Китайский авианосец с ядерным двигателем распугает американцев у азиатских берегов
На фото: китайский авианосец, «Фудзянь» (Фото: AP/TASS)

«Фудзянь» обошел по мощи всех предшественников

Китай может скоро стать главной авианосной державой планеты, обогнав США (Россия в этой гонке вообще не участвует). Причем, как обычно, китайские военные строжайше засекретили свои разработки, в первую очередь, от Запада. Поэтому такое огромное внимание было приковано к недавним совместным маневрам двух китайских авианосцев, «Ляонин» (тип 001) и «Шаньдун» (тип 002).

Международный институт стратегических исследований (IISS) пишет, что два действующих авианосца Китая впервые вместе вышли в море, да еще и с группами сопровождения. Последний и потенциально самый мощный китайский авианосец, «Фудзянь» (тип 003), также прошёл несколько морских испытаний, первое из которых началось в мае.

Китайские авианосцы на маневрах сопровождали три крейсера типа 055, несколько эсминцев типа 052 и два больших вспомогательных корабля типа 901. Как говорится в докладе IISS, это стало событием, по крайней мере, символического значения. Сама по себе эта демонстрация силы говорит о стремлении Пекина к региональному доминированию.

Военно-морской флот США имеет больший опыт, накопленный за десятилетия, и высокий уровень оперативных возможностей благодаря большому количеству авианосцев с ядерными силовыми установками, к которым теперь присоединились суда нового класса «Джеральд Р. Форд». Тем не менее, стремительное развитие авианосных операций ВМС НОАК на протяжении более десяти лет свидетельствует о явном намерении Китая обойти США, свидетельствуют эксперты IISS.

Воздушные группы на борту китайских авианосцев включают новые боевые самолёты «Шэньян» J-15T с катапультами и вариант J-15D для радиоэлектронной борьбы. J-15T и J-15D также были представлены на недавнем авиасалоне в Чжухае вместе со вторым китайским малозаметным боевым самолётом «Шэньян» J-35, который, по-видимому, предназначен как для военно-морского флота, так и для ВВС.

Эти самолёты, наряду с самолётами дальнего радиолокационного обнаружения и управления «Сиань» KJ-600, которые в настоящее время проходят лётные испытания, позволят ВМС НОАК развёртывать авиационные крылья, которые, по крайней мере внешне, будут напоминать крылья ВМС США. В будущем авианосцы дополнят разведывательными и ударными беспилотниками, подчеркивается в докладе IISS.

Для развития авианосных возможностей Китая потребуется некоторое время. Первые два авианосца ВМС НОАК относительно невелики по размеру и имеют систему STOBAR (короткий взлет с помощью трамплина и посадка с применением аэрофинишера). В совокупности эти факторы ограничивают количество и типы самолётов, которые они могут принимать на борт.

Зато третий авианосец Китая, «Фудзянь», — совсем другое дело. Он больше своих предшественников и оснащён системой CATOBAR (взлет с помощью катапульты, а посадка — с применением аэрофинишера). И это позволяет ему принимать на борт большее количество и разнообразие самолётов. Применение CATOBAR (по сравнению с менее функциональной STOBAR) позволяет самолётам перевозить более тяжёлые грузы.

Недавно все три авианосца ВМС НОАК выходили в море, но по отдельности. «Ляонин» и его оперативная группа только что завершили учения, «Шаньдун» только что покинул порт, а «Фудзянь» отправился на свои четвёртые ходовые испытания.

Испытания «Фудзяни», по-видимому, всё ещё находятся на стадии ознакомления экипажа с возможностями и технологиями судна, в том числе с управлением кораблём и его характеристиками, а также с функционированием таких компонентов, как подъёмники для самолётов, электроника и хранилища для оружия.

При водоизмещении более 85 тысяч тонн с полной загрузкой, по сравнению с примерно 65 тысяч тонн у более ранних кораблей, «Фудзянь» больше похож на авианосцы США, в том числе наличием трёх электромагнитных катапульт. Правда, имеет обычную, а не ядерную силовую установку.

Причем, как подчеркивают эксперты IISS, Китаю удастся избежать проблем, с которыми столкнулись американцы при использовании электромагнитных катапульт. Скажем, пресловутый «Джеральд Р. Форд» для окончательного ввода в боевой строй ждал 6 лет. Китай, несомненно, учится на чужих уроках и захочет ускорить процесс ввода «Фудзянь» в эксплуатацию. Когда это произойдёт, это будет значительным событием.

Опыт эксплуатации «Фудзяни» поможет НОАК сформировать представление о будущих авианосцах. Сообщения о том, что Китай построил наземный прототип реактора для большого военного корабля, укрепят веру в то, что НОАК работает над еще более крупным авианосцем уже с ядерной силовой установкой.

НОАК также инвестирует в другие технологии, необходимые для авианосцев. С 2014 года количество кораблей пополнения флота увеличилось более чем в два раза, и Китай построил значительное количество крейсеров типа 055 и эсминцев типа 052, которые помогают формировать авианосные группы.

Хотя до сих пор авианосные операции проводились относительно осторожно и вблизи берегов, они становятся всё более масштабными и дальними. Продолжающееся развитие авианосных сил позволяет предположить, что в будущем Китай будет проводить более масштабные операции в открытом море. И вот тогда американцам придется всерьез подвинуться.

svpressa.ru

Добавить комментарий