Для Москвы, Пекина и Дели забота о гражданах важнее популистских игр
Европейцы отказываются от российских энергоносителей, и тем самым только делают Россию сильнее. Западные компании, вложившие миллиарды долларов в развитие российских проектов, теперь за копейки могут продать их компаниям из Китая и Индии. Москва окажется только в плюсе, получив и деньги, и технологии.
Запад стремится отказаться от российских энергоносителей — не только нефти, газа и угля, но даже от темных нефтепродуктов. При этом, судорожно избавляясь российских углеводородов, европейцы сами себе стреляют в ногу.
Цены на бензин в большинстве стран Евросоюза уже побили все мыслимые рекорды. На заправках выстраиваются огромные очереди, особенно из дальнобойщиков. Самые длинные очереди — на АЗС в Венгрии, где власти ввели жестко регулируемую цену на топливо, чтобы избежать коллапса и массовых протестов. Бензин стоит не дороже 480 форинтов (около 150 рублей по нынешнему курсу).
И теперь, чтобы заправиться на венгерских АЗС, сюда приезжают грузовики и автобусы из соседних Словакии, Словении, Польши и Австрии.
На фото: хорваты едут в соседнюю страну, чтобы купить топливо на заправочных станциях в Ленти. Хорваты покупают топливо на венгерских заправочных станциях, потому что это более дешевое решение. (Фото: Vjeran Zganec Rogulja/PIXSELL/TASS)
Владельцы заправок жалуются, что все больше автомобилистов уезжают, не расплатившись. Приходится даже вводить лимит на покупку топлива.
Страдает и промышленность, особенно немецкая, которая в наибольшей степени зависит от российского газа. Наиболее зависимы такие отрасли, как химическая, стекольная, сталеплавильная, автомобильная.
Несколько немецких автоконцернов (BMW, Audi, Porsche, Volkswagen, MAN) уже были вынуждены отменить рабочие смены, полностью остановлены конвейеры на автозаводах в Ингольштадте и Дингольфинге. Работников отправили в простой.
Как пишет The Guardian, такая экономическая катастрофа в Европе связана с политизацией энергетики. Зависимость европейской промышленности от российских нефти и газа слишком высока, избавиться от нее можно не ранее 2027 года.
Еврокомиссия заявляет, что вводит эмбарго на поставки российских углеводородов, чтобы перестать снабжать Москву экспортной выручкой. А все получается с точностью до наоборот.
По оценкам The Guardian, невзирая на все ограничения, экспортные доходы России только растут.
«Продолжающийся импорт энергоносителей является основным пробелом в санкциях, введенных против России… Россия фактически поймала Евросоюз в ловушку, где дальнейшие ограничения приведут к дальнейшему росту цен, несмотря на все усилия правительств стран Евросоюза», — пишет The Guardian.
И подкрепляет это конкретными цифрами. В сравнении с прошлым годом экспортная выручка России от продажи углеводородов выросла вдвое. С начала спецоперации, невзирая на агрессивную риторику, Германия заплатила за российские энергоносители 9 млрд. евро, Италия — 6,8 млрд. евро, Нидерланды — 5,6 млрд. евро. Причем эти страны закупали газ в России не только для собственного потребления, но и для перегрузки в портах.
Bloomberg: китайские компании обоснуются на российском шельфе
В годы президентства Владимира Путина российская энергетика оставалась крайне привлекательной для западных инвесторов. В Россию вкладывались самые крупные западные корпорации: TotalEnergies, ExxonMobile, BP, Shell, Chevron и многие другие.
Сейчас они продолжают закупать большие объемы российской нефти. А главное — не спешат выходить из российских проектов, сулящих огромные прибыли.
Причем у стран Запада охотно готовы выкупить российские активы инвесторы из дружественных государств. В том числе Китая и Индии.
Скажем, китайские CNOOC, CNPC и Sinopec ведут переговоры о покупке 27,5%-ной доли компании Shell в проекте СПГ «Сахалин-2». Это был один из первых транснациональных углеводородных проектов в России, инвестиции в который потекли еще в 1996 году.
Как пишет американское деловое издание Bloomberg, продажа может пройти по разным схемам: купить долю в «Сахалине-2» может либо одна из китайских компаний, либо консорциум. Пока что китайские власти официально ничего не комментируют, но на фоне новостей о переговорах с китайскими инвесторами акции Shell даже подросли.
Приход китайских компаний на Сахалин вполне оправдан: уже сейчас госкомпании из Китая участвуют в российских СПГ-проектах на Ямале.
Reuters: Дели заботится о своих согражданах, а не о политике
Китай — не единственная сверхдержава, которая может прийти на смену сбежавшим западным компаниям в российскую энергетику. Все больший интерес проявляет и Индия, пишет издание Reuters.
Министерство нефтяной промышленности Индии рассматривает возможность покупки 20%-ной доли в «Роснефти», которая с 2013 года принадлежит BP. Британская компания заявила, что намерена уйти из России и даже готова списать все инвестиции. Сумма вложений оценивается в 14 миллиардов долларов.
Купить акции «Роснефти» может либо одна из крупнейших энергетических госкомпаний Индии, либо консорциум. Интерес проявляют, как пишет Reuters, ONGC Videsh, Bharat Petro Resources, Hindustan Pertoleum, Oil India или GAIL.
Британцы, похоже, не против продажи: в марте генеральный директор BP Бернард Луни встретился с министром нефти Индии Хардипом Сингхом Пури. Очевидно, что и Россия дала «добро».
И это не единственный актив, который интересует индийцев. Индийское министерство нефти обратилось к OVL с просьбой рассмотреть возможность покупки 30% акций, принадлежащих ExxonMobile в проекте «Сахалин-1». Впрочем, там сумма скромнее — всего 4 миллиарда долларов.
Российский энергетический рынок очень важен и интересен для Индии, которая является третьим по величине импортером нефти в мире. Причем быстро растущая индийская экономика закупает около 85% от своих потребностей в нефти. В последние месяцы индийцы быстро нарастали закупки в России и нефти, и угля — причем не только энергетического, но и коксующегося. А он нужен для выплавки стали.
Санкции Дели не страшат. А вот возможность остаться без света — вполне. Играть в политику, как европейцы, прагматичные индийцы не хотят. Им свои сограждане важнее…