Отечественная экономика переживает момент истины: под санкциями мы вынуждены осознать необходимость собственного производства. Президент Владимир Путин говорит о том, что страна посажена на "технологическую иглу", а премьер-министр Михаил Мишустин – о необходимости инженеров в промышленности. А есть ли ещё в стране те, кто сможет нам импортозаместить критически важную продукцию? Какого качества эти новые инженеры? Царьград расскажет – проект Болонской системы в России пора сворачивать.
Трёхтомник словаря наизусть
Между двумя поколениями русских инженеров пропасть. Несопоставимый уровень профессиональных знаний. Возрождающиеся производства не знают, где брать специалистов, потому что часть инженерных специальностей просто перестала существовать за 30 лет рыночной либеральной экономики. Одним из требований ВТО было присоединение нашей страны к Болонскому процессу образования. Но сейчас по факту мы видим – "болонка" чуть не убила русскую инженерную школу.
Сейчас необходимо своё производство режущего инструмента, а гидравликов нет. Мы прикрепили группу магистрантов к уникальному специалисту за заводе "Гидропресс". Передаёт знания напрямую. Так что можно сказать, что русская инженерная школа жива, пока живы старые мастера,
– рассказывает руководитель Инженирингового центра Оренбургского государственного университета Сергей Бойко. ОГУ повезло. К процессу воспитания "своих" специалистов там давно подключилось ПО "Стрела", оборонное предприятие. Но сколько заводов закрылось в том же Оренбурге.
Сейчас нет инженеров-гидравликов, а раньше любой инженер это знал, потому что была такая дисциплина "Гидропривод". До сих пор помню своего преподавателя Антонова, который учил нас рассчитывать все эти текучести, трасселя. Лабораторные работы были, серьёзная производственная практика. В русском высшем образовании был практический подход. В Болонском процессе всего этого нет,
– продолжает Бойко. Русских инженеров учили суровые практики, главные специалисты промышленных предприятий, конструкторы, директора заводов. Это были живые легенды. У студентов даже не возникало мысли о том, чтобы предложить взятку за экзамен или пойти учиться только для того, чтобы "откосить" от армии.
Это были такие люди, перед которыми было очень стыдно оказаться в аутсайдерах. У нас "Детали машин и подъёмно-транспортные механизмы" читал Вернер Губертович Горный, главный конструктор совнархоза. На его разработках до сих пор работают сталелитейные заводы. Преподавал Фурер Самуил Владимирович, директор станкозавода. Эти люди помнили наизусть все допуски, посадки, все таблицы трёхтомного справочника машиностроителя. Это были люди широчайшего кругозора, носители культуры.
Сергей Бойко однозначно считает, что болонская система образования должна уступить место на арене образования русскому специалитету. У современных бакалавров нет даже достойной теории, не говоря уже о практике. Бакалавры и магистры учат теорию познания, философию, а количество часов сопромата урезано до минимума. Раньше инженер изучал материаловедение, термех, детали машин. А сейчас все дисциплины "сбиты в одну", изучаются поверхностно. То есть в "болонке" попросту утрачены основополагающие инженерные знания.
Индивидуальный подход? Нет, не слышали
Недовольны знаниями, которые даёт болонская система, и сами студенты. Мария Погодина, выпускница магистратуры СПбГУ, однозначно свидетельствует не в пользу европейских стандартов. Ей есть с чем сравнивать:
Я заканчивала и специалитет, и магистратуру. В определённый момент мне показалось, что есть необходимость усилить свои компетенции. Но, придя в магистратуру СПбГУ, я была глубоко разочарована. Во-первых, совершенно никаких новых знаний я не получила. Я всё это уже знала, несмотря на то что закончила сильно региональный вуз с низким рейтингом. Во-вторых, ни одна из рекламно заявленных моделей мне предложена не была. Ни индивидуального подхода, ни уникальных практик.
Мария отмечает, что была сильно удивлена тем, насколько либерально настроены преподаватели. Студентам с горящими глазами рассказывали о "прекрасных" западных ценностях. Откровенно поощрялись "неуставные" связи между преподавателями, аспирантами и студентами, чуть ли не навязывался феминизм. Реальной информации по специальности Мария не получила. Со стороны преподавателей – диктатура, иногда откровенное хамство. Ничего подобного в региональном вузе на специалитете не было.
Сама идея магистратуры, если разобраться, слегка абсурдна. Вроде бы как болонская система предлагает после бакалавриата усилить свои знания и доукомплектовать себя дополнительной специальностью. Звучит симпатично. И работодателю есть что предложить. Но проблема в том, что никаких реальных навыков за два года обучения получить просто невозможно. Это фикция, а не образование,
– высказалась выпускница.
Промышленность в пролёте
Жёсткое осознание грандиозных промышленных потерь в условиях санкций началось с крыльев. Сначала нам закрыли европейское небо, а потом решили отнять лизинговые Боинги и Аэрбасы. И вот тут пришло время подсчитать приобретённое и утраченное за годы демократии. Советский Союз производил 40% всего мирового авиапарка. Широкофюзеляжные самолёты, транспортники, вертолёты, БПЛА, амфибии, сверхлёгкая авиация. Количество мировых рекордов, принадлежащих советским летательным машинам, до сих пор не удалось побить ни одной стране мира. Работали десятки авиастроительных и двигателестроительных предприятий и конструкторских бюро. Советский Госплан распределял промышленную логистику между республиками Союза, чтобы всех обеспечить и рабочими местами, и научными достижениями.
СССР уже к началу Великой Отечественной войны выпускал 60 летательных аппаратов в сутки (!). Система проработала до 1990 года. К этому моменту в стране было 14 тысяч летательных аппаратов, в которых всё до последнего болта было отечественного производства. По инерции в 1991 году выпустили 66 самолётов. В год ухода Бориса Ельцина – всего 10 машин.
Технологические цепочки рвались, бывшие республики отказывались от сотрудничества или саботировали его. Одним из условий вступления в ВТО было прекращение госрегулирования и сокращение госзаказа. Министерство авиапромышленности перестало существовать. ВТО предложило нам покупать американские самолёты и прекратить попытки произвести свои. Всё равно после упущенного времени они технологически не будут соответствовать международным стандартам качества и безопасности.
Примерно этот же текст был озвучен во всех отраслях. Так мы сели на западную технологическую иглу. В погоне за дружбой с Западом модернизировать свои производства и наладить массовый выпуск собственных станков стало гораздо сложнее. Новый русский бизнес понял, что покупать чужое выгоднее, чем производить своё. В новом формате купле-продажной концепции экономическому патриотизму и суверенности не осталось места. В 2020 году российский авиапром выпустил 38 самолётов. И это уже достижение, поскольку после первых санкций в 2014 году была осознана угроза.
Сегодня военного патриотизма России явно недостаточно, чтобы выглядеть гордо и адекватно на фоне санкций. Нужна новая индустриализация. А для этого нужно много настоящих русских инженеров. Только где их взять после болонской системы?
ФОТО: NORDRODEN / SHUTTERSTOCK.COM
Давно пора, и это взаимно
В 1958 году была написана книга "Инженерное образование в России". Написал её выдающийся механик, один из отцов-основателей этой науки Степан Тимошенко. Интересна даже сама история написания этого труда. После того как Советский Союз запустил первый космический спутник, американскому президенту стало интересно узнать, как могла "лапотная Россия" опередить "великих" американцев в космической гонке. Степан Тимошенко жил в Америке со времён Гражданской войны. А своё выдающееся инженерное образование он получил ещё в царской России. Вот его и попросили съездить в Союз и выяснить, чья система инженерного образования "круче".
Тимошенко приехал, проанализировал данные и пришёл к однозначному выводу. Русское инженерное образование несопоставимо лучше. А в основе нетривиальных решений русских инженеров лежит всё наследие русской культуры с её Пушкиным и Чайковским. В России инженер не только носитель фундаментальных знаний, но и творец, и наследник культуры. И вот имея такое великое наследие, Россия уступила требованию ВТО и отказалась от системы образования. Приняла правила "болонки".
О том, что нужно возвращать традиционный специалитет в высшую школу, говорят много и постоянно. Многочисленные опросы среди населения и профессионального сообщества показывают, что 70% респондентов голосуют за возвращение высшего пятилетнего образования. В этом году за отмену болонской системы высказались бывший премьер-министр России Сергей Степашин и ректор МГУ Виктор Садовничий. Представители высшей школы говорят об этом практически с 2003 года, то есть с момента вступления. Лариса Гагарина, директор института СПИНТех, почётный работник высшего образования тоже считает, что нужно возвращать свои традиции. Она перечисляет главные аргументы:
Во-первых, массовизация высшего образования привела к его обесцениванию. До реформы в вузы был конкурсный отбор, и поступали лучшие, а значит, мотивированные. Второе: бакалавры. Не учитывается тот факт, что первые три года изучается теория. К практике переходят только в последний семестр. Получается, что на рынок труда выходят специалисты, не освоившие профессию. К тому же многие вузы сократили количество часов по основной инженерной специальности, зато прибавили английский и оставили физкультуру,
– рассказывает Лариса Гагарина. Профессор отмечает, что в болонской системе не в полном объёме даже основы инженерной профессии, они размыты и не подкреплены практикой, которая была свойственная советскому высшему образованию. Статистика говорит, что по специальности идут работать не больше 40% сегодняшних выпускников.
Если сейчас, в условиях санкций, мы начнём просто латать дыры в системе образования, толку от этого не будет. Возродить русскую инженерную школу не получится. Нужен системный подход и возрождение промышленного комплекса. Специалистам нужна практика,
– говорит Гагарина.
К сожалению, несмотря на массовую критику "болонки", у неё есть и апологеты. Кому-то на государственном уровне выгодно оставаться на орбите западных ценностей. Только вот наша страна носителям этих ценностей не нужна. 11-12 апреля в Страсбурге состоялось заседание ЕНЕА (Европейское пространство высшего образования). На встрече главные участники Болонского процесса постановили всеми силами и средствами поддерживать украинских студентов. И самое главное, ЕНЕА постановило прекратить все контакты и сотрудничество с любыми правительственными организациями России и любой другой страны Болонского процесса, поддерживающей Россию. Европейское пространство высшего образования готово сотрудничать только с теми вузами, которые разделяют европейские ценности и выступают против российской политики. И эта поддержка должна выражаться открыто.
Что с того?
Пока мы всем миром собирались покинуть Болонский процесс, он сам покинул нас. И для русской инженерной школы это хорошая новость. Это не значит, что прямо в этом году все русские вузы начнут преподавать пятилетний цикл и откажутся от "бакалавриата – магистратуры". Это значит, что у нашей системы образования появился как минимум выбор. А ещё это значит, что преподавательский состав наконец-то перестанет смотреть с вожделением на Запад и обратит свой взор на собственные национальные образовательные традиции.