На что готовы женщины, чтобы сохранить красоту и молодость? На многое. Но нередко в погоне за целью и следуя модным тенденциям, они идут на манипуляции, от которых получают обратный эффект. К тому же мода постоянно меняется, а следы процедур остаются.
Почему ожидание и реальность так часто не совпадают? С чего нужно начать, если вы приняли решение сделать себя, как считаете, лучше, и не пожалеть? Кто вообще имеет право проводить эстетические манипуляции? Именно об этом данный материал.
ИА «Хакасия» признает, что он должен был появиться гораздо раньше. Все ходят по улице и, конечно, замечают, сколько действует точек оказания косметологических услуг. Мезотерапия и биоревитализация для красивой кожи, ботокс от морщин, увеличение губ для соблазнительности, липолитики для стройности, RF-лифтинг для упругости... Эти и многие другие процедуры проводят в клиниках, салонах красоты, парикмахерских и на дому. Аккаунты так называемых мастеров пестрят снимками «успешных» работ, они называют себя косметологами, иногда даже пишут, что имеют медицинское образование. И клиенты, желая выглядеть на 5, 10 и далее по списку лет моложе, конечно же, клюют на обещанный эффект и красивую картинку.
Выглядеть сногсшибательно хотят все. А все ли знают, кто вообще имеет право проводить косметологические манипуляции? Уголовные дела, громыхнувшие в Хакасии совсем недавно, обратили внимание на эту огромную сферу обмана, серых доходов и непредсказуемых последствий. Крайне странно, что никто этого не сделал раньше - ни правоохранительные, ни надзорные органы, ни налоговая.
В отношении одного «мастера» уже вынесен обвинительный приговор, по другому ведется следствие. Пострадавшими официально признаны три женщины. Двум поставили филлеры, а третьей - еще и нити. Последствия нанесенного вреда здоровью легкой и средней тяжести женщины устраняли уже в больнице. Хотели скинуть несколько лет, а теперь потратят их на восстановление.
Сколько потерпевших от манипуляций лжекосметологов на самом деле, сказать трудно. Не все они готовы ходить по инстанциям, оценивать вред здоровью и тягаться с индустрией, где крутятся большие деньги. Одни исправляют ошибки у других, более опытных специалистов, принципиальные взыскивают ущерб в рамках гражданских процессов. Экспертом в таких делах часто выступает челюстно-лицевой, пластический хирург Республиканской клинической больницы имени Г.Я. Ремишевской Мария Малых. Она сама врач-косметолог и часто сталкивается с последствиями нелегальных работ. ИА «Хакасия» пригласило ее в редакцию, и врач рассказала о том, о чем большинство женщин даже не догадывается.
Наверное, сейчас многие подумают - неужели, чтобы увеличивать губы нужно высшее медицинское образование? Тем временем любой введенный филлер - это самый настоящий дермальный имплант. Никто же не пойдет вкручивать зуб к стоматологу-самоучке? К слову, по закону даже стоматолог не имеет права подтягивать лица нитями и вкалывать в них молодильные коктейли. Как и врачи других непрофильных специальностей, не говоря уже о медсестрах. Удивлены? Читайте дальше.
- Мария Сергеевна, судя по тому, сколько в Абакане и не только развелось «косметологов», они сами, а особенно их клиенты не знают, кем должен быть косметолог и какими знаниями обладать. Начнем с понятия? Кто такой косметолог?
- Прежде всего нужно понимать, что настоящий косметолог - это врач. И нет никаких других интерпретаций. Причем врачом-косметологом может быть только специалист, который окончил лечебное дело, либо педиатрию и в дальнейшем прошел специальную подготовку по профилю косметологии. Он имеет сертификат, дающий право заниматься этой работой. Вот тогда человек может заниматься такой деятельностью.
Да, анестезиолог тоже врач, но не может заниматься косметологией. Нужно обязательно профильное образование по этой специальности.
- Среднего медицинского образования недостаточно?
- Нет, только высшее образование. При этом нужно понимать, что фармацевтический факультет, который выпускает провизоров, - это тоже высшее медицинское образование. Но после фармацевтического, либо медико-профилактического факультета человек не может стать косметологом. Есть определенные оговорки, с каким профилем высшего медицинского образования человек может стать этим специалистом.
- А вообще всем ли нужны услуги косметологов или это бездумная мода? С какого возраста следует об этом вообще задумываться?
- Косметология, как и любая эстетическая медицина, это, скажем так, излишек. Да, современный мир нам диктует определенные правила, у нас зацикленность на внешности, на возрасте, мы все должны быть суперуспешными, подтянутыми, стройными, тонкими, звонкими и так далее. Но косметология, несмотря на то, что это медицина, не всегда о здоровье.
Косметолог может быть нужен в первую очередь тем, у кого закрыты базовые потребности. То есть, когда мы здоровы, с нами все в порядке, есть чем питаться, где жить, и вот тогда почему бы не заняться своей внешностью. Если мы хотим изменить свою внешность, которая не нравится с точки зрения эстетики, то начинаем с 18 лет. Если хотим поддерживать свой возраст и максимально, насколько возможно, оттянуть старость, то профилактическая работа начинается примерно с 25 лет. Но нужно понимать, что мы не можем отменить старение, а только его замедлить.
- Мы сейчас говорим о принятии или непринятии себя человеком, об эстетике и процедурах, проводимых на каждом углу, а, конечно, не о травмах и физиологических патологиях. Услуг, оказываемых так называемыми косметологами, великое множество. Есть ли градация, какие распространенные процедуры может оказывать исключительно специалист с высшим медицинским образованием, а какие со средним?
- Градация есть. Если мы говорим об образовании по профилю косметология, то специалистов можно разделить на три типа. Первый - это на мой взгляд и многих моих коллег докторов, злейшее зло - косметолог-эстетист. Люди вообще без медицинского образования пользуются этой лазейкой, потому как косметологу-эстетисту оно не обязательно. Это может быть условно бухгалтер, который решил поменять профессию, отучился несколько месяцев, получил удостоверение негосударственного образца. Эти специалисты могут выполнять только уходовые манипуляции. Это СПА, массажи, массажи лица в том числе, работа с бытовыми приборами, которые не зарегистрированы как медицинские изделия, восковые или сахарные, но не лазерные эпиляции и пр.
Второй тип - медицинская сестра в косметологии. Здесь уже нужно среднее медицинское образование. Это медицинская сестра, которая прошла дополнительную подготовку и по факту является помощником врача-косметолога. Она выполняет его назначения. По аналогии с другими медицинскими специальностями это примерно как ассистент стоматолога, то есть правая рука, делает простые манипуляции. По показаниям врача медсестра в косметологии может делать нетравматичные чистки, поверхностные пилинги, которые не влекут за собой серьезные химические ожоги и последствия. Она может выполнять некоторые аппаратные методики, в том числе лазерные эпиляции, карбокситерапию и так далее. Также медсестра имеет право проводить поверхностные инвазивные манипуляции - мезотерапию, но только по назначению врача-косметолога. Мезотерапия, это инъекционная косметология, но не является пластической, это не контурная пластика. И если доктор считает, что его помощник может выполнить эту работу, выписывает назначение, дает рекомендации - сколько, что конкретно ставить, и медсестра в косметологии выполняет.
И третий тип - врач-косметолог. Мы уже проговорили, кем должен быть этот специалист. Он осуществляет весь спектр. В том числе самые популярные процедуры - контурная пластика филлерами; все процедуры, которые обладают сильным повреждающим действием, на аппаратах, зарегистрированных как медицинские изделия (SMAS, микроигольчатый RF-лифтинг и пр.) - это все делает только врач-косметолог.
- Как бывает в реальности. Молодая девушка получает среднее медицинское образование без специализации в косметологии, активно оказывает услуги и при этом еще учит других девушек колоть филлеры. Как вы к этому относитесь?
- Это целый пласт теневой деятельности. На образовательную деятельность у нас тоже должна быть лицензия. И вот сами подумайте, может ли человек, не имея профильного образования, осуществлять образовательную деятельность? Конечно же, ему бы никто не дал разрешение. Это нарушение закона. Человек, который сам не обладает необходимыми знаниями, не может никого обучать априори. Он может передать какие-то механические действия, но это не означает, что он владеет какими-то навыками и правильно обучает. Конечно же, он не имеет права этого делать. Мы не просто так учимся 8 лет, чтобы работать по своему профилю.
- К сожалению, по правилам у нас работают далеко не все. В том числе и вам, пластическим хирургам, приходится исправлять последствия сомнительных манипуляций. С чем обращаются потерпевшие в отделение челюстно-лицевой хирургии?
- Обращаются не только в отделение. Такие пациенты часто пытаются попасть ко мне на прием как к пластическому хирургу и в другие клиники. Обращаются с рубцовыми деформациями уже после вскрытия гнойно-воспалительных процессов, с деформациями, связанными с фиброзом ткани в этой области. Когда ввели препарат, который не рассасывается, организм пытается отграничить этот препарат, возникает иммунная реакция, она проявляется в виде деформации, изменения внешнего вида.
В отделение ресбольницы и городскую больницу тоже поступают подобные пациенты. В основном с воспалительными острыми состояниями.
- На слуху в Хакасии всего несколько ярких примеров. Возбуждено два уголовных дела. Одна лжекосметолог уже осуждена. Как считаете, почему уголовных дел так мало, если ненастоящие косметологи принимают на каждом углу?
- Повторюсь, потому что это теневая деятельность. Нормальному человеку не придет в голову, что кто-то захочет заниматься медицинской деятельностью, не имея на это образования. Мы вряд ли представим ситуацию, при которой человек вдруг внезапно захотел без необходимых знаний удалять кому-то воспаленный аппендикс или ставить пломбы и тому подобное.
Это даже не вопрос законодательства, а адекватности. Такого в принципе не должно происходить. Законодательство просто не успевает подстраиваться под формирование преступных видов деятельности, законы не придумываются на коленке, для этого должны существовать прецеденты.
Никому не придет в голову стать хирургом без образования, но парадоксом является то, что он понесет наказание только в случае, если кто-то пострадает. Все это очень тяжело доказать.
- На что следует обращать внимание при посещении косметолога? На оборудование кабинета, на корочки, на что? Как отличить настоящего косметолога он обманщика?
- Я могу с одной секунды распознать не врача, даже не видя его. Мы все сидим в соцсетях, листаем странички, и конечно сейчас в большинстве пациенты приходят оттуда. На странице косметолога обязательно будут опознавательные признаки того, что он врач. Поверьте, мы все гордимся тем, что мы врачи, потому что это очень тяжелый путь, и мы все не скрываем этого. Если на профессиональной странице нигде не написано, что это врач, а есть такие размытые формулировки как «специалист с медицинским образованием», «имею медицинское образование» или «высшее медицинское образование», то уже стоит задуматься. Скорее всего это обман. То есть человек знает, что он не имеет права заниматься этой деятельностью и намеренно пытается втереться в доверие.
Насторожить может стиль ведения страницы. Доктор себе фривольности вряд ли позволит. У меня иногда волосы дыбом встают, когда вижу, как косметологические услуги рекламируют, например, в нижнем белье. На какой только хайп не идут. Это бросает тень на всю медицину, потому что люди же не знают, врач там или нет.
Самый знаменитый лжекосметолог Емельян Брауде дал свободу всем подобным «специалистам», назовем их так. Он прославился видео, где он в подвальном помещении, в кожаной куртке курит и параллельно своей подружке колет, уже не помню, кажется, губы. Врач не может себе позволить такого сделать.
Не стесняйтесь задавать вопросы. Спросите, какое образование имеет специалист. Спросите, есть ли сертификат конкретно врача-косметолога или нет. Это самый главный вопрос, который вы должны задавать человеку, когда идете к нему на прием.
- Вы перечислили, с чем к вам обращаются пострадавшие. Какие еще последствия могут возникнуть? Почему это так опасно?
- Осложнения в косметологии можно разделить на острые, ранние и поздние. Острые возникают сразу в моменте, ранние - в первые сутки после процедуры и поздние - после двух суток. Самые коварные поздние осложнения. Они могут возникнуть и через два года, и через пять лет. В современном мире должны использоваться биодеградируемые препараты, то есть рассасывающиеся. Это дает некое спокойствие, что можем сделать, не понравится, рассосется и не останется следов. Это не совсем так. Нет ни одной инвазивной манипуляции, которая пройдет бесследно, это нужно понимать. Изменения в тканях происходят в любом случае, вопрос в том, насколько они будут сильные.
Так что даже если вы не увидели последствий сразу, это не значит, что их не будет потом.
- Мало того, что «специалисты» принимают без образования, так еще и работают с сомнительными препаратами. Имеет ли право клиент проверить, с чем работает мастер и как определить хороший препарат от подделки?
- Если мы говорим о профессиональной деятельности, то любой врач должен вести медицинскую документацию. После процедуры вам должны выдать официальный документ - выписку из амбулаторной карты, где написано, какую процедуру вам проводили, в каком объеме вам ставился препарат и какой конкретно. На филлерах должна быть наклейка не только с названием, но и номером партии, сроком годности и другой важной информацией. Но конечно же, лжекосметологи эту документацию не ведут.
Отличить подделку от оригинала крайне тяжело. Если вам показывают сертификат, регистрационное удостоверение, говорят, что он прошел проверку, это не означает, что он оригинальный. Гарантом является закупка у официальных дистрибьюторов. Они продают препараты только при наличии соответствующего образования. Соответственно, лжекосметолог никогда не сможет купить оригинальный препарат у нормального дистрибьютора, который работает по всем нормам и законам. Дальше делайте выводы сами, что ставится в кабинетах.
- Как дистрибьюторы не продадут препарат не врачу, так и настоящий профессиональный косметолог не будет колоть подделку?
- Конечно, нет. Это наша репутация, ответственность за здоровье пациента. Официальный дистрибьютор в свою очередь несет ответственность перед нами. Если что-то пойдет не так, предстоит достаточно длинное разбирательство. К этому нужно подходить очень серьезно.
- При каких симптомах стоит бить тревогу?
- Ваш врач-косметолог должен рассказать о том, как будет проходить период реабилитации, объяснить, что является нормой, а что нет, и когда нужно выйти на связь. Конечно же, ждать адекватного ответа от лжекосметологов не стоит.
Итак, когда нужно бить тревогу. Если вы заметили, что сразу после процедуры есть острая жгучая боль, и она не проходит после того, как вам прекратили введение препарата, при этом эта зона изменила цвет на красно-бордовый либо, наоборот, белый, как будто бы вы на морозе долго находились, есть четкие контуры у этой зоны. Это может быть самое страшное осложнение - тромбоз, то есть закупорка питающего сосуда. В данном случае на экстренную помощь есть даже не часы, а минуты. И врач, если он с таким вдруг столкнулся, конечно же, вам ее окажет.
Если мы говорим о филлерах, то обычно реабилитация занимает порядка недели после постановки препарата. И если вам доктор сказал, через неделю отек должен пройти, а спустя это время вы видите явную асимметрию, отек с какой-то стороны, и он не проходит, это тоже повод обратиться либо к своему доктору, либо к другому специалисту за вторым мнением.
И если вы видите, что у вас появилась краснота, которая сопровождается повышением местной температуры, отек стал нарастать стремительно, появилась пульсирующая боль, боль при дотрагивании, тоже стоит бить тревогу.
- Куда обращаться пострадавшим? Каков алгоритм действий?
- Если мы говорим о гнойно-воспалительных осложнениях - краснота, нарастающая болезненность, то вы можете обратиться к хирургу-стоматологу. Это вариант амбулаторного вида помощи. Если будет необходимость, он вас направит дальше по профилю.
Если стоматолог не сможет помочь, можно обратиться в зависимости от ситуации либо на плановый консультативный прием к челюстно-лицевому хирургу, либо при экстренных ситуациях в приемный покой.
- Думаю, все что вы сейчас сказали, поможет очень многим задуматься. Быть может, у вас есть обращение-пожелание, советы ко всем женщинам, которые хотят быть красивыми?
- Подходите обдуманно, пожалуйста, к любой манипуляции. Нет процедуры, которая бы не оставила следа. Даже с учетом современных подходов все равно любая инвазивная процедура не проходит бесследно. Поэтому даже если вы идете к доктору, в хорошую клинику, не нужно подходить к косметологии, к эстетической медицине с позиции «я вчера увидела в социальных сетях, сегодня ищу к кому пойти».
Дайте себе время подумать, насколько вам вообще нужна эта процедура. Походите, посмотрите на себя в зеркало, спросите у своих знакомых, кто проводил такую манипуляцию, как они себя ощущали, какие могут быть осложнения. Поищите в отзывы об этой процедуре.
И если вы поймете, что вы здраво оцениваете все возможные риски, и все равно хотите провести эту манипуляцию, тогда серьезно подойдите выбору специалиста. Если у него длинная запись, то лучше дожидаться, чем пойти к тому, у кого уже завтра есть свободное окно.