Новая встреча заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора, председателя Общества "Царьград" Константина Малофеева с академистами – членами сетевой корпорации русских студентов-монархистов, продолжателей дореволюционных традиций патриотического студенческого движения в рамках программы "Империя" посвящена реформам Петра Столыпина, их актуальности в наше время и роли молодёжи в борьбе за нарождающийся на наших глазах новый мир и место в нём России.
Константин Малофеев: Сегодня мы собрались, чтобы обсудить реформы Столыпина, а также то, что сегодня происходит в нашей стране и за её пределами. Будучи консерваторами, мы не можем заглядывать в будущее, не опираясь на опыт и достижения предшествующих поколений. В том числе – на опыт столыпинских реформ. Нам предстоит серьёзнейшая борьба за новый мир, идущий на смену миру однополярному. Частью этой борьбы является в том числе нынешняя спецоперация на Украине. И проиграть в этой борьбе мы не имеем права.
Реформы Столыпина и современность
– Пётр Аркадьевич Столыпин ещё при жизни сталкивался с острой критикой современников, и далеко не всегда его политика находит поддержку сегодня. Так вот, в контексте борьбы Империи и Ханаана, как вы оцениваете многие его неоднозначные инициативы: поощрение распада крестьянской общины, попытку продолжить за счёт этого индустриализацию и так далее?
– В целом я оцениваю деятельность Петра Аркадьевича очень высоко. Давайте посмотрим на ситуацию, с которой ему пришлось иметь дело. 100 миллионов русских крестьян после ликвидации крепостного права в 1861 году Александром Вторым Освободителем получили права, чем до этого обладали только дворяне. Меньше прав было у духовенства, ещё меньше – у мещан, а крепостные крестьяне, можно сказать, вообще не были гражданами в том смысле, в котором, например, были дворяне. Именно помещик был мировым судьёй, который судил своих крестьян, был для них властью и сборщиком налогов, потому что через него община платила налоги. И таким образом, крестьяне существовали в мире, который заканчивался на их помещике.
В 1861 году у всех этих 96% населения России (хотя в крепостной зависимости на тот момент оставалось процентов 30 крестьян) появились права. И тогда эта вся огромная человеческая масса пришла в движение. Они были освобождены без земли, чтобы не ставить дворян в антагонистическое положение к престолу. Но в реальной жизни две трети из этой земли уже были заложены в государственном банке и ушли в казну. Но как бы то ни было, у крестьян земли не было. И вот крестьяне, как и дворяне, в такой ситуации вдруг стали субъектами капиталистических отношений. Оказалось, что крестьяне должны трудиться у помещика за деньги вместо барщины и оброка, как раньше. А денег у дворян на это не было.
И вот в эту патриархальную деревню XIX века, описанную классиками в усадебных романах, ворвались денежные отношения и "новые люди", этакие купцы Лопатины, которые завладели самой ценной землёй – примерно 20%. Поэтому столыпинская реформа началась не только оттого, что, как иногда нам рассказывается в учебниках, рождалось в многодетной крестьянской семье много детей, а потому, что эта земля не была крестьянская и даже общине уже не принадлежала.
И наравне с этими новыми хозяевами жизни, которые понимали в денежном обороте, в банке, в залогах и так далее, благодаря Столыпину крестьянин получил возможность на тех же условиях взять ссуды в банке, на тех же условиях становиться землевладельцем. И таким образом была восстановлена справедливость. Крестьяне смогли, так же как вот эти новые капиталисты, становиться хозяевами на своей земле. А те, кому не хватало, уезжали в Сибирь, уезжали на Дальний Восток, соответственно, там, опять же, становились большими хозяевами своей собственной земли.
Поэтому община была разрушена немного раньше – когда капиталистические отношения ворвались в русскую деревню, в 60-70-х годах XIX века. Не вина Петра Аркадьевича в этом. Если бы у него было 5-10 лет, выросло бы крепкое сословие хозяев, крестьян, которые не позволили бы совершить революцию. Но к моменту революции, к сожалению, крестьяне по-прежнему мало что понимали в политической жизни и оказались распропагандированы большевистским лозунгом "Всю землю – крестьянам!", когда и так уже 80% земли было у крестьян.
КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ ОБЩАЕТСЯ СО СТУДЕНТАМИ-АКАДЕМИСТАМИ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
– Столыпин не пользовался популярностью среди партий разного политического спектра: черносотенцы не любили его из-за концепции буржуазной монархии, эсеры – за подавленную революцию. Так должен ли реформатор объединяться с какими-либо политическими силами или он всегда один и идёт?
– Пётр Аркадьевич был выдающийся деятель и настоящий монархист. Вы помните последний его жест: он перекрестил Царя, умирая. И это много о нём говорит. Всё, что он делал, было связано с преданностью Царю и преданностью России. И в этом он, конечно, был одинок.
Столыпину, как премьер-министру, нужна была политическая поддержка. И поэтому он в этот момент хотел, чтобы ему помогали деятели Союза Русского Народа, крупнейшей, самой массовой организации Российской Империи, в которой состояло полмиллиона человек. Но у них были свои взгляды. Не все из них любили его, считая, что для русских националистов невозможно заседать в парламенте, потому что сам парламент создан для того, чтобы похоронить Россию. Не поддерживали его и русские консервативные деятели, которые считали, что он разрушает общину. Да, наверное, такая участь не просто реформатора – это участь человека, взявшего ответственность за страну.
То же самое мы видим сейчас на примере Владимира Владимировича Путина. Недаром он установил памятник Петру Аркадьевичу на въезде в Белый дом в Москве. Вероятно, потому, что он далёк от мысли сравнивать себя с русскими царями, к сожалению. Он себя сравнивает с премьер-министрами, и Пётр Аркадьевич для него, конечно, ролевая модель.
Георгий Черкасов, глава академистов Екатеринбурга: Насколько, на ваш взгляд, возможна и целесообразна реализация реформ столыпинского направления по освоению Сибири в наши дни? И как это может помочь демографии русского народа?
– Столыпинский опыт вполне актуален для этой цели и сегодня. Надо точно так же давать в собственность переселенцам большую площадь. Сейчас дают гектар, а тогда, если не ошибаюсь, было порядка трёх с половиной гектар. Вот, такую площадь и нужно давать всем, кто собирается туда переехать. Но только, так же как Столыпин, с субсидиями, на которые этот "дальневосточный гектар" можно освоить.
Плюс – субсидию на строительство дома, особенно переезжающим молодым семьям. А в том случае, если они там родят двоих и троих детей, эти субсидии должны обнулиться. Соответственно, тебе должны подарить этот дом. Вот это прямое воплощение столыпинской реформы сегодня.
В борьбе за грядущий мир
– Как вы считаете, насколько изменится ситуация в мире в ближайшее время? Дайте ваш прогноз на ближайший, допустим, год?
– Я не предсказатель, но, на мой взгляд, мир изменился, и он никогда не будет таким, как прежде. Этот мир будет вынужден считаться с суверенной Россией. И я полагаю, что Россия должна будет пройти путь от такой наивной, такой подражательной демократии, в которой мы сейчас находимся, до самостоятельной Империи. Почему? Потому что демократия – это что-то выдуманное, причём не у нас, а там. Вот и получается, что американцы всех учат, где есть демократия, а где нет. Сами решают, нарушаются где-то права человека или нет. И поэтому если ты называешь себя демократией, то это значит, что кто-то другой будет оценивать тебя, по своей шкале. И однажды он тебе скажет: нет, ты не демократия, ты тирания. А что ты на это ответишь, если сам подписался играть в его игру?
Поэтому мы должны стать суверенными в том, как мы себя называем. Это тоже очень важно. Например, мы с вами суверенны как православные христиане. Нам всё равно, что там говорит какой-нибудь американский неоконсерватор о православном христианстве. У нас есть наш Царь царей, Спаситель мира Иисус Христос. И мы преданы ему, мы рабы Божии. И для нас на этом заканчивается мир нашей веры и путь нашего спасения.
А в государственной жизни? А в государственной жизни мы для чего-то оглядываемся на Запад, как они там о нас что-то считают. Вот Китай не оглядывается. И Саудовская Аравия не оглядывается. В мире достаточно стран, которые не оглядываются. И именно эти страны являются победителями в соревновании государств XXI века.
Посмотрите, кто самый бурный рост показывал, за весь XXI век? Китай! А этот Китай как-то вообще обращает внимание на все эти заклинания о правах человека и демократии? Нет, то есть совсем! Он вообще в другом виде спорта. У Саудовской Аравии знаете, какая конституция? Коран. Они вообще не обращают внимания, что им там говорят американцы. И посмотрите, насколько успешная страна. Эмираты. Саудовская Аравия более закрыта, мы мало о ней знаем, потому что она открыта для мусульман больше. Но, например, Эмираты все знают. Вот эти страны живут по своим правилам.
Вот когда Россия начнёт жить по своим правилам – значит, изменение мира к лучшему для нас вступило в решающую фазу. Потому что сейчас мы всё ещё находимся в прошлом. Мы всё ещё пытаемся говорить их словами, называть вещи их именами. Мы должны забыть об этом и вернуться к себе, к своему языку и к своим понятиям. И в этом новом языке найдётся место творчеству каждого академиста.
CТУДЕНТЫ-АКАДЕМИСТЫ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Никита Павлов, академист из Санкт-Петербурга: Недавно Царьград одержал победу над Google. Казалось бы, Ханаан, в лице Google, пошёл против своей природы, заплатив деньги. И отсюда вытекают два вопроса: чем это объясняется и на что они рассчитывают?
– Ну, вообще-то, их никто не спрашивал. Они не сами отдали их, мы их забрали. По закону, а затем передали на нужды нашей спецоперации. Поскольку ненависть к русским разжигалась "Гуглом". Google и принадлежащий ему YouTube бесконечно давал поле для психологической обработки украинской молодёжи как "несчастной". Я здесь говорю "несчастной" по причине того, что среди них, к сожалению, есть и не взрослые, не 17-18-летние. Там любого "десятилетку" спросишь – он тебе расскажет про "москаляку на гиляку". И кто в этом виноват? Виноваты соцсети. Потому что это ещё неразумное дитё. Ну, и родители, и школа.
YouTube это всё транслировал: можно посмотреть огромное количество совершенно мерзкого контента, сеющего насилие, ненависть, экстремизм, который YouTube не отключает. И этот же YouTube не позволяет ничего близко похожего к русскому патриотизму. Почему Царьград и был отключён. Мы это дело выиграли, в суде, по закону. Забрали у него штраф в размере миллиарда рублей и отправили кому надо. Шансов возразить у него не было, да я его и не спрашивал.
Ставка на молодёжь
Анастасия Есауленко, академист из Краснодара: Столыпин хорошо понимал важность государственной работы с молодёжью, о чём говорит его поддержка академистов в начале XX века. Сегодня молодёжная политика государства оставляет желать лучшего. Как мы, академисты, можем помочь исправить ситуацию?
– Не молчать. Быть активными. Ни в коем случае не проходить мимо несправедливости. Ни в коем случае не проходить мимо похабных разговоров и глумления над нашими святынями. И над церковными святынями, и над государственными. Не разрешать пораженческих разговоров по ситуации на Украине. Если мы смолчим, то тогда от нас нет никакой пользы, какие же мы академисты?!
Если же каждый из нас на своём месте – в своём блоге, социальной сети, либо будучи добровольцем или волонтёром, – делает общее дело, то это и есть главный наш взнос в победу и следование заветам Петра Аркадьевича, который именно для этого создавал академистов. Потому что были студенты-революционеры 100 лет назад, которые хотели, чтобы была другая власть, и этого добились. И мы знаем, какое кровавое колесо прокатилось по России, благодаря этим дуракам, подминая и их тоже. Вот и сегодня их потомки на Украине не "декоммунизацией" занимаются, а ненавидят Россию – неважно, какого цвета.
КОНСТАНТИН МАЛОФЕЕВ. ФОТО: ЦАРЬГРАД
Виктор Котов, глава академистов Тюмени: Студенты-академисты "Царьграда" единодушно поддерживают русскую спецоперацию Z. Думаю, что и студенты-академисты прошлого, окажись они в нашем времени, тоже высказались бы в поддержку русской армии. А какие идеи Петра Столыпина важно донести сегодняшнему поколению академистов?
– Мне кажется, что у Петра Аркадьевича было много идей, которые сейчас пригодились бы. Но важнейшие из них – забота о производительных силах России и о русском народе. Важнейшей является его мысль, что именно народное благо, народное благосостояние рождает тот класс, ну или то сословие, которое не позволит произойти потрясению.
Напоминаю, что в последний раз Российская Империя имела такое сословие, или Московское царство оно называлось в этот момент, в XVI-XVII веках. У нас были Земские соборы, то есть голос земли, и Царь. А уже Российская Империя, при всей своей блистательности, при всём своём Петербурге, при потрясающих победах и присоединённых территориях, не имела такого прямого сношения между Государем и народом. Это начало происходить только после реформы 1861 года. И что Пётр Аркадьевич занимался именно крестьянами, занимался главным на тот момент в России сословием – это очень важно.
Мне представляется, что и сейчас это тоже самое важное. Надо в первую очередь заниматься не так называемым креативным классом, который составляет 5%, который воет по любому поводу, если ему что-то не нравится, а теми 95% населения, которые у себя, каждый у себя дома, на Родине, трудится. Кто-то воюет, кто-то трудится, кто-то ждёт с фронта. Кто-то не воет, и не ноет, и не скулит, если ему чего-то не хватает. Вот этот настоящий русский народ – он и является главным носителем русской идеи. А вовсе не так называемая элита, которая должна всего лишь соответствовать русскому народу. Не более и не менее.
– А как нам бороться с функционерами, которые во главу угла ставят не страну, а свой кошелёк, свой карьерный рост и какие-то другие мелочные достижения, которые никак не связаны с величием нашей державы?
– Приходить им на смену! Идти на госслужбу, несмотря на небольшую зарплату. Не воровать, как они, а служить честно. Уверяю вас, это будет замечено. Даже в такой ситуации, которую вы рассказываете, всё равно, те, кто делает дело, кто трудится на работе по 12 часов, кто действительно хочет добиться результатов, в смысле улучшения жизни людей, или сделать хорошо свою чиновничью работу – они сразу видны. Через год, через два любой стажёр, пришедший на госслужбу, который работает, а не пришёл для каких-то иных целей, будет замечен. Поэтому, чем больше академистов будет на государевой службе, тем чище и лучше будет государство.
О спецоперации "Z"
Диана Сорокина: Как известно, на Петра Аркадьевича было организовано 11 покушений и роковое случилось в Киеве. В его завещании было написано: "Я хочу быть погребённым там, где меня убьют". И был он погребён в Киево-Печерской Лавре. Как вы думаете, когда мы сможем возложить цветы Столыпину в Киево-Печерской Лавре?
– Сразу после победы, следом за Литургией у мощей наших святых в Киево-Печерской Лавре. Если всё пойдёт как сейчас – мы дождёмся победы в течение месяцев. Но не недель! Потому что сейчас, насколько я понимаю, наши военные шаг за шагом, щадя собственный личный состав, продвигаются вперёд, сначала используя артиллерию и авиацию и таким образом минимизируя собственные потери. И это правильно. То, что происходило в начале этой спецоперации в режиме кавалерийского наскока – а связано это было, как мы сейчас понимаем, с неверными данными, – повторять не будут: превосходство наше тотальное, но его надо реализовать с минимумом жертв.
– На днях Песков назвал отвод русских войск из Киевской области жестом доброй воли, дабы обеспечить благоприятную обстановку для переговоров. Такая ситуация очень напоминает войну Рима с Нумидией, царь которой на протяжении нескольких лет подкупал римских чиновников, дабы они сводили на нет все боевые успехи легионов. Но большинство наших граждан против пресловутых переговоров. Поэтому такой вопрос: эти заявления – вынужденный политический ход или просчёт?
– У нас есть и более близкие примеры, чем подкуп царём Югуртой римских политиков, – Первая мировая война. Тогда была масса примеров, когда с думской трибуны и из самых высоких кабинетов заявлялось всё что угодно. И никто никого не арестовывал, никого не осуждали за коллаборационизм или предательство. И именно поэтому Первая мировая война закончилась революцией.
А вот во время Великой Отечественной войны всякий, кто посмел бы заявлять нечто подобное, быстро попадал в НКВД, и на этом всё заканчивалось. Поэтому войну мы выиграли. Так что и сейчас любые разговоры о том, что мы не победим, что мы должны договариваться, потому что победа – это не цель наша в этой войне и т.п., – всё это является коллаборационизмом. И ни в коем случае не могут звучать ни с какой высокой трибуны.
Я думаю, это происходит оттого, что у нас ещё не перестроились люди, которые отвечают за массовые коммуникации. А мы в начале абсолютно новой эры – та жизнь с гламурными корпоративами и всяческими Ургантами никогда не вернётся. Всё будет по-другому. И в этой новой реальности такие разговоры невозможны. Потому что у нас сейчас священная война против мирового зла. И если кто призывает к переговорам с этим мировым злом – это человек, который желает поражения нам.
– В начале марта академисты Москвы и Петербурга пробовали записаться в добровольцы, в военкоматах своих городов. И после того как эта новость облетела весь интернет, в наши соцсети начали поступать угрозы и фотографии погибших русских воинов. То есть существует у нас в стране молодёжь, которая негативно высказывается против действий нашей армии. Кто в этом виноват?
– Виноваты те, кто так высказывается. Я бы мог сейчас сказать: семья и школа или, там, YouTube и Instagram*. Но это же не так! У каждого из нас голова на плечах. Почему-то вам ваша голова подсказала пойти записаться добровольцами, а этим – говорить гадости и пытаться желать зла своей стране. Поэтому никто, кроме них, в этом не виноват.
Поэтому если это не заходит дальше интеллигентских разговоров на кухне – это одно дело. А если кто-то сотрудничает с врагом, или прокалывает шины машинам с литерой "Z", или занимается ещё какой-то мерзостью, то это в ситуации, когда идёт война, – прямая работа на врага. И она должна быть оценена правоохранительными органами. Это сволочи, которые должны, как минимум, отвечать по закону.
Диана Сорокина: Сейчас в Сети разлетаются ролики с призывами убивать русских. Как вообще мы можем противостоять русофобии?
– Не умирать. Мы должны понимать, что русские – это самая сильная нация в мире. Это мы создали самое огромное государство в истории человечества. Это мы победили во всех войнах, в которых мы сражались с очень сильными противниками. И поэтому победа всегда будет за нами. Мы должны это помнить и быть достойными наших стальных предков. Которые завоевали для нас тот мир, в котором мы живём. И тогда, независимо от того, какая шваль кричит, что она будет убивать русских, в конце концов некролог напишут именно о тех, кто так кричит. А на призывы такого рода не реагировать... Ну, как может мишка реагировать на крики зайки? Это слишком для нас мелко. Мы должны делом доказать, кто в тайге главный.
И последнее. Я желаю, чтобы академисты были активны. Чтобы они не забывали о том, что каждый на своём месте приносит пользу Отечеству своим неравнодушием. Уверяю вас, это будет замечено. Из воли разных людей состоит воля народа. И если мы все вложим нашу волю в единый кулак – мы можем всё.
* Meta, Facebook, Instagram – признаны в России экстремистскими организациями и запрещены