В Европе призывают наказывать своих граждан, участвовавших в украинском конфликте
Граждане Боснии и Герцеговины, уехавшие на Украину наёмниками для ВСУ, должны по возвращении в страну понести уголовную ответственность, считает сербский член президиума Боснии и Герцеговины, бывший президент Республики Сербской Милорад Додик. По его словам, таких людей необходимо наказывать в соответствии с боснийским законодательством.
«Очевидно, что это сделано втайне, мимо институтов власти и каждый, кто вернется, должен быть наказан по действующим законам», — подчеркнул он.
Примут ли власти БиГ соответствующие меры? И будет ли это распространяться на всех или только на тех, кто стал наёмником на какой-то определённой стороне? В каких еще странах решатся приструнить своих граждан?
— Прежде всего, данное заявление стоит рассматривать в контексте длительной напряженности внутри Боснии и Герцеговины, — считает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Кроме того, Москве также объективно выгодно, что против привлечения граждан третьих стран в состав украинских подразделений выступают высокопоставленные политики из таких государств. При этом ситуация вокруг Украины уже поднималась публично в ходе контактов российских официальных лиц с Милорадом Додиком — например, в ходе его телефонного разговора с Сергеем Лавровым 28 февраля.
«СП»: — На чьей стороне участвуют в конфликте на Украине граждане БиГ? А в других экс-югославских республиках?
— Еще незадолго до начала российской военной спецоперации Сергей Лавров на пресс-конференции после встречи с греческим коллегой Никосом Дендиасом упоминал, что о вербовке для отправки на Донбасс для поддержки вооруженных сил Украины «наемников из самопровозглашенного Косово, Албании и Боснии». В украинской и хорватской прессе неоднократно упоминалось об участии в боевых действиях на стороне Киева граждан Хорватии, позже приходили сообщения, что таковые есть в составе украинских подразделений, заблокированных на «Азовстали».
— Заявление Милорада Додика вполне своевременное и разумное, — считает координатор незарегистрированной партии «Другая Россия Э. В. Лимонова» * Андрей Дмитриев.
— Во-первых, Додик — патриотический политик. В отличие от «многовекторного» президента Сербии Александра Вучича, стремящегося угодить то Западу, то России, он занимает последовательную позицию. Старается отстаивать и расширять суверенитет республики Сербской, блокирует присоединение Боснии и Герцеговины к НАТО и антироссийским санкциям, воюет с международной бюрократией в лице «высокого представителя» по БиГ (по сути — наместника коллективного Запада) Кристиана Шмидта и так далее. Логично, что он выступает против накачивания ВСУ оружием и людскими ресурсами.
Во-вторых, по данным местного минобороны, всего воевать на стороне ВСУ уехало 167 человек, 17 вернулись обратно, 24 человека погибли. Вроде бы немного, но и страна небольшая, а если подсчитать «солдат удачи» со всего мира, то цифра выйдет внушительная. Поэтому сейчас крайне важно разъяснять европейцам, что ничего хорошего их там не ждет. Запросто можно отправиться к Бандере или попасть в плен. В этом смысле на Запад уже отрезвляюще действует Мариуполь, взять хотя бы случай с теми же пленными британцами. Лондон стал от них открещиваться, мол, «мы вас туда не посылали», хотя Борис Джонсон и попросил «хорошо к ним относиться». Если же возникнут ещё и перспективы уголовного преследования, то многие задумаются, а стоит ли игра свеч.
В БиГ очень сложная конфигурация власти между тремя общинами — сербской, хорватской и мусульманской — поэтому не факт, что предложение Додика будет реализовано на практике. Но сам факт, что оно озвучено, выглядит позитивно.
— В БиГ действительно возникла опасность усиления раскола между ее сербской частью, с одой стороны, и мусульманами и хорватами, с другой, из-за конфликта между Россией и Украиной, — отмечает политический обозреватель Дмитрий Галкин.
— Понятно, что в среде боснийских сербов может найтись большое число тех, кто будет готов сражаться на стороне России, если получит такую возможность. В тоже время среди хорватов и мусульман, наверняка, есть немало тех, кто готов поддержать Украину. Если граждане БиГ начнут погибать, сражаясь за российскую и украинскую стороны, то противоречия между различными конфессиональными общинами БиГ могут вспыхнуть с новой силой. Додику относительно недавно удалось наладить отношения с хорватскими политиками, что помогло ему укрепить собственные позиции. Скорее всего, Додик опасается, что все его достижения последнего времени окажутся под ударом, если хорваты и сербы вновь начнут стрелять друг в друга, пусть и сражаясь на украинской территории. Кроме того, ему, вероятно, хочется продемонстрировать, что он занимает нейтральную позицию, а не является безусловным сторонником России.
«СП»: — Примут ли его предложение? Если да, кого наказывать будут? Всех? Или только одну сторону?
— Додик является опытным политиком. Поэтому вряд ли он стал бы вносить предложение, способное несколько подорвать его популярность у боснийских сербов, если на его принятие не было никаких шансов. Думаю, что хорваты также заинтересованы в том, чтобы граждане БиГ не принимали участие в конфликте. Поэтому они также, скорее всего, поддержат идею наказывать всех, кто поедет наёмником на Украину, независимо от того, какую сторону конфликта решит поддержать этот человек.
«СП»: — Какие есть международные нормы или правила на это счёт, в том числе в России?
— Российское законодательство запрещает участие в международных конфликтах только в том случае, если те силы, которые поддерживает российский гражданин, создают угрозу для российских интересов или признаны экстремистскими в самой России. Поэтому тем российским гражданам, которые воевали в Сирии не на стороне ИГИЛ** или оппозиции, вроде бы ничего не угрожает. Вообще, юридически очень сложно запретить своему гражданину принимать участие в вооруженных конфликтах в других странах, если он действует в соответствии со своими убеждениями и не получает за это платы. Но наёмничество во многих странах законодательно запрещено.
«СП»: — Насколько серьезные наказания используются в мировой практике? Это кого-то останавливает?
— Если не принимать во внимание наказание за совершение преступлений против человечности, то иностранные добровольцы относительно редко становятся объектами уголовного преследования в своих странах. Как известно, несколько участников донбасского конфликта были осуждены в странах ЕС, но это, насколько я понимаю, было сделано на основании данных, предоставленных украинскими правоохранительными органами. Вообще, как мне кажется, трудно при помощи угрозы наказания удержать человека, решившегося взяться за оружие в соответствии со своими убеждениями. Как известно, в Афганистане и Сирии были задержаны десятки граждан США, Великобритании и стран ЕС, воевавших на стороне исламских фундаменталистов. Но те, кто занимается профессиональным наёмничеством, насколько я понимаю, стараются учитывать внешнеполитические интересы своих стран при выборе места работы, чтобы не столкнуться с неприятностями после возвращения.
«СП»: — Какие ещё страны могут своих активных граждан приструнить? Насколько они беспристрастны в этом, т.е. наказывают всех?
— Мне кажется, что это может сделать любая из стран, в которых часть общества симпатизирует России, а часть ее активно осуждает. Помимо БиГ, в это число входят Болгария и Сербия, а также некоторые страны Центральной Америки и Ближнего Востока. Думаю, что в некоторых из них могут быть приняты аналогичные постановления. Полностью беспристрастных стран, разумеется, нет и быть не может. Но в тех странах, где существует опасность возникновения общественного раскола вокруг конфликта на Украине, скорее всего, будут наказывать всех своих граждан, принимающих участие в боевых действиях.
Между тем, те страны, в которых сильны антироссийские настроения, будут разрешать своим гражданам наёмничать на стороне Украины и даже поощрять подобные устремления. Не думаю, что могут найтись какие-то британские или немецкие граждане, которые хотели бы принять участие в конфликте на российской стороне. Но, думаю, что, если бы такие люди действительно бы обнаружились, на родине их ждали бы серьезные неприятности.
* Организация не зарегистрирована Минюстом России
** «Исламское государство» — террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии (сокращенно ИГ или ИГИЛ) запрещена в России решением Верховного суда 29 декабря 2014 г."Исламское государство" — террористическая организация, действующая на территории Ирака и Сирии (сокращенно ИГ или ИГИЛ) запрещена в России решением Верховного суда 29 декабря 2014 г.