«Мы и не заметили, как Асад всех сдал»: Почему Россия не спасла Сирию и чем это нам грозит
КОЛЛАЖ ЦАРЬГРАДА

Один из главных итогов 2024 года — крушение власти семейства Асадов в Сирии, правивших более полувека. 8 декабря их правление в одночасье рухнуло. Это событие привело к тектоническим сдвигам — контроль над лоскутами САР перешёл к оппозиционным боевикам и террористам, которых по просьбе Турции в своё время Россия не добила на севере страны. Вместе с Сирией Москва потеряла влияние в регионе, где оно было у нас ещё с 50-х годов прошлого века, помогая защищать нашу Родину от исламистов. Что же и почему случилось в Сирии? На вопросы Царьграда ответил глава Аналитического центра "Катехон" историк-востоковед и арабист Михаил Якушев.

"Бегство льва"

Царьград: Михаил Ильич, первый вопрос, который стал самым популярным после падения власти Башара Асада: что же именно произошло в Сирии, как можно это охарактеризовать?

— Я бы охарактеризовал это как немыслимое. Именно вот то, что в английском языке звучит как unthinkable. Прямо как тот план, который вынашивала Великобритания в отношении Советского Союза по завершении Великой Отечественной войны. То есть помыслить и представить это вряд ли кто-то мог. У меня даже ощущение, что и сам автор того, что было исполнено, не мог представить масштабов. Башар Асад тоже до некоторого времени не мыслил ничего подобного. А если он и мыслил, то тогда всё равно это для всех нас является чем-то немыслимым. Уж тем более для сирийского народа.

«Мы и не заметили, как Асад всех сдал»: Почему Россия не спасла Сирию и чем это нам грозит

На первой странице сайта сирийской газеты "Аль Ватан" так и продолжают висеть "приветы из асадовского прошлого" — статьи о последних решениях теперь уже бывшего президента Сирии//Скриншот страницы сайта alwatan.sy

— Это произошло из-за того, что Россия сдала какие-то свои позиции? Или это следует расценивать как происки Турции, США, Израиля?

— Это потому, что Турция, Израиль и США преуспели в этом проекте "Немыслимое", и потому, что Башар Асад так позорно сдал Сирию. Нет, мы не сдавали позиции. Мы просто не уловили тот момент, когда Асад пошёл на уступки, склонил голову и принял вот это решение о сдаче позиций. Поэтому это такой мощный удар именно как раз и по нам, по нашему престижу, потому что, не посоветовавшись с нами, не проинформировав нас, вот так убежать, причём к нам же, это очень подло. И скрываться у нас. Ну, убежал бы куда-то ещё, что ли. А он прибежал к нам — это как бегство блудного сына. В арабском языке фамилия аль-Асад переводится как "лев", и сейчас они пишут, рисуют какие-то карикатуры, называя произошедшее "бегством льва".

Надо хорошо знать то, в каких условиях содержалась сирийская армия. И что внешние силы делали для того, чтобы лишить её доходов от нефти, которая воруется на востоке страны американцами. Надо суммировать и огромные санкции в отношении Сирии. Гуманитарное удушение привело к тому, что бывшее руководство страны не справилось с этим. Но вместо того чтобы обратиться к России как к самому, наверное, надёжному другу, было принято решение предать и страну, и народ. И спасаться бегством.

Это, конечно, оплеуха, так сказать, удар ниже пояса. Это, как сказал наш президент в своём интервью недавно, не по-мужски. Особенно, когда ты надеваешь генеральский мундир с большими погонами на плечах.

"Мы не оккупанты и не агрессоры"

— Сообщения о тревожной обстановке в Сирии поступали уже долгое время, почему, как вы считаете, со стороны России не было адекватной реакции?

— Такие сообщения действительно были. Но мы не могли на них реагировать, не имели возможности. Вы знаете, к сожалению, наши позиции там, с одной стороны, были сильные, а с другой — не очень. Почему? Потому что мы пришли в Сирию ограниченным контингентом, небольшим экспедиционным корпусом. Он сыграл решающую роль в нанесении мощного удара по игиловцам*, остановив их наступление и загнав их в Идлиб. А дальше мы поддались на уговоры Эрдогана и не стали, так сказать, добивать их в этом анклаве. В этом смысле мы не были хозяевами положения. Если бы мы были, знаете, как американцы на Украине, когда они, по сути, командуют украинским командованием, поставляют всё необходимое, то это было бы другое дело. Но мы не оккупанты, не агрессоры. Мы были "в гостях" у сирийской республики. Вот этот легитимизм часто нас и подводит.

«Мы и не заметили, как Асад всех сдал»: Почему Россия не спасла Сирию и чем это нам грозит

Сообщение ливанского телеканала "Аль-Маядин" о прибытии Башара Асада в Москву 8 декабря 2024 года//Скриншот страницы сайта almayadeen.net

Есть тут и ещё один момент. Это то, что мы же там присутствуем только в военной составляющей. А вот что касается проектов экономических, инвестиционных, культурных, то этого практически нет. Такое ощущение, что сирийскому руководству это всё было не нужно. И если кто и получал некие дивиденды от участия в боестолкновениях с террористическими группировками, то это был Иран. Иранцы вообще получили многое от сирийского руководства. Россия в этом плане не получила ничего, кроме того, что она имеет вот эти военные базы, судьба которых ещё решается.

— Какова может быть теперь судьба военных баз России в Сирии?

— Это во многом зависит от нового руководства (Сирии) и от тех договорённостей, которые мы с ним заключим. Нам следует понять, кто эти люди и зачем мы там находимся. Потому что это всё-таки безопасность самой Сирии, которая сейчас фактически осталась без армии. В этом смысле присутствие там российского контингента даже в ограниченном виде — это фактор стабилизации, что в стране не начнутся массовые казни, аресты и всё то, что могло бы нарушить внутренний мир в этой стране и привести к гражданской войне. В Сирии присутствуют многочисленные группировки разного свойства — есть и террористические, а есть оппозиционные. Все они разные, но у них есть один экзистенциональный враг — это Израиль, который стоит на своих танках уже в 20 километрах от сирийской столицы.

Это я уже и не говорю о Голанах (Голанские высоты — спорный регион, о своих правах на который заявляют как Сирия, так и Израиль. — Ред.), так и без этого проблем очень много. Сейчас возникает новое руководство и ему будет очень сложно принять это наследство без поддержки извне. И кто будет другом, а кто недругом для нового сирийского руководства, это вопрос открытый. Нам надо немного подождать.

Опасность возрастает

— Можно ли сказать, что усугубление ситуации в Сирии произошло из-за ухода оттуда ЧВК "Вагнер"?

— "Вагнер" был гарантом того, что сирийская армия не рассыплется и всё-таки чему-то научится. Но беда в том, что те, кого они очень хорошо научили воевать, как-то не очень были избалованы сирийским военным командованием, и их особо не привечали и не отмечали. Поэтому не надо удивляться, наверное, тому, что сирийская армия просто побросала оружие, сказав "да ну, гори оно всё огнём".

— Справедливы ли опасения, что нам грозит новая волна террористической опасности из-за того, что сирийские власти уже выпускают из тюрем бывших боевиков ИГИЛ*?

— Вы знаете, эта опасность не просто в будущем существует, она уже пришла в нашу страну. Только мы этого не заметили. Мы как-то их впустили, вот этих ребят. Они сейчас отпускают бороды и начинают устанавливать свои порядки у нас в стране. И реакция наших властей, так сказать, вызывает у жителей законные вопросы. Мы что, специально так делаем? Или мы выполняем резолюцию MI6, которая стоит за программой, внедрения бывших игиловцев* к нам, хотя бывших игиловцев*, наверное, не бывает.

Но в сирийских тюрьмах находятся не только игиловцы*, но и политические заключённые, их очень много. И скоро мы узнаем, наверное, много нового о них, потому что режим Асада, как его принято называть, к сожалению, показал себя в отношении оппозиции достаточно антигуманно.

«Мы и не заметили, как Асад всех сдал»: Почему Россия не спасла Сирию и чем это нам грозит

Сирийская "Аль-Ватан" цитирует главу МИД России Сергея Лаврова, который в рамках Астанинского формата призвал прекратить кровопролитие в Сирии//Скриншот страницы сайта alwatan.sy

Привет из "заповедника гоблинов"

— Не секрет, что против Асада выступили объединённые силы боевиков и оппозиции из Идлиба, где они находились под контролем Турции. Это та зона, которую даже стали называть "заповедником гоблинов", так как там скопились все противники режима — и оппозиция, и террористы, и сочувствующие им. Могли ли мы раньше что-то с этим Идлибом поделать?

— К сожалению, ничего поделать не могли из-за Эрдогана. Эта зона оказалась под полным контролем Турции, граница открыта, идут финансы, вооружение. Это всё турки. Но также надо понимать, что эти сирийские оппозиционные силы не очень горят желанием видеть у себя на своих руководящих постах представителей бывшей Османской империи. Поэтому долго эта дружба и кураторство продолжаться тоже не может.

— То есть между союзниками в борьбе против Асада тоже нет единства?

— Сирийцы в прежние века жили под гнётом османов, и ничего хорошего историческая память им не говорит об этом присутствии. Поэтому не стоит думать, что турки сейчас там придут к власти и всё возьмут в свои руки. У них у самих куча проблем в своей стране. Турция страдает от политической нестабильности, эта нестабильность угрожает в том числе нынешней власти — даже несмотря на то, что Турция сейчас на коне.

Едва ли Турция сможет сейчас распустить по краям эту оппозицию, так как в Сирии есть ещё и американское присутствие, американцы поддерживают заклятых врагов Турции — курдов. И США будут теперь ещё активнее использовать курдский элемент для того, чтобы противостоять росту влияния Турции в регионе.

Есть и иная оппозиция Асаду, которая вообще непонятно кем представлена. Сейчас в Сирии наступает эпоха феодализма, когда может начаться война внутри страны. Если соседи примут решение изменить границы современной Сирии, то ждите беды. К примеру, так сейчас поступает Израиль, который откусит себе какие-то куски Сирии. Уж Голанские высоты как минимум. Израиль сейчас объявил, что он свободен от соглашения 1974 года (соглашение о границе между Сирией и Израилем после так называемой Войны судного дня в 1973 году. — Ред). То есть Израиль сейчас может прирасти территориями. И израильская агрессия против Палестины в секторе Газа, потом в Ливане, а теперь уже и в Сирии не встречает какого-либо сопротивления со стороны мирового сообщества. Но зарубку всё-таки делают, и недовольство мирового сообщества всё-таки растёт.

«Мы и не заметили, как Асад всех сдал»: Почему Россия не спасла Сирию и чем это нам грозит

Ливанский телеканал "Аль-Маядин" публикует множество сообщений об израильской агрессии на территории Сирии//Скриншот страницы сайта almayadeen.net

Вот что будет дальше? Израильтяне надеются, наверное, на Дональда Трампа, который это дело всё благословит, но это ещё далеко не факт. Это не тот Трамп, который действовал под дудку иудейской общины и исполнял волю "Биби" Нетаньяху, хотя тот и сейчас надеется на это.

— А у США между тем обязательно будут и свои интересы в этой "мутной воде"?

— Это лоскутное одеяло феодальной раздроблённости ещё даст о себе знать. Противоречия Турции и США, пролегающие по курдам, могут только возрасти, Израиль захочет откусить от этого пирога. Если американцы возьмут новое руководство Сирии под своё крыло, то Турция будет пытаться это руководство как-то задобрить, чтобы получить экономические преференции.

Кстати, когда мы помогали сирийцам, мы вот эти экономические преференции для себя не брали. И вот в этом я вижу одну из наших грубейших ошибок. Всё было бы иначе, если бы мы экономически туда входили, Сирия — это не бедная страна. Если бы мы помогали ей в зализывании ран, в укреплении экономики, то это был бы совсем другой путь.

* "Исламское государство" (ИГИЛ) — террористическая организация, деятельность которой в России запрещена

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий