Спасительный танец четвероногого штурмовика: Правда о боевых собаках с передовой
Фото: Shutterstock/Коллаж Царьграда

Дроны сделали СВО очень тяжёлой войной. Они изолировали передний край, сильно затруднив действия штурмовиков и эвакуацию раненых. Сверху идёт постоянная охота на всё, что движется. Как противостоять такой тактике? Неожиданный ответ предложили кинологи. Их удивляет, что на СВО не задействованы штурмовые собаки. Удивляет ещё потому, что Россия имеет большой опыт их применения.

Рвать и кусать — высшее собачье наслаждение 

Во время Великой Отечественной войны в Красную армию мобилизовали почти 70 тысяч собак. Они бросались со взрывчаткой под танки, обезвреживали мины, вытаскивали с поля боя раненых и пускали под откос поезда (оставляли на рельсах взрывчатку и зубами выдёргивали чеку). Они элементарно натаскиваются и на штурмовые действия.

Есть программа обучения собак подавлению огневой точки. Мой пёс Скеп, например, когда начинается обстрел, уже рвётся в бой. Я могу показать ему направление, и он сам найдёт огневую точку по запаху пороховых газов. Мне кажется, было бы круто, если бы КамАЗ подвёз за несколько километров к линии фронта 10-15 здоровых псов — и их бы отправили на подавление какого-нибудь окопа,

— говорит находящийся в зоне СВО кинолог Глеб. Он обращает внимание на ряд моментов.

Во-первых, на скорость и размеры собаки: их  непросто поразить как из стрелкового оружия, так и с дрона. И даже сорвав растяжку или наступив на мину-лепесток,  на скорости более 40 километров в час четвероногий штурмовик  пронесётся через зону поражения за секунду. Взрыв раздастся у него за спиной (к тому же осколки, как правило, уходят вверх) и не причинит ему вреда.

Во-вторых, многие даже не представляют, насколько опасна специально обученная собака в ближнем бою. Она натаскана на то, чтобы кусать и рвать — для неё это высшее собачье наслаждение. Она старается вцепиться в подмышки, шею, область паха, в ноги — в тех местах, где уязвимы артерии. Если человеку после таких укусов не оказать помощь в течение 3-5 минут, он погибнет от кровопотери.

Спасительный танец четвероногого штурмовика: Правда о боевых собаках с передовой

Глеб и Скеп — устрашающая парочка. Фото предоставлено Царьграду

Поединок овчарки с кикбоксером

Боевая собака, как крокодил, выворачивает человеку руку. Он крутится на месте и не может дотянуться до ножа или пистолета, а автомат в схватке с псом неудобен — человек  скорее прострелит что-нибудь самому себе. Укусы собаки вызывают дикую боль и серьёзные травмы. Например, если он пришёлся на кисть, потом длительное время нельзя сжать кулак. Глеб хорошо это знает, потому что бывал сам покусан.

Иногда в интернет-группах можно встретить реплики: "Да ваши собаки — ерунда. Я мастер спорта по кикбоксингу, просто дам ей ногой в нос". Один раз мы с моими знакомыми дрессировщиками пригласили на поединок двух здоровых парней, занимающихся борьбой. Надели на них защитные костюмы и показали, что такое бороться с собакой. Когда бельгийская овчарка на скорости 50 километров в час влетела одному из них в подмышку, он даже не смог устоять на ногах, а потом не смог встать. Начинает вставать, собака его грызет. Она не могла прокусить защиту, но так сдавила ему челюстями подмышку, что его будто дверью прищемило. Через несколько минут борьбы борец побледнел, потом позеленел и взмолился: "Снимите её с меня! Вы больные!". А что было бы с ним, если бы он был без защиты?

— задаётся вопросом Глеб.

В-третьих, он говорит, что нападение собаки оказывает на человека такое психологическое воздействие, что это не передать словами. И пока внутри окопа или блиндажа солдаты противника будут отбиваться от боевых псов, наши штурмовики смогут выполнять свои задачи.

"Бельгийцы" и "немцы" против хохлов

По мнению Глеба, лучше всего для подавления огневых точек подходит именно бельгийская овчарка. При одинаковом росте с немецкой она весит не 40, а 30 кг, при этом её легкий костяк позволяет развивать большую скорость. Бельгийских овчарок  использовали, чтобы пасти коров, но в большей степени выводили именно как бойцов — для занятий спортивно-прикладной "кусачкой".

Немецкую овчарку Глеб ставит на второе место после бельгийской в "предрасположенности" к штурмовым действиям. Его "немец" Скеп пробегает 100 метров за 8 секунд, при этом успевает среагировать на препятствия, заходит в дот слева или справа и начинает работать с "фигурантом".

Скорее всего, он человека повалит. Принцип таков: чем больше тот оказывает сопротивление, тем сильнее его "дербанит" собака. Велики шансы, что он и вовсе потеряет сознание от болевого шока или умрёт от кровопотери — штурмовой пёс наносит столько ран, что не хватит жгутов для остановки крови.

Разобравшись с одним солдатом противника, собака побежит дальше по этому же окопу искать следующего.

Чтобы натаскать взрослого, к примеру, годовалого пса на подавление огневой точки, чтобы накачать её челюсть, понадобится не больше двух месяцев — это не так сложно. А если он ещё ходить по следу будет немного обучен, то пойдет и дальше, к следующему окопу,

— считает кинолог.

Собаки просто незаменимы в преследовании ДРГ. Диверсанты, выполнив задачу, как правило, уходят налегке — скидывают бронежилеты. Преследователи не могут себе этого позволить и отстают.

Но если пустить по следу диверсионной группы собаку, она догонит её, вцепится кому-нибудь в ахиллесово сухожилие, и даже если после этого её убьют, можно считать, что она выполнила задачу. Потому что тот, кого она укусила в пятку, не сможет дальше идти и перед ДРГ встанет выбор — тащить его на себе и потерять скорость или самим добить.

Собачьи упряжки для вывоза раненых

Сегодня с передовой стало трудно эвакуировать раненых: дроны охотятся на эвакуационные группы: они приоритетная цель, потому что вместе с раненым — это пять человек, сбившихся в кучу.  Стало трудно и подвозить на передовую боекомплект, воду, еду.

Но такие ситуации не раз возникали и во время Великой Отечественной войны. И опять в этих случаях применялись собаки — ездовые.  Летом их запрягали в тележки, а зимой в сани, и они бегали в этой упряжи между передним краем и тылом. За годы войны собаки вывезли с поля боя около 700 тысяч раненых и доставили на передовую 3500 тонн боеприпасов. Что мешает сегодня использовать для этих целей собак наряду с байками и квадроциклами?

Fpv-собаки

Собаки очень издалека слышат приближение дрона.

У меня случайно получилось, что Скеп, услышав дрон, начинает "танцевать" — встаёт на задние лапы и смотрит вверх.  Некоторые натаскивают псов, чтобы они обозначали БПЛА голосом. Но собаки очень издалека слышат их — это факт.

— рассказывает кинолог Глеб.

Так почему бы не использовать этот факт?

Глеб с другом сейчас проектируют бюджетный шлем для собак, который можно распечатать на 3D-принтере и установить внутри него  — между глаз собаки — видеокамеру, как у fpv-дрона.  Из собак в таких шлемах  можно  делать разведчиков — отправить куда-то и снять информацию. А потом послать сигнал на электронный ошейник. Он начнёт вибрировать  — и пёс вернётся назад.

Спасительный танец четвероногого штурмовика: Правда о боевых собаках с передовой

Скеп в маске, внутри которой будет размещена видеокамера. Фото предоставлено Царьграду

Интересно, что во время Великой Отечественной войны немцы защищали танки от русских штурмовых собак примерно так же, как их сегодня защищают от дронов — ставили на бронетехнику металлические фартуки с шипами.

Нужны ли псам бронежилеты?

Это логичный вопрос, которым задаются сегодня зоозащитники, беспокоящиеся о служебных собаках в зоне СВО. И некоторые фирмы даже шьют такие бронежилеты. Но собаководы и ветеринары эти усилия оценивают скептически.

В интернете пишут, что бронежилеты спасают собакам жизнь. Некоторые верят. Но, к сожалению, это не так. Мы тоже хотели покупать для своих фронтовых питомцев бронежилеты, притом что стоят они дороже, чем на человека (60-70 тысяч рублей в 2022 году). Но ветеринары нам объяснили, что смысла в них нет. Они могут служить только для красоты,

— говорит администратор группы помощи военным кинологам "Четвероногие солдаты" Елена Несина.

Её дополняет кинолог Никита Чехов, находившийся на СВО с марта 2022 года и только недавно вышедший  в отставку.

Спасительный танец четвероногого штурмовика: Правда о боевых собаках с передовой

Никита Чехов со своим псом Конаном на новогоднем огоньке одного из телеканалов. Фото предоставлено Царьграду

Возможно, и удастся приучить собаку к бронежилету, но только если делать это со щенячества. Если же повесить на хребет взрослому животному 5 кг, этот  вес станет для него главным раздражителем, и собака не будет работать нормально. Будет всё время думать, как его снять. Да и как показал зарубежный опыт, даже у собак, воспитанных в бронежилете, работоспособность снижается,

— говорит кинолог Никита Чехов.

По словам кинолога, на собаку можно повесить лишь самый слабый броник, способный спасти только от какой-нибудь мелочи. Кроме того, собака — не человек: получив травму вроде сломанных рёбер, она не даст погрузить себя в "буханку" и её не получится эвакуировать. Ну и наконец, от ношения бронежилета у собак быстро выйдут из строя спина и суставы. 

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий