Депутат Государственной думы от Хакасии, заместитель председателя комитета по экономической политике Сергей Сокол накануне выступил на пленарном заседании ГД по теме особых экономических зон.
В первом чтении в Госдуме приняты изменения в закон “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”. Их ранее рассмотрел и поддержал комитет по экономической политике. Главная цель изменений - усовершенствовать все механизмы, упростить получение статуса резидента и убрать лишние административные барьеры. Также расширяется перечень разрешенных видов деятельности на территориях ОЭЗ. Это важно для программ импортозамещения.
Кстати, согласно законопроекту особые экономические зоны могут быть созданы в разных муниципалитетах, расположенных в одном регионе. Это отличный инструмент и возможность для Саяногорска, Абазы, Сорска выйти на новый уровень развития, считате депутат.
Вот о чем говорил Сергей Михайлович.
"Нам представляется, что вопросы совершенствования механизмов создания и управления Особыми экономическими зонами, упрощение порядка получения статуса резидента Особых экономических зон и сокращения административных барьеров являются ключевыми для реализации программ импортозамещения и экономического развития страны.
Сокращение наблюдательных и экспертных советов и упрощение заявочной документации будет способствовать увеличению численности резидентов, а соответственно наполнению Особых экономических зон. ОЭЗ станет возможным создавать не только в границах одного муниципалитета, но и на территории нескольких муниципалитетов в пределах одного субъекта Российской Федерации.
Законопроектом совершенствуется схема управления Особой экономической зоной путем заключения одного (единого) соглашения.
Комитет предлагаемые законопроектом изменения поддерживает, считает их своевременными.
Кроме того, хочется обратить внимание, что законопроектом устанавливаются требования к иностранным инвесторам, участвующим в деятельности управляющей компании ОЭЗ (в части введения ограничений в доле уставного капитала, в принятии решений и условий осуществления ее хозяйственной деятельности, в назначении единоличного исполнительного или коллективного органа). Что в условиях антисанкционной политики приобретает особую значимость.
Таким образом, законопроект будет способствовать оптимизации процедур в сфере создания и организации деятельности Особых экономических зон, включая туристско-рекреационные".
Справка
Законопроектом предполагается внести изменения в Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) следующие изменения:
- понятийный аппарат указанного закона дополняется новыми понятиями: «объекты инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны» и «прилегающая к особой экономической зоне территория»;
- сокращается количество типов ОЭЗ с четырёх до трёх путём объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в один тип - промышленно-технологические ОЭЗ;
- изменяется схема управления ОЭЗ путем заключения одного соглашение о создании и управлении особой экономической зоной (в котором предполагается определить границы ОЭЗ и перечень образующих ее земельных участков, объем, сроки и источники финансирования создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, значение ключевых показателей эффективности ОЭЗ, полномочия и ответственность сторон и пр.);
- утверждаются условия создания особой экономической зоны, в частности, ОЭЗ может создаваться на территории одного муниципального образования или на территориях нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта Российской Федерации;
- устанавливаются требования к иностранным инвесторам, участвующим в деятельности управляющей компании ОЭЗ (в части введения ограничений в доле уставного капитала, в принятии решений и условий осуществления ее хозяйственной деятельности, в назначении единоличного исполнительного или коллективного органа);
- определяется порядок увеличения площади действующих ОЭЗ (при условии загруженности более чем на 50 процентов построенной инфраструктуры ОЭЗ или фактическое предоставление более чем 50 процентов общей площади земельных участков резидентам ОЭЗ);
- устанавливается, что туристско-рекреационные ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель) или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения.
- уточняются особенностей землепользования в ОЭЗ. Так, резидент ОЭЗ наделяется правом отдавать арендные права в залог по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, выданным на цели выполнения соглашения об осуществлении деятельности, при наличии письменного согласия уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти (Минэкономразвития). Такое письменное согласие может содержать условие о реализации залоговых прав банком только с согласия указанного органа.
- устанавливается возможность выкупа резидентом ОЭЗ арендуемого земельного участка, при выполнении им условий соглашения об осуществлении деятельности в ОЭЗ;
- определяются основания для досрочном прекращении существования особой экономической зоны, в том числе в случае признания ее деятельности неэффективной в течение 5 лет подряд уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Минэкономразвития России). При этом первая оценка эффективности функционирования ОЭЗ должна проводиться не ранее чем через 2 года после ее создания;
- исключаются Наблюдательный и Экспертный советы ОЭЗ;
- вносятся положения, регулирующие особенности осуществления градостроительной деятельности в особых экономических зонах, а также корреспондирующие изменения - в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ
«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», а также признаются утратившими силу отдельные положения федеральных законов.
После принятия законопроекта планируется внесение изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 г. № 643 "О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон". Оценка эффективности каждой ОЭЗ будет проводиться по разным показателям в зависимости от срока функционирования ОЭЗ ("зрелости" площадки) и ее отраслевой направленности (разные подходы к оценке промышленных, туристических, инновационных (научных) площадок), например, с 1 по 3 годы - основной упор делается на эффективность создания инфраструктуры ОЭЗ, с 4 по 6 годы - эффективность деятельности резидентов ОЭЗ (вложенные инвестиции, созданные рабочие места и т.д.), с 7 года и
далее - бюджетная эффективность (возврат налогов и т.д.).
Указанное постановление планируется к разработке Минэкономразвития России и прохождению процедуры согласования, в том числе с Минфином России, в порядке и в соответствии со сроками, установленными Регламентом Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, сразу после принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а в течение года оно должно быть принято Правительством Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не повлечет за собой дополнительных расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.