Михаил Делягин: Кому спецоперация, кому мать родна
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Бюджет захлёбывается от поступлений, а страну продолжают вымаривать искусственно созданным денежным голодом

Исполнение федерального бюджета за март — первый полный месяц спецоперации — демонстрирует потрясающую устойчивость государственных финансов. Конечно, в условиях скачка цен на энергоносители можно было ожидать рост нефтегазовых доходов бюджета (он составил по сравнению со среднемесячным плановым уровнем полтора раза, или без малого 413 млрд. руб.), — но доходы бюджета, не связанные с нефтью и газом, подскочили почти так же: на 36% или 466 млрд. руб. по сравнению со среднемесячным планом.

Учитывая неравномерное поступление доходов в течение года (из-за роста цен в его начале поступает меньше, а в конце — больше среднемесячного уровня), сверхдоходы I квартала превысили 20% и составили более 1.426 млрд. рублей.

Разумеется, рост не нефтегазовых доходов бюджета прежде всего вызван гомерической инфляцией, обеспечившей скачок налогов, — но государство, игнорируя реальный рост цен, игнорирует и свои обязанности по его компенсированию, — хотя бы частичному, хотя бы для бедных и нищих.

Поэтому увеличение расходов в марте было относительно незначительным и связанным, вероятно, в основном с удорожанием госзакупок: на 375,7 млрд. руб. (или на 19,0%) относительно среднемесячного планового уровня.

В результате профицит федерального бюджета не просто сохранился, но и увеличился по сравнению с январем и февралем более чем вдвое — до 613,8 млрд. руб. (что в 5,5 раз выше среднемесячного плана). Профицит I квартала — 1,15 трлн. руб. — составил 86,7% от планового профицита всего года.

Таким образом, федеральный бюджет продолжает захлебываться от денег, — в то время, когда страну продолжают вымаривать искусственно созданным денежным голодом (правда, теперь итоги проведенной непонятным образом переписи населения, не соответствующие никаким текущим данным о смертности и рождаемости, позволяют нагло и цинично отрицать катастрофическую демографическую ситуацию в России).

По понятным причинам российское государство практически прекратило внутренние займы: в январе погасили на 2,6 млрд. руб. больше, чем взяли, в феврале чистые займы составили ничтожные 86,5 млрд., а в марте снова вернули больше, чем одолжили — на 7,5 млрд. рублей. Всего за I квартал годовой план по чистым внутренним займам, заведомо не нужным бюджету и представляющим собой прямое дотирование финансовых спекулянтов через процентные выплаты, был выполнен на жалкие 3,5% (76,3 млрд.) — и слава богу.

А вот бюджетные кредиты (в том числе для замещения дорогих коммерческих кредитов для регионов), о необходимости которых так много говорилось, выдавались в совершенно ничтожных масштабах: 14,7 млрд. в марте и 26,5 млрд. руб. — за весь I квартал. Поскольку межбюджетные трансферты выделялись отстающими темпами (за I квартал — 22,6% годового плана по сравнению с 24,8% общих расходов), реальная поддержка региональных бюджетов оставалась в основном в сфере саморекламы чиновников, а не реальной политики.

Интересно, что приватизация, при предусмотренных бюджетом небольших масштабах, шла в I квартале с колоссальным перевыполнением графика: доходы от нее составили 79% годового плана.

Интересно и то, что в январе-феврале, вопреки расхожим домыслам, федеральный бюджет вообще не проводил ни покупку, ни продажу драгоценных металлов и камней, что не свойственно обычным условиям. А в марте их чистая покупка превысила 428 млрд. рублей.

Прирост неиспользуемых остатков средств на счетах федерального бюджета в I квартале превысил 3,7 трлн. руб., из которых лишь 1,7 трлн. был вызван переоценкой валютной части резервов в условиях девальвации рубля. В марте неиспользуемые остатки на счетах бюджета выросли на 335,8 млрд., из которых лишь 20,3 млрд. составила «курсовая разница» (то есть эффект ослабления рубля).

С учетом средств федерального бюджета на депозитах общий объем неиспользуемых средств налогоплательщиков превысил 20 трлн. руб. (из них пресловутый Фонд национального благосостояния — более 13 трлн.)! Даже с учетом заморозки международных резервов (основная часть которых приходится на резервы Банка России, а не бюджета: в ФНБ заморожен эквивалент менее 5 трлн. руб.) этих средств по-прежнему с лихвой достаточно для решения любых хозяйственных задач, включая победу не только над нищетой, но и над бедностью и комплексную модернизацию России.

Но для либеральной «партии капитуляции» перед Западом, которая продолжает определять социально-экономическую политику страны, развитие нашей Родины остается, как свидетельствуют ее действия, абсолютно неприемлемым.

В этих условиях крайне интересна структура расходов федеральных средств. При общем уровне исполнения годового плана по расходам на 24,8% естественным приоритетом является оборона (28,7% - не так уж и много), а вот национальная безопасность и правоохрана зловещим образом недофинансируются (годовой план расходов выполнен лишь на 18%).

Понятно, что в условиях спецоперации на Украине и войны с Западом может оказаться и не до экономики (хотя это неправильно, так как победа куется в тылу), финансирование расходов на которую составило лишь 14,8% годового плана, не до физкультуры и спорта (14%) и медиа (15%), хотя информационный характер современных войн делает последнее недофинансирование просто пугающим. Можно только приветствовать ударное финансирование социальной политики (на 29,2%) и здравоохранения (на 34,7%), — но объяснить превращение в главный приоритет бюджета ЖКХ (расходы на которое за I квартал составили 47,7% годового плана) смогут, вероятно, только допущенные к высшим тайнам профильные специалисты Минфина.

Интересно, что среди недофинансируемых статей расходов — Росгвардия (19,8%), культура (19,6%), прокуратура и следствие (19,5%), стационарная медпомощь (19,2%), санаторно-оздоровительная помощь (18,7%), МЧС (18,5%), социальное обслуживание населения (18,2%), скорая помощь (18,1%), спорт высших достижений (18%), мобилизационная вневойсковая подготовка (17,9%), лесное хозяйство (17,7%), органы безопасности (17%), суды (16,7%), исполнительная власть, включая правительство (16,2%), молодежная политика (16%), сельское хозяйство и рыболовство (15,8%), транспорт (15,5%), телевидение и радио (14,8%), дорожное хозяйство (14,7%), дополнительное образование (14,6%), периодическая печать и издательства (13,8%), миграционная политика (13,6%), финансовые, налоговые и таможенные органы (13,3%), общее образование (13%), космос (12,4%), водное хозяйство (12,2%), физкультура (11,8%), связь (10,7%), сбор, удаление отходов и очистка сточных вод (9,9%), массовый спорт (9%), мобилизационная подготовка экономики (7,1%), дошкольное образование (6,5%) и ТЭК (2,3%).

Со значительным опережением графика в I квартале финансировались кино (75,8%), жилищное хозяйство (57,2%), социальное обеспечение населения (40%), охрана природы (32,2%), армия (30,8%), гражданская оборона (32,6%), фундаментальная наука (36,3%)
Таким образом, федеральный бюджет практически не отреагировал на принципиально новые обстоятельства. В условиях войны на уничтожение России, ведущейся против нас Западом, подобное игнорирование реальности смертельно опасно и потому недопустимо.

svpressa.ru

Добавить комментарий