РФ прекратила поставки в Польшу и Болгарию, Австрия тут же согласилась платить в рублях, с остальными не всё однозначно
«Газпром» полностью приостановил поставки газа болгарской компании «Булгаргаз» и польской PGNiG в связи с неоплатой в рублях, сообщила российская компания. По данным лондонской биржи ICE Futures, на этом фоне цены на газ в Европе на открытии торгов 27 апреля выросли более чем на 20% — до 1350 долларов за 1 тысячу кубометров.
«По состоянию на конец рабочего дня 26 апреля „Газпром экспорт“ не получил платежи за поставки газа в апреле от этих компаний „Булгаргаз“ (Болгария) и PGNiG (Польша) в рублях. В соответствии с указом президента РФ № 172 от 31.03.2022 г. платежи за газ, поставляемый с 1 апреля, должны осуществляться в рублях с использованием новых реквизитов, о чем контрагенты были своевременно проинформированы», — говорится в заявлении компании.
В связи с этим «Газпром экспорт» уведомил «Булгаргаз» и PGNiG о приостановке поставок газа — с 27 апреля и до момента осуществления оплаты в соответствии с порядком, установленным указом.
«Болгария и Польша являются транзитными государствами. В случае несанкционированного отбора российского газа из транзитных объемов в третьи страны, поставки для транзита будут сокращены на этот объем», — заявил «Газпром».
Варшава сочла действия российской стороны нарушением условий контракта и заверила население страны, что на этот случай уже давно были предусмотрены запасные варианты.
«Мы уже приняли ряд решений много лет назад, и сейчас есть разные варианты [получения газа] от других партнеров, включая США и страны Персидского залива», — заявил заместитель министра иностранных дел Польши Марцин Пжидач.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже назвала действия «Газпрома» шантажом.
«Заявление „Газпрома“ — это очередная попытка России шантажировать нас газом. Мы готовы к такому сценарию. Мы готовим координированный ответ ЕС», — приводит её заявление «Коммерсантъ».
На это пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков возразил, что ни о каком шантаже речь не идет, новая методика оплаты была вызвана беспрецедентными недружественными шагами в сфере экономики: Россию лишили довольно значительную сумму резервов.
В то же время, в европейском лагере не все так однозначно. Канцлер Австрии Карл Нехаммер уже объявил на пресс-конференции, что австрийская нефтегазовая компания OMV готова к расчетам в рублях.
«Мы, то есть OMV, приняли условия оплаты», — приводит его слова ТАСС.
Немецкая компания Uniper, являющаяся основным поставщиком российского газа в Германии, допускает возможность оплаты за него в рублях. По словам финансового директора компании Тиины Туомелы, Uniper обсуждает этот вопрос с «Газпромом». Она добавила, что следующий платеж должен быть в конце мая. О готовности к расчетам в рублях заявляли и власти Венгрии.
Более того, агентство Bloomberg сообщает, что четыре европейских покупателя российского газа уже заплатили «Газпрому» в рублях, а десять компаний открыли счета в Газпромбанке для выполнения платежей в соответствии с новым порядком.
Президент научного фонда «Основание», эксперт по энергоносителям Алексей Анпилогов рассказал «СП», что сейчас в Евросоюзе может произойти раскол по вопросу оплаты в рублях, причем с каждой страной, которая будет отказываться от этого, цены на европейском рынке будут расти, что почувствуют на себе экономики стран и их граждане.
— Прекращение поставок связано не с тем, что поляки или болгары попали «Газпрому» под горячую руку, а с тем, что у них наступил срок очередного платежа, и они четко продекларировали, что платить в рублях за газ не будут. Они полностью отказались от той процедуры, которая была предложена «Газпромом» во исполнение законодательства России.
В ближайшее время такая же дилемма встанет перед другими странами, в частности, крупными потребителями российского газа, такими, как Германия, Франция, Австрия, Италия и другие.
«СП»: — Урсула фон дер Ляйен уже пообещала скоординированный ответ ЕС на «шантаж» России. Выступил ли ЕС единым фронтом в этом вопросе?
— Достаточно наивно было со стороны европейских политиков предполагать, что Россия не будет отвечать на их недружественные действия. Потому что шантажом нужно назвать заморозку российских активов в западных странах, которая и привела к тому, что Москва требует оплачивать газ в рублях. Есть хорошая поговорка: «Назвался груздем — полезай в кузов». Если уж назвался недругом России, будь любезен не надеяться на российскую дружбу.
Это чисто политическое заявление, рычагов юридического плана у Евросоюза нет. Более того, такие моменты прописаны, и любое разбирательство должно будет учитывать, что это форс-мажор по оплате. России отказано в свободном использовании законного средства платежа, то есть евро и доллара. Эти валюты утратили для нас статус свободно конвертируемых, поэтому мы хотим принимать платежи в нашей национальной валюте. Это абсолютно естественное условие с учетом санкций, наложенных на РФ.
Более того, стоит понимать, что никто не просит европейцев собирать рубли для оплаты. Немецкие или французские покупатели газа могут спокойно собирать евро для оплаты, но после этого они перечисляют денежные единицы в российский «Газпромбанк», а он после конвертации их в рубли перечисляет на счета «Газпрома».
Здесь очень важен момент перехода права собственности и исполнения контракта. Он происходит именно в момент конвертации. Таким образом Европа теряет возможность арестовать какие-либо счета в «Газпромбанке», потому что они принадлежат России.
«СП»: — Компании уже грозят идти в суд, что делать «Газпрому» в этой ситуации?
— Юридически к «Газпрому» не может быть претензий, так как его лишили возможности свободно распоряжаться долларами и евро. На практике решение может быть, конечно, любым, но Россия просто откажется от исполнения несправедливого вердикта.
Решение Стокгольмского арбитража по Украине исполнялось в ситуации, когда еще были надежды на нормальное взаимодействие с европейцами. Сейчас это, судя по всему, уже не является «священной коровой». Москва откажется исполнять несправедливое решение, и на этом все закончится. Тем более, что судебные разбирательства длятся годами, а перекрыть газ придется уже сейчас. Это и является основным моментом давления на политиков со стороны бизнеса и населения, которое столкнулось с резким ростом цен на энергию.
«СП»: — Что же сейчас будет происходить в Европе?
— Я считаю, что в Европе произойдет раскол. Собственно, он уже происходит на наших глазах. Есть страны, которые склоняются к выполнению российских условий, например, Венгрия и Австрия, есть страны, которые твердо их выполнять не намерены, — Польша и Болгария. Остальные государства пока колеблются. Но, учитывая жесткое требование РФ, где-то этот водораздел пройдет. Мне кажется, почти в каждой из 28 стран Евросоюза мы сейчас увидим эти метания и все классические стадии принятия — отрицание, торг, депрессию и так далее — после чего они должны будут совершить окончательный выбор, покупать им российский газ за рубли или нет.
«СП»: — Есть ли угроза для транзита? Могут ли отключенные страны начать отбирать газ себе?
— Евросоюз постарался извлечь уроки из украинских газовых войн, когда Украина занималась отбором транзитного газа. По правилам Третьего энергопакета ЕС страна-транзитер полностью отвечает за исполнение транзита. Транзитный поток не должны никоим образом изменяться. Поэтому отбирать газ можно, но с большими последствиями для себя. Как показывает нынешняя ситуация, даже во время специальной военной операции Украина не занимается несанкционированным отбором газа и свято блюдет требования Третьего энергопакета. Думаю, Польша и Болгария будут поступать таким же образом.
«СП»: — Насколько критично для Польши и Болгарии прекращение поставок «Газпрома»?
— В целом, обе страны готовы к прекращению поставок. У них небольшое потребление и есть альтернативные источники газа. У Польши это терминал СПГ в порту Свиноуйсьце, а также возможность получать норвежский газ реверсом по газопроводу «Ямал-Европа» из Германии. Для Болгарии это система TAP-TANAP и возможность использовать СПГ-терминалы Турции.
Проблема в том, что резервные мощности альтернативных источников не бесконечны, к тому же, они дороже. Если представить отказ от российского газа Польши, Болгарии или Северной Македонии можно, то представить отказ Германии, Италии или Австрии уже невозможно. Таких объемов сейчас просто нет на мировом рынке. Поэтому каждая страна, которая будет отключаться от российского газа, неизбежно столкнется с кратным падением производства, уровня жизни и всеми прочими негативными последствиями. Если отключение даже небольших стран вызвало рост цен на биржах сразу на 21%, легко представить, что произойдет в случае отключения крупных государств.