, которые осуществляют научную деятельности. У нас в республике, напомню, находится три высших учебных заведения. Также у нас есть две научные организации - Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории и Научно-исследовательский институт аграрных проблем Хакасии. Также у нас есть агрошкола Хакасии. Две школы усиливают агротехнологический профиль Хакасии - Целинная школа в Ширинском районе и Усть-Есинская школа в Аскизском районе. Для этих школ разработана специальная программа.
Многие школы, которые ведут инновационную деятельность, взаимодействуют с научными центрами, которые находятся за пределами республики - в Новосибирске, Москве и в других субъектах.
- Ежегодно 8 февраля отмечается День Российской науки. Как Хакасия планирует отметить эту дату?
- Эта дата отмечается у нас традиционно каждый год, заранее планируются различные торжественные мероприятия. Проводятся торжественные заседания ученых советов, различные собрания, встречи с обучающимися и пр. 8 февраля состоится заседание Совета по научной и научно-технической деятельности, состоится церемония награждения, будут рассмотрены научные доклады.
Полная версия беседы с Ольгой Доможаковой - в видео 19rusinfo.ru.