Россия пока так и не нашла "яростных союзников" в борьбе с США. Закулисье саммита БРИКС раскрыл политолог Георгий Бовт: "Создаётся сложная комбинация". Он объяснил, что тормозит создание единой платёжной системы и общей валюты стран организации.
Прошедший в Казани саммит БРИКС стал важной дипломатической и политической победой президента России Владимира Путина. Это пришлось признать и западным СМИ. Москва в очередной раз и при этом очень наглядно опровергла любимую мифологему Вашингтона и его сателлитов последних лет о якобы изоляции нашей страны от мирового сообщества.
С другой стороны, многие наблюдатели ожидали больших практических результатов от встречи лидеров государств БРИКС. Важные финансовые инициативы, связанные, в частности, с созданием единой платёжной системы, пока остаются на этапе обсуждений.
Идея об общей валюте БРИКС и вовсе кажется ещё очень далёкой от начала реализации. Кроме того, в организации нет единства по этому поводу. По данным иностранной прессы, в необходимости выпуска такой валюты сомневается Индия, которая очень дорожит своими отношениями с Западом.
Закулисье саммита БРИКС в эфире программы "Царьград. Главное" раскрыл политолог, автор Telegram-канала "Бовт знает", кандидат исторических наук Георгий Бовт. По его мнению, Россия пока так и не нашла "яростных союзников" в борьбе с США.
БРИКС – пока просто клуб по интересам
Эксперт отметил, что БРИКС, как международной организации, пока не хватает интеграционных институтов и регламентов. На данный момент у неё нет даже устава и чётких критериев приёма в члены.
Приглашают новых участников, есть кандидаты на вступление, но по каким принципам они отбираются? Даже между действующими членами существует серьёзная разница в доходах на душу населения. Притом не то что в разы – в десятки раз. Поэтому очень сложно говорить о БРИКС как об организации, но как о клубе – вполне,
– подчеркнул собеседник "Первого русского".
Он, однако, объяснил, почему Соединённые Штаты и их союзники всё равно с опаской относятся к этому альянсу с участием России:
Запад опасается, потому что неизвестно, что может вырасти из БРИКС. Ведь ООН, фактически, тоже клуб. Туда, правда, входят все страны мира, и там есть Совет безопасности. Но Генассамблея – это, по сути, тот же самый клуб, где при этом говорят, фигурально выражаясь, на разных языках, в то время как лидеры страны БРИКС при этом во многом согласны между собой и в чём-то едины.
Георгий Бовт призвал не питать иллюзий относительно влияния и мощи БРИКС. Альянс, безусловно, набирает силу и имеет внушительные перспективы, но пока это не более чем клуб по интересам. Фото: Царьград
Бросаться на помощь русским пока не спешат
Бовт обратил внимание, что в отличие от Индии, Китай и Россия, скорее всего, как раз хотели бы видеть БРИКС как антизападную и прежде всего как антиамериканскую коалицию. Но такую точку зрения, конечно, разделяют не все члены организации. Отсюда проистекают и основные сложности, связанные с формированием единой платёжной системы.
Для нас это горячий вопрос, а для всех других это вопрос, который можно решить через 10-20 лет. Это же нам надо расшивать платежи. А другие особенно никак не страдают. Более того, некоторые даже наживаются. Посредники шерстят, комиссии растут и так далее… Поэтому эта наша острая проблема пока не встречает сильного желания со стороны партнёров рвануть на себе тельняшку и броситься на помощь русским, которые попали в такую передрягу,
– пояснил политолог.
Он также указал на привычную неоднозначную позицию другого партнёра России – Турции. Так, на саммит 23 октября приезжал лидер республики Реджеп Тайип Эрдоган.
И одновременно пришла новость, что Анкара заблокировала для поставок в Россию 40 видов товаров, которые американцы сказали ей заблокировать. Так что выходит, что, с одной стороны, мы тут ручкуемся, так сказать, с Путиным, с другими лидерами стран БРИКС, а с другой – подписываем то, что нужно США. Это какое-то время будет продолжаться, тут никуда не денешься. Всё-таки долларовая система доминирует в мире, как бы нам это ни было противно,
– констатировал Бовт.
Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: Kremlin Pool/Globallookpress
Китай всё ещё ставит США и ЕС на первое место
Тем не менее само по себе объединение БРИКС серьёзно изменило расклад сил на международной арене. Эксперт заметил, что США и их сателлиты на сегодня больше не могут разговаривать с Глобальным Югом на языке привычного диктата или неоколониализма, им приходится считаться с Россией и её партнёрами:
В казанской декларации подчёркивается ключевая роль МВФ и Всемирного банка в мировой финансовой системе. Одновременно содержится предложение, что БРИКС готов и будет играть важную роль в том, чтобы эту финансовую систему реформировать. Поэтому думаю, что доллар к середине этого века, наверное, к 2050-м годам, свои позиции сдаст.
Фото: Maksim Konstantinov/Globallookpress
Таким образом, дедолларизация неизбежна. Вопрос лишь в скорости, с которой будет развиваться этот процесс. Россия из-за санкций торопится, но эта спешка не встречает поддержки со стороны партнёров.
Нам-то надо быстро, чтобы платежи проходили и в Китай, и в Индию, и в другие страны, чтобы ключевой импорт шёл и так далее. А остальным странам БРИКС быстро не надо. Они готовы смотреть вдаль. Поэтому создаётся довольно сложная комбинация, где мы, конечно, пока не находим таких яростных союзников в борьбе против Америки, как нам хотелось бы. Даже для того же Китая Америка и Евросоюз остаются главными торговыми партнёрами. И он их по-прежнему ставит, к нашему сожалению, на первое место в чисто экономическом плане. Всё-таки наш рынок пока не сравнить ни с европейским, ни тем более с американским,
– заключил Бовт.
Подробнее о непростой расстановке игроков на международной геополитической арене – в видеоверсии программы "Царьград. Главное".