Сбывается тревожное предсказание Дэвида Кэмерона, который предрёк нашей экономике крах. Сергей Глазьев назвал агента Запада внутри страны, который как раз реализует этот сценарий. По его мнению, потенциал роста очень существенный, но его убивает нынешняя денежно-кредитная политика.
Пока руководитель отечественного ЦБ Эльвира Набиуллина всерьёз рассуждает о сценарии стагфляции, Международный валютный фонд предрекает экономике России значительный рост в этом году, отметил экономический обозреватель "Первого русского" Юрий Пронько в эфире программы "Царьград. Главное".
По версии Центробанка, дальнейшее развитие невозможно из-за перегрева. Чтобы разблокировать возможности для будущего роста, нужно прежде охладить экономику. Собственно, этим Банк России активно и занимается, продолжая поднимать ключевую ставку всё выше. Уже звучат прогнозы, что к концу года показатель может достигнуть 23%.
Ведущий Царьграда на этом фоне вспомнил заявление бывшего главы МИД Британии Дэвида Кэмерона на Давосском форуме. Он подчёркивал, что ВВП объединённого Запада кратно больше русского. Поэтому, дескать, нет смысла слишком суетиться, достаточно подождать – и на фоне сегодняшнего противостояния экономика России начнёт рушиться самостоятельно, даже без дополнительного санкционного давления.
Юрий Пронько поговорил в прямом эфире о реальных перспективах с академиком РАН Сергеем Глазьевым.
"К вопросу о том, какой у нас потенциал выпуска"
Эксперт указал, что те темпы экономического роста, которые мы имеем, "это не Бог весть что". Развитие не такое уж стремительное. И надо понимать, что ВВП – это показатель, который имеет двухпроцентную погрешность.
Поэтому рост ВВП на 2% – это рост в пределах статистической погрешности. Устойчивый экономический рост – это 4-5%. Всё, что ниже, это неустойчивый, невысокий рост. Более того, если рост ниже 2% – это просто поддержание штанов. 2% роста нужно для капитального ремонта инфраструктуры, а если вы растёте ниже этого уровня, то у вас всё работает на износ,
– объяснил собеседник "Первого русского".
Таким образом, общие показатели увеличения ВВП России довольно скромны, не стоит их слишком переоценивать. Но перспективы роста при этом очень велики, поскольку в отдельных отраслях наблюдается серьёзный рывок.
Обрабатывающая промышленность у нас растёт на 7-8% каждый год на протяжении последних трёх лет. В ряде регионов наблюдается рост обрабатывающей промышленности на 20-30%. Причём там, где есть высокотехнологичные производства. Мы все понимаем: государство предъявило спрос на высокотехнологичную продукцию – производство отреагировало. Это к вопросу о том, какой у нас потенциал выпуска,
– подчеркнул академик РАН.
Сергей Глазьев обрисовал реальный производственный потенциал экономики России. Он объяснил, кто не даёт реализовать стране внушительные возможности. Фото: Царьград
ЦБ разоряет бюджет
Тем не менее ЦБ убивает этот потенциал своей политикой. Так, мы получили примерно 30 триллионов рублей несделанных инвестиций за всё время правления нынешнего совета директоров Банка России, заметил Глазьев.
Кроме того, мы имеем уже десятки тысяч обанкротившихся предприятий. Это значит, что потеряны сотни тысяч рабочих мест. Вот это всё – из-за ЦБ. Плюс он ещё разоряет бюджет. Потому что бюджет вынужден размещать облигации федерального займа под 16%. Это безумие. Как бюджет будет отдавать такие проценты?
– задался вопросом собеседник "Первого русского".
Он подчеркнул, что мы уже сталкивались с такой, по сути, финансовой пирамидой в истории с государственными краткосрочными облигациями (ГКО):
Занимать деньги можно только под процент, который меньше темпов роста доходов. Насколько растут доходы нашего бюджета? Ну, не на 16 же процентов в год. То есть это безумная политика затягивания удавки на шее организма нашей экономики. В результате останутся только экспортоориентированные отрасли, которые используют природную ренту, приватизируют и таким образом ещё держатся на плаву.
Эльвира Набиуллина. Фото: Maksim Konstantinov/Globallookpress
Запад и ЦБ России – две стороны одной медали
Собеседник Царьграда добавил, что в России было бы вполне реально добиться всплеска инвестиционной активности, если бы наконец прекратились "эти танцы с бубнами вокруг ключевой ставки":
Уровень инвестиций у нас остаётся очень низким, чуть больше 20%. А надо иметь минимум 27%. Это задача, которую ставил президент 12 лет назад. А мы так и остались болтаться на уровне 19-21%. А без увеличения инвестиций устойчивого роста экономики не получится. Мы оцениваем потенциал выпуска российской экономики на уровне 9%. 8-9% прироста ВВП – это вполне по плечу нашей стране, исходя из имеющихся сегодня незагруженных мощностей, исходя из скрытой безработицы на предприятиях.
Фото: Shatokhina Natalia/Globallookpress
Но пока тревожное предсказание Кэмерона относительно России сбывается. Глазьев назвал агента Запада внутри страны. Разумеется, это руководство ЦБ, которое, по сути, льёт воду на мельницу наших противников.
При такой экономической политике мы и идём по пути, который обрисовал Кэмерон. Мы выжимаем из реального сектора всё, что возможно, не давая ему кредитов, не давая возможности расширяться. Поэтому Кэмерон и руководство Центрального банка – это две стороны одной медали. Поэтому не случайно Запад так поддерживает наше руководство ЦБ, всячески его восхваляя, наводя тень на плетень. Если бы не наша совершенно безумная денежная политика, мы бы обернули санкции в плюс. Потому что санкции позволили очистить рынок России от западной продукции. Поскольку западные конкуренты ушли, они освободили практически половину нашего потребительского рынка. А это огромные возможности для импортозамещения,
– заключил Глазьев.