В Хакасии продолжается обсуждение новых пороговых значений диапазонов дифференцированных тарифов на электроэнергию. Согласно постановлению правительства РФ № 1469 от 1 ноября, с 1 января 2025 года первый диапазон составит не более 3 900 кВт/ч в месяц, что вызвало беспокойство потребителей, использующих электроотопление. Сейчас в Хакасии первый диапазон, напомним, не более 20 000 кВт/ч в месяц.
По этой теме в публичной плоскости высказались представители исполнительной власти республики, Совета Федерации. Записано интервью с министром ЖКХ и энергетики Хакасии Максимом Виноградовым, в ближайшее время оно появится на ленте 19rusinfo.ru.
Глава Хакасии прокомментировал постановление о новых границах энергопотребления для физических лиц
ИА «Хакасия» посчитало важным узнать мнение еще одного человека, обладающего высоким экспертным статусом в этой области, хорошо знакомого с энергосистемой страны и республики в частности. 12 ноября 19rusinfo.ru направило вопросы депутату Государственной думы РФ от Хакасии, председателю комитета по энергетике Николаю Шульгинову. В своем ответе он пояснил, чем обосновано федеральное решение и какой оно даст эффект. Вместе с тем Николай Григорьевич согласен с тем, что в каждом регионе есть своя специфика. Он готов принять участие в обсуждении и выработке взвешенных решений после получения конкретных данных от региона. На сегодня федеральному центру неизвестно, какой процент домохозяйств Хакасии затронет вводимое регулирование, насколько конкретно может вырасти платеж за электроэнергию.
Комментарий Николая Шульгинова ИА «Хакасия»:
«С момента принятия Правительством Российской Федерации решения об установлении единых значений диапазонов потребления электрической энергии (мощности) населением и приравненными к нему категориями потребителей ко мне, как к председателю Комитета Государственной Думы по энергетике, обращаются руководители региональных органов власти и коллеги-депутаты из Иркутской области и Республики Хакасии, обеспокоенные тем, что установленных предельных значений, по которым цена электроэнергии субсидируется государством, не будет хватать для бытового потребления, а значит, это ударит по людям.
Для понимания, почему Правительство России приняло такие решения и почему они необходимы с точки зрения наведения порядка в энергосистеме страны, повышения эффективности ее работы, сбалансированности, возможности модернизации и развития, нужно посмотреть на всю ситуацию в комплексе.
Одна из главных проблем электроэнергетики сегодня - это увеличивающееся перекрестное субсидирование. Это перераспределение экономически обоснованных затрат по оказанию услуг по передаче электроэнергии между населением и приравненными к нему категориями потребителей и прочими потребителями. Этот механизм призван обеспечивать экономическую доступность электроэнергии для граждан, сдерживать рост цен на нее.
Однако на сегодня масштабы «перекрестки» таковы, что она несет угрозу надежной и эффективной работе всей отрасли электроэнергетики, негативно влияет на конкурентоспособность российской промышленности, заставляет крупных потребителей строить собственную генерацию, приводит к убыткам территориальных сетевых организаций, росту тарифов для малого и среднего бизнеса.
При этом в своем нынешнем виде перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку размер субсидии пропорционален потреблению электроэнергии, а обеспеченные домохозяйства потребляют больше домохозяйств с низким уровнем дохода.
К тому же оно стимулирует разного рода «серые схемы» энергопотребления, использование электроэнергии по нормам бытового потребления в коммерческих целях, и речь здесь не только о майнинге. Все это приводит к повышенным нагрузкам в электроэнергетических системах, росту аварийности генерирующего и сетевого оборудования, а недостаточность финансирования снижает возможности компаний по его ремонту и модернизации.
Субсидирование стоимости электроэнергии для населения - это инструмент обеспечения социальной справедливости, необходимо, чтобы он работал более адресно и эффективно.
Государство уже не один год работает над этим, одним из решений стало введение дифференцированных по объемам потребления тарифов на электроэнергию для населения. Задача - сделать так, чтобы субсидировалось именно бытовое потребление, обеспечивающее реальные нужды людей, а сверхпотребление и, тем более, коммерческое использование электроэнергии, оплачивались по реальным затратам.
Однако до недавнего времени право вводить дифференциацию тарифов и устанавливать предельную величину перекрестного субсидирования было отдано регионам, которые зачастую своеобразно трактовали задачу и устанавливали диапазоны с большим, чаще всего, необоснованным запасом.
В результате мы получили обратный эффект - по итогам тарифной кампании 2024 года его общая величина достигла своего максимума за все время его официального опубликования и составила рекордные 300,6 млрд руб. Это огромная сумма. И она создает реальную угрозу устойчивости энергосистемы.
Сложившаяся ситуация потребовала от Правительства России принятия кардинальных мер и именно эти решения были приняты в рамках нормативного обеспечения легализации майнинга.
С введением диапазонов потребления электроэнергии ожидается нескольких положительных эффектов: снижение перекрестного субсидирования в регионах, снижение небытового потребления. Уход нелегальных майнеров повысит надежность и качество энергоснабжения и снизит аварийность сетей. Новая тарифная модель также должна стимулировать повышение энергоэффективности электроотопительных установок и режимов их работы способствовать внедрению решений по энергосбережению у абонентов.
При этом, безусловно, должен быть учтен тот факт, что Россия - огромная страна с самыми разными климатическими зонами. Где-то пик потребления приходится на долгие и суровые зимы, где-то - на жаркие летние месяцы. Соответственно, в каждом регионе есть своя специфика.
На сегодняшний день в Правительстве России, Федеральной антимонопольной службе, Комитете по энергетике отсутствует информация по значительному количеству лицевых счетов, составу энергопринимающего оборудования, профилю энергопотребления, площади домовладений, их типам, позволяющая достоверно определить, какой процент домохозяйств Хакасии затронет вводимое регулирование, насколько может вырасти платеж за электроэнергию.
Поэтому Правительству Хакасии необходимо оперативно и максимально полно собрать и верифицировать информацию по тому, как будут работать новые диапазоны, какие потребители действительно будут нуждаться в поддержке. После получения данной информации, совместно с Правительством России и коллегами-депутатами от Иркутской области планируем обсудить и выработать взвешенные решения».
С 1 января в России будут изменены пороговые значения диапазонов дифференцированных тарифов на электроэнергию. Для всех регионов установлены одинаковые границы диапазонов. Первый - объем потребления до 3900 кВт/ч в месяц, в месяц для тех, кто использует электрические котлы, и не более 1200 кВт/ч в месяц для тех, у кого нет электроотопления. По низкому тарифу для населения за электроэнергию можно будет платить только до указанного объема.
Если количество электроэнергии превысит этот показатель, последующее потребление будет происходить уже в рамках второго диапазона с другим тарифом. Федеральный центр установил верхнюю границу этого диапазона - 6 000 кВт/ч в месяц. Все, что свыше этой цифры, будет оплачиваться по еще более высокой цене.
Правительство Хакасии направило письма в адрес правительства РФ и ФАС России с предложением увеличить для Хакасии порог первого диапазона энергопотребления до 10 000 кВт/ч в месяц.