Ни на Балтике, ни на Черном море нет инфраструктуры для суперлодок российских миллиардеров
Губернатор Калининградской области Антон Алиханов призвал российских олигархов швартовать свои яхты на Балтике или на Черном море. По мнению чиновника, так миллиардеры обезопасят свои драгоценные плавсредства от арестов в Европе и помогут развивать инфраструктуру российских регионов. Ведь для содержания одной суперэлитной яхты нужны соответствующие условия и швартовки, и обслуживания.
«На те ресурсы, что вложены в одну яхту, можно было бы создать классную верфь мирового уровня в России, на которой строились бы такие яхты. Создали бы такую инфраструктуру — спрос есть, судя по всему. Пришло время парковать все яхты на родине — на Балтике, на Чёрном море — и вкладываться в инфраструктуру обслуживания. Калининградская область всегда была столицей судоремонта на Северо-Западе. Здесь есть все предпосылки для этого», — заявил Алиханов.
Губернатор добавил, что у него «сердце кровью обливается», когда он видит новости об изъятии дорогих яхт, так как на эти деньги можно было бы построить все марины, причалы и «всё то, что мы проектируем в области, сломать, заново построить, снова сломать и третий раз построить».
После введения санкций западные страны арестовали несколько десятков яхт, принадлежащих бизнесменам из России, общая стоимость их может превышать несколько миллиардов долларов. Только финская таможня 22 марта задержала 21 яхту из-за подозрений, что эти суда могут принадлежать российским бизнесменам, попавшим под санкции. О массовом изъятии яхт рапортуют власти Франции, Италии, Испании и других европейских стран.
Из самых громких арестов можно назвать 156-метровую яхту Dilbar стоимостью почти 600 млн. долларов, заблокированную в Гамбурге. (По данным Forbes принадлежит Алишеру Усманову); 85-метровую суперъяхту Valerie в Барселоне, по версии испанских властей связанную с Сергеем Чемезовым, который назвал эту информацию фейком (140 млн. долл.); 64-метровую Lady M стоимостью 65 млн. евро, которая, как утверждают итальянские чиновники, принадлежит Алексею Мордашеву. Список можно продолжать очень долго.
Несмотря на это, приводить свои яхты в Россию олигархи спешат. Пока что известно, что это сделал только Алексей Мордашев, чья 142-метровая яхта Nord стоимостью в 300 миллионов долларов в конце марта прибыла во Владивосток с Сейшельских островов.
Остальные миллиардеры прячут элитные суда в других уголках мира. Несколько яхт были замечены в Турции, например, 73-метровая Clio, которую связывают с Олегом Дерипаской. Кто-то выбирает более экзотичные направления — Фиджи или Мальдивы.
Глава Калининградской области прав в том, что швартовка суперъяхт принесла бы местным бюджетам кругленькие суммы. Например, когда тот же Dilbar в 2020 году швартовался в Сочи, эксперты подсчитали, что ежедневная аренда стоянки обходилась в 269 211 рублей в день в летний период и 132 399 рублей — с ноября по апрель. Но, как считает политолог Павел Салин, российские олигархи, несмотря на все санкции не теряют надежды, что Запад позволит им и дальше наслаждаться «сладкой жизнью».
— Один из главных интересов крупного бизнеса, который владеет яхтами, самолетами и прочими средствами передвижения — это доступ к благам глобального мира и свобода передвижения. Есть вероятность, что если они свои средства передвижения заведут в Россию, то никуда за пределы местных вод или воздушного пространства уже не выйдут. Как говорится, вход рубль, а выход — червонец.
Российский олигархат пытается через обходные маневры, через Фиджи и Мальдивы, остаться на задворках глобального мира. Они считают, что у них есть шанс проникнуть туда пусть не через парадный, а через черный ход. Но насколько эти расчеты оправдаются станет ясно через полгода-год.
Как рассказал «Свободной прессе» главный редактор журнала Yacht Russia Артур Гроховский, даже если бы у российских олигархов внезапно возникло желание привести свои суперъяхты на Родину, техническая возможность сделать это крайне ограничена. Попросту говоря, швартовать эти мегалодки негде, а строительство необходимой инфраструктуры — дело не одного года.
— Единственная современная большая марина, которая подходит для яхт такого класса, в России только одна — это Сочи Гранд Марина. На Балтике марин, пригодных для специализированных суперъяхт, нет. Разместить крупную моторную яхту в российском порту сейчас очень проблематично.
Недавно во Владивосток зашла новая яхта Алексея Мордашова Nord. Ее длина 142 метра. Представьте, куда ее можно поставить? Она же по длине, как эсминец. Понятно, что для таких судов должна быть отдельная акватория, гавань с соответствующими пирсами, инфраструктурой и всем прочим. У необорудованного причала такую яхту не поставишь. У нас такая инфраструктура не развивалась, поэтому привлечь суда такого класса крайне сложно. А вот лодки длиной 25−30 метров можно поставить, например, в Санкт-Петербурге. В Калининграде такой специальной стоянки нет, но в порту для них может найтись место. Хотя в целом и это потребует инвестиций.
«СП»: — То есть швартовать мегаяхты в России негде?
— Такие площадки нужно создавать. Например, в Кронштадте сейчас развивается проект «Город портов», в рамках которого должны быть созданы несколько марин. Но я не знаю, учитывали ли авторы проекта возможность постановки яхт такого класса.
Такие марины — вещь достаточно сложная просто потому, что они большие. Как правило, нет подходящих бухт, а, значит, нужно строить дорогостоящими волноломы и причальные сооружения. Это то, что называют длинными деньгами, так как подобные вещи не окупаются за 7−8 лет.
«СП»: — И где же олигархи держат свои суперлодки?
— Турция пока является достаточно безопасным местом. А вот на Сейшелах недавно задержали чью-то лодку. Проблемы есть и в Тихом океане. В целом, мест, где можно спокойно держать мегаяхты не так-то много. Это реальная проблема для владельцев этих судов.
Законность их ареста — отдельная тема для разговора, как и размер яхт, которые подлежат санкциям. Не совсем понятно, где проходит эта граница. Например, в Финляндии было задержано 20 с лишним яхт, но их общая стоимость только 21 миллион долларов. То есть это совсем небольшие суда длиной не более 50−60 футов, причем арестовывали их по принципу highly likely.
«СП»: — В каком смысле?
— Мы связались с менеджером зимней стоянки яхт в Ловийсе, и он сказал, что эти лодки зарегистрированы под разными флагами. Доказательств того, что они принадлежат русским, либо нет, либо они сомнительны. Видели на борту русских, слышали русскую речь, и этого уже оказалось достаточно. Какой-то международный анекдот.
«СП»: — Возвращаясь к инфраструктуре в России, насколько сложно ее будет создать?
— Если вынести суперъяхты за скобки, по сравнению с ситуацией пятилетней давности подвижки в создании инфраструктуры для яхт в России есть, но принципиального перелома не произошло. С одной стороны, хорошее место для стоянок — Черное море. Но с другой, Кавказское побережье и побережье Краснодарского края не имеют естественных укрытий. Там нужно строить марину с гидротехническими сооружениями, с волноломами. А поскольку на Черном море большие глубины начинаются сразу от берега, это очень дорого.
Это под силу только государству, а не частному инвестору, потому что для него это слишком длительный период окупаемости. Можно рассмотреть государственно-частное партнерство, но я не вижу здесь интересов частников.
Дожить же до ситуации, когда государство или город будет строить такую марину ради благоустройства набережных, а потом передает ее эксплуатацию на определенных условиях частной управляющей компании, нам вряд ли удастся. Сейчас у страны есть более насущные задачи, чем строительство марин такого уровня сейчас.
Еще одно хорошее место на Черном море — Севастополь с его бухтами. Но там все в основном занято военными, гражданскую инфраструктуру тоже нужно строить практически с нуля. Нужно понимать, что стоянка мегаяхт — это не просто место, где можно поставить лодку. Рядом должны быть заправки, удобный подъезд, весь необходимый сервис для обслуживания лодки, рестораны. Важна даже такая вещь, как красивый вид.
У нас вся эта инфраструктура на воде очень слабая и едва сдвинулась с начальной точки развития. Пока заявления губернатора выглядят, как Маниловские мечтания. «Хорошо бы к нам заходили мегаяхты и платили за стоянку огромные деньги»… Кончено, хорошо, потому что стоянка таких лодок — это драйвер роста местной экономики. Барселона, где огромная стоянка таких яхт, зарабатывает на ней хорошие деньги. Но там есть и вся инфраструктура, набережная, отели, рестораны. В Калининграде с благоустроенными набережными, если не брать набережную Музея мирового океана, пока все сложно.