США, пытаясь ослабить Россию, сползают в новую Великую депрессию и тянут за собой ЕС
Инфляция в США и ЕС разгулялась не на шутку. Так, в марте годовая инфляция в стране дядюшки Сэма разогналась до 8,5%. Для сравнения: в благополучном допандемийном 2019 она составила всего 2,26%. Дорожает даже фастфуд: новые цены шокируют американцев.
Такой свистопляски цен ни Америка, ни Европа не видели с 80-х.
Но тогда весьма удачно для Запада в СССР назрела перестройка. В результате у нас начались «лихие 90-е», а у них — всё устаканилось.
Но сейчас, похоже, «коллективный Запад» огребает по полной программе.
Предвестником катастрофы стал подорожавший бензин. Цена на него в разных штатах отличается, да и марки разные. Но в целом по сравнению с прошлым годом он подорожал вдвое. Из-за этого ударили по кошелькам и городской транспорт, и грузоперевозки. А дальше — пошло-поехало. Поднялись цены на электроэнергию, аренду жилья и производственных помещений, продукты питания и даже святое — американский фастфуд.
Президент Байден привычно обвинил во всём Путина «70% инфляции — из-за повышения цен на бензин Путиным», — убеждает он американцев, урезающих необходимые траты. Но верят ему далеко не все.
На самом деле товары в Америке дорожают с прошлого года, отмечает The Wall Street Journal, и причиной этого являются «чрезмерные федеральные расходы и мягкая денежно-кредитная политика». То есть нельзя было полагаться на печатный станок и необеспеченные кредиты, это до добра никогда не доводит.
В настоящее время США производит более половины всех своих товаров за рубежом, напоминает эксперт Александр Артамонов. На самом деле, от общего числа рабочих мест в этой стране около 80% приходятся на сферу услуг. То есть ту продукцию, которую потребляют США, они элементарно не производят. В то же время объёмы ВВП считаются в долларах — национальной валюте страны — таким образом, что, например, совсем виртуальная деятельность какой-либо компании в области производства программного обеспечения может стоить дороже, чем выработка Магнитки или Нижнего Тагила.
Однако жизнь не обманешь, так как финансовая экономика давно оторвалась от реальной, но пить-есть-отапливаться и обороняться надо всё же в настоящем, а не придуманном мире. В этой связи размышления Клауса Шваба, лидера Давосского клуба, о необходимости сокращения населения и дальнейшей цифровизации — это всего лишь умствование в отрыве от повседневной жизни нашей планеты.
Именно те самые бесправные миллиарды — то есть никуда не девшийся пролетариат, перемещённый мировым капиталом в другие страны, подальше от своего континента — и производят те самые блага, которыми пользуется Америка. Поэтому операция по дедолларизация мировой экономики, начатая нашим президентом одновременно со спецоперацией на Украине, не просто своевременна, но и драматична для США.
«СП»: — И чем это может обернуться для «коллективного Запада»?
— Фактически Вашингтон двигается прямым ходом к Великой депрессии. Кстати, мало кто знает, что в те времена немалая часть населения Америки просто умирала от голода. И кстати, обнищание грозит не только заокеанской державе, но и Европе. Недаром министр сельского хозяйства Франции Денорманди заявил, что в случае переизбрания Макрона президентом французам будет выдаваться «продовольственный чек» на потребительскую корзину из 100 основных товаров, чтобы «они просто продолжали питаться».
«Продовольственные чеки» для еще недавно благополучно-сытой Европы — это очень сурово… Получается, что запас прочности у развитых европейских экономик, на которые нас призывали равняться, оказался не столь велик. После того как Белый дом запретил закупать российскую нефть и другие энергоресурсы, цены на нефть поднялись до 130 «зелёных» за баррель. А в феврале, уже после начала спецоперации, она шла примерно по 100 долларов.
При этом некоторые аналитики считают, что котировки могут подняться и до 170 баксов за бочку.
И вот свежая новость про газ, стоимость 1000 кубов в Европе поднялась выше 1170 долларов (речь о фьючерсах на май).
А ведь год назад европейцы считали, что газ по 200 долларов — это дороговато.
Кстати, ЕС тоже не смог удержать цены. Сильнее всего досталось Литве. Там показатель инфляции составил 15,6%. В Германии показатель 7,3%, и это максимально высокая отметка за последние 40 лет. Тогда проблемы возникли из-за роста цен на нефть, спровоцированного войной между Ираном и Ираком. Сейчас проблема создаётся искусственно, санкции в отношении России поддерживают рынок энергоносителей в состоянии истерики.
В Старом Свете в марте сильнее всего подорожали энергоносители, чего, собственно, и следовало ожидать. На втором месте — продовольственные товары, спиртное и табак. Стоимость услуг оказалась на третьем месте. Это — данные Евростата, если что.
Какую европейскую страну ни возьми — экономику лихорадит везде.
В России, конечно, тоже не всё гладко. У нас самих годовая инфляция в марте разогналась почти до 17%. Есть проблемы из-за того, что невозможно получать запчасти, из-за того, что нарушены логистические цепочки и прочая, и прочая…
Но, в отличие от США и Европы, мы видим свет в конце тоннеля.
Экономист Андрей Бунич считает, что дальнейшего повышения цен уже не будет. Потому как паника, вызванная санкциями, уже улеглась. По его мнению, цены у нас завышались, зачастую необоснованно. Продавцы пользовались тем, что часть населения начала скупать всё подряд. Плюс возникла нервозность из-за того, что доллар и евро начали дорожать. Но сейчас у нас появилась возможность создать новые торговые связи, новые логистические цепочки, подходящую систему взаиморасчётов. Более того, мы сейчас можем с нуля создать собственный финансовый сектор.
— Россия была встроена в западную финансовую систему, и это сильно нас тормозило. Наш собственный финансовый сектор будет очень мощным. И рубль наш будет востребован в куда больших масштабах, потому как финансовые операции всегда крупнее, чем торговые. Они и осуществляются чаще, и объём финансовых активов больше. Оставаться дольше в западной финансовой системы мы не можем и не должны. Нас там обворовали, и надо забыть про них как про страшный сон.
Сейчас на мировом финансовом рынке наша доля — всего полпроцента. А если считать новые размещения, так у нас всего сотая доля процента получится, потому что западный рынок все новые размещения забирает себе. Это же настоящая дискриминация!
Если мы откроем свой финансовый рынок, у нас капитализация сразу будет в пять-шесть раз больше. А реально цифры должны быть гораздо выше, потому что Россия имеет очень ценные активы и перспективную экономику. А по новым размещениям у нас потенциал стократный. Главное, этот потенциал сейчас не профукать!
Если правительство будет принимать правильные решения, то Россия в обозримом будущем может стать новым центром альтернативной финансовой системы, — уверен эксперт.