Европейская солидарность не выдерживает энергозависимости
Евросоюз готовит уже шестой пакет санкций против России, в рамках которого предлагается полностью запретить импорт российской нефти в ЕС. Об этом 4 мая сообщила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
«Это будет полный запрет на импорт нефти из РФ, доставляемой по морю и по трубопроводам, неочищенной и очищенной нефти», — заявила она ходе выступления в Европарламенте.
Отказываться от российской нефти европейцы планируют постепенно, потому что многие страны ЕС серьезно зависят от этих поставок. По словам главы ЕК, необходимо найти альтернативных поставщиков и минимизировать влияние антироссийских санкций на рынки нефти.
В Брюсселе надеются завершить процесс отказа от российских поставок до конца 2022 года, но для некоторых стран он может затянуться еще на год. Так, предполагается, что исключение по существующим контрактам получат Венгрия и Словакия, которые серьезно зависят от российской нефти, а возможности получать ее через порты или нефтепроводы из других стран у них нет. Как ранее заявил словацкий министр энергетики Рихард Сулик, его страна пока не может позволить себе присоединиться к возможному нефтяному эмбарго ЕС.
«Мы будем, конечно, настаивать на исключении», — заявил он.
Российские поставки практически полностью обеспечивают потребности Словакии, и, как пояснил министр, что на процесс перехода на нефть других поставщиков нефтеперерабатывающему заводу Slovnaft потребуется несколько лет.
Представитель венгерского правительства Золтан Ковач также заявил о неизменности позиции страны в отношении российских энергоносителей и опроверг появившуюся в СМИ информацию об отзыве Будапештом права вето на эмбарго. Он также считает, что план ЕС в отношении Венгрии и Словакии вопрос энергобезопасности стран не решает.
«Мы не видим ни плана, ни гарантий в текущем предложении по управлению даже переходным периодом, ни того, что гарантировало бы энергетическую безопасность Венгрии», — цитирует его агентство Bloomberg.
Министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто после прошедших в Казахстане переговоров в очередной раз заявил, что вопрос обеспечения энергоснабжения остается важнейшим для властей страны и им все равно, что о них думают на Востоке или на Западе.
«Никто не может от нас ожидать, чтобы венгерский народ платил цену конфликта в Украине», — подчеркнул глава МИД, отвечая на вопросы журналистов.
Впрочем, в очередь на исключение готовы встать и другие страны. По информации агентства Франс Пресс со ссылкой на неназванных официальных лиц ЕС, в их числе Болгария и Чехия. Свернуть с опасного пути в отношении российских энергоносителей призывают в Австрии. В Нидерландах, где на долю России приходится около четверти всех нефтяных поставок и вовсе решили перестраховаться, поэтому срочно закупают российскую нефть: в порту Роттердама в ближайшее время готовятся принять не менее восьми танкеров.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков предполагает, что результатом нефтяного эмбарго ЕС станет возникновение хабов для входа российской нефти.
— Условно говоря, исключение на российскую нефть получает какая-то одна страна, а в реальности она занимается реэкспортом по ближайшим государствам, чтобы не создавать впечатление, что санкции ввели, а в итоге всем дали исключение и все ее покупают. Например, Венгрии дадут исключение, и она будет распространять по всей Центральной Европе нефть и нефтепродукты.
Вполне возможно, это приведет к уменьшению переработки российской нефти в Европе. Если раньше, например, работали пять НПЗ, но все были недозагружены, то теперь все сконцентрируется на поставках одному НПЗ, который будет полностью загружен и рассылать нефтепродукты по другим странам, чьи НПЗ будут остановлены. То есть будут формироваться хабы, чтобы российская нефть заходила и поставлялась другим странам, и чтобы она заходила и перерабатывалась, а распространялось уже топливо.
Мы видим и другой эффект: азиатские страны (те же Индия, Китай) все больше покупают нашу нефть, но не только. Та же Индия покупает большие объёмы российской нефти, перерабатывает и уже топливо отправляет в Европу. И все довольны: Индия, потому что купила российскую нефть со скидкой, а топливо европейцам продала по рыночным ценам.
«СП»: — Но ведь Европа в этом случае платит дороже.
— Да, но по политически приемлемым для них схемам. Политически нейтральное топливо. Их уже никто не обвинит, что они в России нефть закупают, они закупают в Индии, а откуда там берется непонятно, они не спрашивают. Политический вес для них очень важен.
«СП»: — Только это ведет к росту цен на все, потому что энергоносители потянут его. Европейские политики отдают себе отчет, что это грозит крахом экономики ЕС?
— К краху не приведет, приведет к уменьшению темпов роста или вообще рецессии экономики. Но сейчас никто экономической логикой не пользуется, все исходят из политической целесообразности принятых решений.
«СП»: — Почему ЕС спешит ввести нефтяное эмбарго, если далеко не все страны готовы к отказу от российской нефти?
— У них логика такая, что конфликт на Украине продолжается и ничего не делать они не могут, потому что это противоречит их политике сдерживания России и т. д. Считают, что для того, чтобы Россия поменяла внешнеполитический курс, надо продолжать давить.
Сказать, что ввели максимальное количество санкций, которые не бьют по их экономике, а дальше самим от санкций плохо, это они могут. Вот и получается, что надо вводить все больше санкций, но при этом в реальности все уже ввели. Все значимое, что осталось — это торговля нефтью и газом, и чтобы как-то ударить по российской экономике, надо бить по сектору углеводородов. Остальное — мелочи.
Это болезненная мера, поэтому приходится идти на такие компромиссы, когда говоришь, что вводишь санкции здесь и сейчас, а в реальности они начнут работ через полгода или с 23-го года. При этом есть надежда, что может не придется их применять, что ситуация на Украине как-то урегулируется, прекратятся боевые действия и можно будет заморозить те самые санкции, которые болезненны для них самих. Так что не факт, что нефтяное эмбарго заработает. То есть их не отменят, но введут мораторий.
Немецкий политолог Грегор Шпицен считает, что политические игры в демократическую солидарность с Украиной дорого обходятся европейской экономике.
— Даже жители таких экономических гигантов как Германия и Франция уже ощутили на себе всю прелесть европейских санкций и антисанкций, ведь для этого достаточно заехать на заправку или зайти в продовольственный магазин. Глядя на ценники за литр топлива, постепенно приближающиеся к €2,50 за литр, многим гражданам становится не по себе.
Однако если у немецкого и французского правительств и есть хоть какие-то резервы, чтобы поддержать население в часы невзгод, то молодым новоевропейским экономикам выдержать удар санкционной войны может оказаться не по силам. Неудивительно, что страны, экономика которых напрямую зависит от поставок доступных энергоносителей, всеми правдами и неправдами пытаются не брать на себя обязательства по поддержке эмбарго на поставку российских энергоносителей.
Венгрия, в последние годы превратившаяся в идеологического и экономического союзника Москвы, несмотря на сложности совместной истории двух государств, оказалась первой в череде стран, не готовых нести экономические потери из солидарности с украинским правительством, запятнавшим свою репутацию коррупцией и культурным геноцидом по отношению к национальным меньшинствам. Однако сложно сказать, чего оказалось больше в намерениях Виктора Орбана — стремления насолить ненавидящим его бюрократам ЕС или соблюсти объективные интересы национальной экономики.
Ситуация в Словакии несколько сложнее. Ее экономика не столь сильна, как венгерская, и сильно зависит от дотаций ЕС. Но и словаки, подсчитав возможные убытки, быстро решили, что политическая солидарность — это развлечение для богатых стран, к которым Словакия не относится.
Польша одной из первых выступила за антироссийское энергетическое эмбарго, однако это было позицией властей в Варшаве. Следует полагать, что предприниматели из северо-восточных воеводств, экономика которых зиждется на доступном российском газе и дешевом российском бензине, не совсем согласны со своими мудрыми руководителями.
«СП»: — Тогда зачем вводить меры, бьющие по своим же экономикам?
— Всем понятно, что введение эмбарго — это исключительно политический шаг, сделанный без продуманных расчетов всех последствий для европейской экономики. Но этот шаг сделан и теперь из ситуации следует как-то выкручиваться, по возможности сохранив лицо. Одно из таких государств — Словакия, трезво оценивающая политико-экономические реалии. Однако власти таких государств как Польша или страны Прибалтики скорее оставят собственное население без бензина и газа, чем позволят России почувствовать себя победителем. Однако очередь из стран, желающих обойти или ослабить энергетическое эмбарго будет постепенно удлиняться. В этом нет никаких сомнений.