Месть и Восток, особенно мусульманский, понятия неразделимые: там ничего не забывают, лелея свои обиды и дожидаясь сладкого момента, когда можно будет за них отплатить. Именно это проделала Турция с Россией в декабре 2024 года в Сирии. Это была в числе прочего месть за 1957 год. Она, увы, удалась. Рокоссовского под рукой и кое-чего ещё у Москвы на этот раз не нашлось. Простим или запомним?
Москва уже давно забыла, наверное, о той давней истории, но наш "друг" Реджеп Тайип Эрдоган, конечно, нет: он должен был отомстить, и он это сделал. Обстоятельства изменились, и это стало возможным. США, пытавшиеся руками турок сменить почти 70 лет назад режим в Сирии, тоже нисколько не изменились.
Изменилась Россия, и очень сильно. Увы, в основном в худшую сторону. Как верно говорил Владимир Путин, "слабых бьют", а ещё, добавим от себя, унижают — вот с нами это как раз и проделали. Потому что великодержавие должно быть не пиаром, а реальностью. Свои слова, обязательства, стратегию всегда необходимо подкреплять достаточной силой.
За что мстили?
Не буду томить: Москве отомстили за срыв геополитической провокации Вашингтона против Сирии, бенефициаром и непосредственным участником которой должна была стать Турция. Вот эта поучительная история.
В августе 1957 года США попытались осуществить военный переворот в Дамаске. Американцам не понравилось, что правительство Сирии стало устанавливать более тесные отношения с СССР и приобретать советские вооружения. Переворот провалился.
Политику, которую президент США Дуайт Эйзенхауэр проводил в отношении Сирии под влиянием госсекретаря Джона Даллеса, сегодня даже американские исследователи называют недальновидной. Фото: Wikipedia/CC by-SA
Тогда президент США Дуайт Эйзенхауэр бездоказательно обвинил СССР в подготовке к "захвату Сирии". Соседние страны американцы начали пугать угрозой распространения коммунизма. Американские СМИ стали дружно агитировать за интервенцию, использование экономической, политической, военной силы против Сирии, требовать отправки "американских вооружений и солдат на Ближний Восток" ("Чикаго трибюн"). Другая газета — "Крисчен сайенс монитор" — призывала оказать на Дамаск "военное и экономическое давление". Ключевая роль в наказании Сирии отводилась Турции, которая должна была согласовывать свои действия с Вашингтоном. Активизировался и американский 6-й флот в Средиземноморье.
Как это делается
И — понеслось! В Анкару прибыл помощник госсекретаря США Лоу Гендерсон, который провёл переговоры с руководством Турции. Был разработан план военного вторжения в Сирию, к которому американцы старались подключить и другие соседние страны — Израиль, Ливан, Ирак, Иорданию.
Израиль отказался участвовать. В Тель-Авиве ещё была сильна обида на США за их позицию в недавно завершившемся Суэцком кризисе, когда Вашингтон вместе с СССР, заигрывая перед арабскими странами и желая проучить эту троицу, пресёк нападение Франции, Британии и Израиля на Египет. Не всегда у США были такие отношения с Израилем, как сейчас.
Ливан тоже не захотел нападать на Сирию. Ирак и Иордания были готовы лишь к небольшим пограничным инцидентам, в которых можно будет обвинить Дамаск. Если бы сирийцы ответили, они попросили бы о помощи ООН (теперь это было бы бесполезно!) и Турцию.
В самой Сирии с подачи США готовились выступления оппозиции, лидеры которой сидели в Турции. Из них создали марионеточный "Комитет свободных сирийцев", финансировавшийся в основном американцами. Была назначена дата — 27 сентября, когда Турция, воспользовавшись искусственно вызванными волнениями в Сирии, должна была начать вторжение в страну.
Потом дату нападения сместили на октябрь. Турки очень хотели, чтобы к ним присоединилась хотя бы одна арабская страна, а когда все отказались, всё-таки решились пойти на него самостоятельно, заручившись деятельной поддержкой США и Британии.
Над Сирией собрались тревожные тучи — на пороге встала война.
"Нас глубоко тревожит"
Турки и их англосаксонские покровители не сомневались в успехе: всё было тщательно продумано. Сирийская армия никогда не была очень сильной, а турецкая считалась и тогда лучшей в регионе. Но тут на сцену вышла Москва.
11 сентября 1957 года советский посол в Турции Никита Рыжов передал турецкому премьеру Аднану Мендересу послание Председателя Совета министров СССР Николая Булганина. В нём констатировался "грубый политический, экономический и военный нажим извне" на Сирию, усилившийся в последние недели "до опасной степени".
"Обнаруженная агрессия". Художник — Уильям Вейсткопф, журнал Roháč, 1958 год
Москва дала ясно понять, что ей всё известно о нависшей над Сирией угрозе:
Нас глубоко тревожит то обстоятельство, что имеются признаки, указывающие на то, что руководящие деятели Турции, по-видимому, склонны пойти навстречу такого рода планам. Мы не скроем, что мы с большой озабоченностью встретили сообщения о сосредоточении турецких войск у границ Сирии, а также о переброске американского оружия на территорию Турции для осуществления нападения против Сирии. Разве трудно понять, для каких целей могут сосредотачиваться войска при такой обстановке, когда против небольшой соседней страны, на границах с которой сосредотачиваются эти войска, ведётся разнузданная клеветническая кампания, полная вымыслов и провокационных призывов.
А далее Анкаре прямо в лоб был задан естественный вопрос с очень прозрачным намёком: а как бы чувствовали себя турки, если бы на их границах начали сосредотачиваться иностранные войска? Имелась в виду, разумеется, Советская армия.
И делался убийственный вывод:
По нашему глубокому убеждению, Турция могла бы навлечь на себя лишь большие несчастья, если бы она стала руководствоваться советами тех иностранных кругов, которые отнюдь не заинтересованы в поддержании мира на Ближнем и Среднем Востоке.
Имперская мощь отрезвила Анкару
Чтобы дать Анкаре прочувствовать серьёзность момента, поближе к дате назначенного вторжения в Сирию к её берегам подошла группа кораблей советского ВМФ.
24 сентября СССР осуществил взрывы ядерных и водородных зарядов в рамках боевой подготовки своей армии и флота. Началась мобилизация и сосредоточение войск Закавказского военного округа на северо-восточной границе Турции. Его командующим был назначен маршал Советского Союза Константин Рокоссовский…
Анкара ответила на послание Москвы в стандартном стиле: будто бы Сирия "вооружается в степени, намного превосходящей её нормальные нужды обороны", и концентрация турецких войск на границе с небольшой соседней страной "направлена на обеспечение собственной обороны".
"Для обороны" от Сирии турки сосредоточили примерно 50 тысяч военнослужащих, около 500 танков и САУ! В Восточном Средиземноморье появилась армада американских военных кораблей во главе с авианосцем "Ф.Д.Рузвельт".
Включили заднюю
Советские угрозы, подкреплённые реальными военными мерами, возымели на турок большее действие, чем американские посулы, поощрения и авианосная группа: с маршалом Рокоссовским дело им иметь совершенно не хотелось.
Дамаск получил также поддержку Египта, союзника СССР, который в случае агрессии против дружественной страны пообещал защищать Сирию "всеми средствами", "неограниченную и безоговорочную поддержку". К берегам Сирии подошли египетские ВМС, началась высадка войск.
В этих условиях турки почесали затылок, развели перед американцами руками и передумали. Но унижения своего не забыли.
Делаем выводы
Почему такая большая разница между тогда и теперь? Потому что в СССР в 1957 году не было олигархов, чиновников-коррупционеров, рассматривавших собственную страну как место для получения доходов, а Запад — для жизни. Потому что элита не хранила свои деньги в западных банках, будучи у Запада на крючке, генералы были генералами, победившими Гитлера, а не гламурными "бизнесменами" в погонах, какие встречаются в наши дни. Вооружённые силы были огромны. У страны была реальная, а не приукрашенная военная мощь, у правителей — воля её применять. Имелись и серьёзные союзники, вторая в мире, самодостаточная экономика, эффективная разведка, колоссальный престиж. Туркам было отчего чесать голову.
Было бы очень обидно, если бы всё это было только в прошлом. Россия должна возродиться.
Что с того?
Однако независимо ни от чего теперь наступает наша очередь хорошенько запомнить (на Ближнем Востоке это правило игры, если этого не сделаем — уважение потеряем надолго), как турки вначале нарушали, а потом вообще попрали Астанинские договорённости, над которыми столько трудились русские и не только дипломаты. Как турки, за которыми стоят англосаксы, подло воспользовались тем, что России сейчас не до Сирии, и явно нацелились также на русские интересы и проекты в Африке, логистика которых завязана на две наши базы в Сирии — Хмеймим (ВВС) и Тартус (ВМС).
Отомстить Анкаре за Сирию и попрание наших там интересов, особенно если Турция вздумает ещё и шантажировать Россию Хмеймимом и Тартусом, тем не менее, можно даже в отсутствии Рокоссовского. Для этого существуют курды, смертельные враги турок, которые готовы принять любую помощь, чтобы сделать тем больно.
Reuters: Россия уходит из Сирии, но не только не выводит войска со своих двух основных баз, но в настоящее время и не собирается этого делать. Скриншот страницы издания
Турцию можно — и нужно — при желании "прищемить" и на постсоветском пространстве, на территории теперь уже нашей бывшей империи, где у России есть для этого кое-какие возможности. Хороший у нас "ситуативный партнёр", который зарится на наши просторы, вплоть до Якутии, с кинжалом за пазухой — и обижается, что Путин всё не едет к нему с визитом!