Россия может возобновить ядерные испытания, которые ей пока не очень-то и нужны
Россия рассматривает вопрос возобновления ядерных испытаний на фоне курса на эскалацию, взятого Соединенными Штатами, заявил замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
«Вопрос этот стоит. И я, ничего не предвосхищая, просто скажу, что ситуация достаточно сложная. Она во всем комплексе ее составляющих и во всех аспектах постоянно рассматривается», — сообщил Рябков.
Видимо, не случайно бывший начальник 12-го Главного управления минобороны РФ генерал-полковник Владимир Верховцев заявил, что полигон на архипелаге Новая Земля уже несколько лет готов к возобновлению испытаний. Он подчеркнул, что в случае принятия соответствующего решения политическим руководством страны военные будут готовы приступить к его реализации уже в кратчайшие сроки.
Напомним, что в конце сентября 2024 г. пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не смог сообщить журналистам, обсуждался ли в ходе заседания Совбеза, посвященного корректировке ядерной доктрины страны, отказ от моратория на испытания.
Как известно, осенью 2023 г. Москва отозвала свою ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Впрочем, на тот момент договор и без того не действовал, так как его ратифицировали только 8 из 44 стран, обладающих ядерным оружием или способных его создать. При этом российская сторона неоднократно заявляла, что готова придерживаться моратория до тех пор, пока не будет вынуждена поступить иначе.
Полковник запаса, военный журналист Михаил Тимошенко не сомневается, что все технические и иные возможности у нашей страны для возобновления испытаний имеются.
— Судя по всему, «Орешник» наших оппонентов не убедил — пока ничего, кроме визга, мы не слышим. Значит, предпримем следующие предупредительные шаги. Мы свято соблюдали положения договора о запрете испытаний и, как известно, были в свое время инициаторами его принятия. Что теперь? Хрущев в свое время взрывал «кузькину мать». Мы можем взорвать теперь что-нибудь помельче. Никаких сложностей здесь нет.
«СП»: Условия полигона на Новой Земле отличаются от тех, что были в районе Семипалатинска, где в свое время проводили первые испытания советские военные?
— Ничем практически. Испытания были подземные. Сейчас у нас и американцев испытания могут представлять собой неполноценную цепную реакцию. Отрабатывается конструкция заряда и кое-какие элементы.
Непосредственно взрыв не осуществляется, заряд в цепную реакцию не переходит. Для таких испытаний все готово, о чем недавно заявляли наши военные.
Военный эксперт, капитан первого ранга в запасе Василий Дандыкин заявил, что ядерные испытания Россия начнет только после аналогичного шага со стороны американцев.
— Мы точно не станем делать первый шаг. Если будет принято политическое решение, наши военные тут же начнут его выполнять. Здесь следует заметить, что все испытания должны происходить на новом технологическом уровне — это уже будет сильно отличаться от того, что было прежде.
Сейчас нет надобности доводить до полноценного взрыва. Могу сказать, что самые мощные ядерные испытания, проводившиеся еще Советским Союзом, были как раз на архипелаге Новая Земля. Именно там было проведено последнее испытание в советский период — 24 октября 1990 года.
К тому времени на Семипалатинском полигоне испытаний уже не проводили. Кстати, недавно у Новоземельного полигона был юбилей — 70 лет со дня образования.
«СП»: Какие испытания там проводились?
— Самые разнообразные — наземные, подземные, подводные, надводные. Именно там испытывали «царь-бомбу», разработанную нашими учеными еще в 1956 году.
«СП»: Наши испытания могут иметь исключительно демонстративный характер — или они необходимы для совершенствования ядерного оружия?
— По большому счету, нам сейчас это нужно меньше, чем американцам, поскольку мы опередили их в совершенствовании своего ядерного арсенала. Мы осуществляли этот процесс без проведения испытаний. У Соединенных Штатов порой даже не взлетали ракеты, а у нас основная компонента наземная — работы над ней велись тщательно.
И более чем на 90 процентов наш ядерный арсенал обновлен, на вооружении стоят новые ракеты. Это «Ярс», «Сармат» и неожиданно для многих появившаяся ракета средней дальности с гиперзвуковыми блоками под названием «Орешник».
«СП»: Можно ли сказать, что современный технологический уровень не вызовет экологических проблем, о которых так много писали в перестроечные годы, когда затрагивали тему испытаний?
— Конечно, нет. Это другой уровень испытаний, технологии шагнули очень далеко. Конечно, для США испытания представляют собой проблему.
На самом деле, сложно сказать, насколько они помогут им в модернизации ядерного арсенала, поскольку ему уделялось слабое внимание с 1990-х годов, когда в Вашингтоне окончательно уверовали в победу в Холодной войне. Трудно предположить, что у них получится в этом направлении.