«Вербное воскресенье».  Вход Господень в Иерусалим
Фото: itvmg.com

17 апреля (4 апреля по старому стилю – церковному юлианскому календарю). Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье), великий двунадесятый праздник Входа Господня в Иерусалим. Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе значительно ослабляется пост – благословляется вкушение рыбы. Далее коротко расскажем о сегодняшнем празднике, а также о святынях и святых, чья память совершается 17 апреля.

Вход Господень в Иерусалим. Один из главных церковных праздников, в народе более известный как Вербное воскресенье. Его история связана с евангельским эпизодом кануна Страстной седмицы, когда за несколько дней до Крестных страданий Христа множество народа, услышав о том, что Спаситель идёт в Иерусалим, взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу, восклицая: 

Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!

Многие срезали ветви с пальм и устилали ими дорогу Мессии. Евреи были готовы признать во Христе Царя, который пришёл освободить их. Однако Спаситель принёс им иное освобождение и не даровал земного владычества над другими народами. А потому уже несколько дней спустя многие из тех, кто возглашал осанну, закричали: 

Распни Его!

Вербное воскресенье завершает Великий пост и предваряет самую скорбную для христиан неделю – Страстную. Но в сам этот праздник мы радуемся – подобно тем, кто встречал Спасителя пальмовыми ветвями в Иерусалиме. Наша храмовая архитектура очень сильно отличается от иерусалимской, как и русские вербы от пальмовых ветвей Палестины. Но вот уже более тысячелетия на Руси ежегодно с особой торжественностью празднуется Вербное воскресенье – день Входа Господня в Иерусалим.

А потому и сегодня, спустя два тысячелетия после событий евангельской истории, каждому православному христианину в Вербное воскресенье важно побывать на богослужении праздника Входа Господня в Иерусалим. Праздника, который является главными вратами Пасхи Господней.

Преподобный Иосиф Песнописец. Святой IX столетия, времени, когда в Ромейском царстве (Византии) широко распространилась иконоборческая ересь, которую преподобный Иосиф, проповедуя Слово Божие, жёстко обличал, укрепляя православных, гонимых еретиками. В то время и император Лев Армянин, и Константинопольский патриарх были еретиками, и в итоге и святой Иосиф попал в темницу, где провёл шесть лет, после чего чудесным образом вернулся в Константинополь. Вот как это описывает его Житие:

В Рождественскую ночь 820 года он удостоился видения святителя Николая Мирликийского, который известил его о смерти гонителя-иконоборца Льва Армянина и о прекращении гонений на святые иконы. Святитель дал преподобному свиток и сказал: "Прими этот свиток и съешь его". В свитке было написано: "Ускори, Щедрый, и потщися яко Милостив на помощь нашу, яко можеши, хотяй". Преподобный прочитал свиток, съел его и сказал: "Коль сладка гортани моему словеса сия" (Пс. 118, 103). Святитель Николай велел ему пропеть эти слова. После этого оковы сами спали с преподобного, двери темницы отворились и он свободно вышел из неё. Святой Иосиф был восхищён на воздух и поставлен близ Константинополя на большой дороге, ведущей в город...

Впоследствии, после того как иконоборцы вновь укрепились, старец Иосиф снова пострадал, будучи сослан в Херсонес, однако дождался возрождения Православия и мирно скончался в глубокой старости в 883 году от Рождества Христова. Всю свою жизнь преподобный Иосиф прославлял Бога в сочинённых им молитвенных песнопениях, за что получил имя Песнописца.

Преподобный Георгий Малеин. Пелопоннесский святой, совершавший монашеские духовные подвиги в Пелопоннесе, на мысе Малея, в IX столетии от Рождества Христова. Сподобился от Господа дара чудотворений.

Мученица Фервуфа с её сестрой и рабыней. Персидские святые страдалицы, принявшие мученические венцы при нечестивом царе-огнепоклоннике Сапоре около 341-343 годов от Рождества Христова.

Преподобный Зосима Палестинский. Монах-отшельник VI столетия, Житие которого тесно связано с Житием преподобной Марии Египетской. Именно отцу Зосиме открылась эта величайшая святая, именно он подал ей Причастие Святых Христовых Таин, и именно он написал её Житие.

Преподобный Иосиф Печерский, Многоболезненный. Русский святой XIV столетия, принявший монашеский постриг в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Прославился тем, что исцелился от многих тяжёлых недугов, дав Богу обет постричься в монахи.

Преподобный Зосима Ворбозомский. Русский святой XV – первой половины XVI столетий, основавший Благовещенский монастырь на острове Ворбозомского озера на Вологодской земле. Отошёл ко Господу около 1550 года от Рождества Христова.

Преподобномученики Вениамин (Кононов), архимандрит, и Никифор (Кучин), иеромонах (1928), священномученик Николай (Караулов), епископ Вельский; преподобномученица Мария (Лелянова), инокиня (1932), священномученик Иоанн Вечерко, пресвитер (1933), мученик Иоанн Колесников (1943). Православные священнослужители (в том числе в архиерейском сане и монашеском чине), инокиня и мирянин, пострадавшие за верность Христу в разные годы в период советских богоборческих гонений. Прославлены в лике святых в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.

«Вербное воскресенье».  Вход Господень в Иерусалим

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМАЯ "ГЕРОНДИССА". ФОТО: PRAVOSLAVIE.RU

Икона Божией Матери "Герондисса". Чудотворный образ Пресвятой Богородицы, прославившийся в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель). Эта икона прославилась многими чудесами и исцелениями.

* * *

Поздравляем православных христиан с высокоторжественным праздником Входа Господня в Иерусалим и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй нас!

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий