В ходе спецоперации, проводимой РФ на Украине, произошло несколько инцидентов с попаданием ракет оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Точка-У» по российским объектам, в том числе можно вспомнить попадание по аэродрому в городе Миллерово Ростовской области, в результате чего сгорел как минимум один самолёт, а также предполагаемое с достаточно высокой вероятностью попадание по большому десантному кораблю (БДК) «Орск», разгружающемуся в порту Бердянска, которое привело к затоплению БДК.
Последствия удара по аэродрому в городе Миллерово Ростовской области
Последствия предполагаемой атаки ОТРК «Точка-У» по БДК «Орск»
Почему ракеты ОТРК «Точка-У» попадают в цели на территории Украины и даже на территории России?
Неуязвимые «Точки»
Во-первых, откуда у противника до сих пор ОТРК «Точка-У», почему российские ВС до сих пор их все не уничтожили?
У ВС Украины после развала СССР осталось 90 пусковых установок (ПУ) ОТРК «Точка-У» и бог знает сколько ракет к ним (предположительно, примерно 800 ракет). Уничтожить их все крайне затруднительно, поскольку этот комплекс ничего не излучает, его достаточно легко замаскировать. О целях, которые необходимо было поразить ВС РФ, и связанных с этим вопросом проблемах упоминалось в статье Выживание боевой авиации на аэродромах под воздействием высокоточного оружия большой дальности. Даже если ВС РФ уже уничтожили 90 % украинских ОТРК «Точка-У», то оставшиеся девять ОТРК способны доставить немало проблем при грамотном их использовании противником.
Украинский ОТРК «Точка-У». Изображение Wikimedia.ru
«Количество мобильных пусковых установок ОТРК «Скад», задействованных с иракской стороны в ходе американской операции «Буря в пустыне», составило всего 14 штук, ещё 78 установок представляли из себя либо муляжи, либо списанные ракеты «Луна». Пилоты коалиции заявляли, что в ходе войны уничтожили около 100 ОТРК «Скад», в реальности же ни одна установка не была поражена».
ОТРК «Эльбрус» («Скад»). Изображение wikipedia.org
Стоит ещё раз напомнить, что на начало проведения спецоперации у ВСУ имелось 90 единиц настоящих ОТРК «Точка-У».
Во-вторых, целеуказание – как украинские расчёты ОТРК находят цели, неужели «неуязвимые Байрактары»?
Нет, целеуказание украинские расчёты ОТРК «Точка-У» получают от США и их союзников. Именно передаваемая нашими настоящими врагами информация даёт им понимание того, какие цели могут быть атакованы в зоне досягаемости. Не будь США и их союзников – никуда бы украинские ОТРК не попали, разве что по стационарным гражданским или военным целям с заранее известными координатами.
Ну и в-третьих, почему украинские ракеты достигают своих целей, почему они не уничтожаются зенитно-ракетными комплексами (ЗРК) С-400, С-300В4 и прочими?
Этот вопрос стоит рассмотреть поподробнее.
Типы ракет комплекса «Точка-У» на вооружении ВСУ
Не считая ракет с ядерными и химическими боевыми частями (БЧ), ОТРК «Точка-У» могут применять ракеты 9М79Ф (9М79-1Ф), 9М79К (9М79-1К) и 9М79Р (9М79ФР, 9М79-1ФР), соответственно, с фугасной, кассетной и противорадиолокационной боевыми частями. Высота траектории полёта ракет ОТРК «Точка-У» составляет, в зависимости от дальности до цели, от 6 до 26 километров, дальность стрельбы от 15 до 120 километров.
С какими боевыми частями есть ракеты у ВС Украины – неизвестно, однозначно у них имеются ракеты осколочно-фугасной БЧ 9Н123Ф, скорее всего, есть ракеты с кассетными БЧ 9Н123Н, наличие противорадиолокационных ракет с БЧ 9Н123Ф-Р, с пассивным наведением на источники излучения радиолокационных станций (РЛС), равно как и их эффективность против современных РЛС – под вопросом.
Судя по тому, что пока информации об атаке РЛС российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) ракетами «Точка-У» не поступало, ракет 9М79Р (9М79ФР, 9М79-1ФР) у ВСУ, скорее всего, нет. Или они действительно не способны работать против современных РЛС, или украинские специалисты не умеют их правильно использовать. Тем не менее нельзя исключать, что какое-то количество ракет 9М79Р (9М79ФР, 9М79-1ФР) на складах ВСУ всё-таки имеется, и их берегут для какой-то акции, для нанесения ВС РФ максимального репутационного ущерба.
Ракеты 9М79К (9М79-1К) с кассетной БЧ у Украины потенциально могут иметься. Подрыв такой боевой части происходит на высоте 2 250 метров для увеличения зоны поражения. Соответственно, на этой высоте и ниже данную ракету сбивать уже нет смысла, точнее – сбивать уже нечего. При подрыве кассетная БЧ разбрасывает 50 осколочных боевых элементов, каждый из которых содержит 1,45 килограмма взрывчатого вещества (ВВ) и 316 осколков – общее количество 15 800 осколков, площадь поражения до семи гектар.
Ну и наконец, ракеты 9М79Ф (9М79-1Ф) с осколочно-фугасной БЧ, которые, скорее всего, составляют основу боекомплекта украинских ОТРК «Точка-У», подрываются радиовзрывателем на высоте 20 метров и содержат 162,5 килограмма ВВ 14 500 осколков, поражая всё на площади до трёх гектар.
Время полёта на максимальную дальность для ракеты ОТРК «Точка-У» составляет 136 секунд, то есть в реальных боевых условиях, в зависимости от дальности стрельбы, это, скорее всего, будет порядка 90–120 секунд.
Можно предположить, что даже при своевременном обнаружении стартующих ракет ОТРК «Точка-У» их поражение происходит уже на конечном участке полёта, когда ракета движется к цели на нисходящем участке траектории. И здесь может возникнуть проблема.
Дело в том, что российские зенитные управляемые ракеты (ЗУР) поражают цель осколочным полем, и энергии осколков потенциально может быть недостаточно для того, чтобы обеспечить детонацию боевой части ракеты ОТРК «Точка-У».
Таким образом, даже поражённая ЗУР ракета долетает до цели, пусть и с потерей точности, подрывается и наносит значительные повреждения вследствие достаточно высокого могущества боевой части. Тем более что чаще всего украинские ОТРК пытаются поразить площадные цели, точность попадания при поражении которых не критична – аэродромы, города с мирными жителями и так далее.
Можно ли гарантированно разрушить БЧ ракеты ОТРК «Точка-У»? Да, но для этого необходимы ЗУР с поражением цели прямым попаданием, то есть так называемый hit-to-kill. Считается, что для реализации способа поражения цели методом hit-to-kill ЗУР необходимо оснащать активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН) и газодинамическим поясом управления, позволяющим обеспечить высочайшую маневренность ЗУР на конечном участке наведения. Заявлено, что такой возможностью обладают новейшие ЗУР 9М96Е и 9М96Е2, которые могут применяться ЗРК С-350 «Витязь» и ЗРК С-400, но имеются ли они в боекомплекте ЗРК, применяемых в ходе спецоперации, проводимой на Украине?
Пусковая установка ЗРК С-400. Изображение mil.ru
С другой стороны, предполагается, что и другие российские ЗУР комплексов ЗРК С-300В и С-400, не обладающие возможностью поражения целей прямым попаданием, обладают достаточно мощными осколочно-фугасными БЧ, способными с высокой вероятностью разрушить боевую часть ракеты ОТРК или даже баллистической ракеты средней дальности.
ЗРК С-300В. Изображение wikipedia.org
Однако, даже если мощные ЗУР российских ЗРК большой дальности и способны разрушить БЧ ракет ОТРК «Точка-У», то необходимо, чтобы эти ракеты ещё оказались в зоне действия российских ЗРК большой дальности.
Расстояния и вероятности
Всё дело в том, что работать на максимальную дальность, например, на 400 километров (для ЗРК С-400), можно только по некоторым типам аэродинамических целей. Для поражения баллистических целей дальность поражения ограничена 40–60 км.
Таким образом, для того чтобы полностью закрыть российскую границу от атак украинских ОТРК «Точка-У», потребуется как минимум дюжина ЗРК С-400, а то и более.
Примерная дальность поражения ОТРК «Точка-У» (выделено красным) и дальность поражения баллистических ракет с помощью ЗРК С-400 (выделено зелёным)
Может ли Россия развернуть такое количество ЗРК на границе с Украиной? Скорее всего, да – количество закупленных ЗРК С-400 это позволяет.
Будет ли это реализовано? Возможно, учитывая последние события.
Почему это не было сделано раньше? Вероятно, предполагалось, что большая часть ОТРК «Точка-У» будет уничтожена в самом начале войны, а может быть, думалось, что вся спецоперация продлится одну-две недели, о чём уже говорилось выше. А возможно, что необходимое количество ЗРК было развёрнуто, но, по теории вероятности, никогда не было и не будет стопроцентной вероятности перехвата всех атакующих боеприпасов противника.
Ракеты ОТРК пропускают не только российские ЗРК, но и американские ЗРК «Пэтриот», израильский «Железный купол» и другие. Многие помнят, как во время американской операции «Буря в пустыне» иракские ОТРК «Эльбрус» или «Скад» по натовской классификации практически не поражались американскими ЗРК «Пэтриот», несмотря на всеобъемлющее информационное превосходство США и Израиля.
Кстати, в качестве возможной причины в том числе упоминается неспособность боевой части ЗУР ЗРК «Пэтриот» разрушить боевую часть ракет ОТРК «Эльбрус», вследствие чего даже получившие повреждения ракеты ОТРК «Эльбрус» достигали своих целей и наносили им существенные повреждения.
«Современные израильские исследования говорят о том, что над Израилем не удалось сбить ни одной иракской ракеты ОТРК «Скад» (Р-17). Даже близкие подрывы ЗУР ЗРК «Пэтриот» не уничтожали боеголовки ракет Р-17, а лишь отклоняли их от курса. Использование ракет Р-17 считается одним из главных успехов иракской армии в войне в Персидском заливе».
Можно выдвинуть и ещё одно предположение. Потенциально спутники радиотехнической разведки США могут определять, работают ли РЛС российских ЗРК большой дальности в активном режиме или они выключены, например, для проведения необходимых регламентных процедур. Учитывая насыщенность ВСУ американскими терминалами спутниковой связи, США могут уведомлять своих «партнёров» об оптимальном моменте для нанесения удара, с точки зрения отсутствия противодействия ему со стороны российских ЗРК.
Выводы
Для минимизации вероятности нанесения ударов ОТРК «Точка-У» российские ВС должны были задействовать значительное количество ЗРК большой дальности по всему периметру границы с Украиной, а также на освобождённых территориях.
Даже при выполнении этого условия гарантировать стопроцентный перехват ракет ОТРК «Точка-У» невозможно, как вследствие не стопроцентной вероятности перехвата баллистической ракеты ОТРК, так и ввиду вероятности того, что боевая часть сбиваемой ракеты может уцелеть при поражении её ЗУР.
Никакое количество и качество ЗРК не способно с вероятностью 100 % исключить прорыв ПВО ракетами или авиацией противника, возможно лишь минимизировать вероятность этого события.
Тем не менее, с учётом не только военной, но информационной значимости воздействия ударов украинских ракет ОТРК «Точка-У», необходимо принять все меры для исключения прорывов российской противовоздушной обороны путём наращивания группировки ЗРК большой дальности с обеспечением взаимного пространственного и временного перекрытия зон обнаружения и поражения баллистических целей.
В контексте вышесказанного заявленное поражение российского БДК или самолётов на аэродроме в городе Миллерово Ростовской области скорее удача ВСУ, нежели системное преимущество. Важнейшую роль в этой «удаче» сыграли не навыки или доблесть бойцов ВСУ, а эффективность созданного в СССР оружия – ОТРК «Точка-У», и мощнейшая информационная поддержка, оказываемая США вооружённым силам Украины.
Автор: Андрей Митрофанов, topwar.ru