Запад, похоже, нашёл возможность, как Киев вполне легально и "без участия" стран НАТО сможет бить вглубь России натовскими же ракетами. Для этого Украине надо снять запрет на экспорт оружия. Казалось, что тут может быть общего и какой экспорт оружия может быть у страны, чей номинальный лидер это оружие по всему миру выпрашивает? Однако, как оказалось, "козацкая смекалка" способна на многое.
Ведущие западные СМИ одно за другим сообщили городу и миру о том, что Украина крайне нуждается в том, чтобы продавать своё оружие. Как так, поинтересуется западный обыватель: ещё недавно мы видели того самого небритого парня в костюме, стилизованном под камуфляж, который жаловался с высоких трибун на то, что, дескать, западные партнёры и покровители поставляют ему преступно мало вооружений, а теперь, оказывается, оружия у него вполне достаточно, чтобы продавать его за рубеж? Кто тут кого дурит?
Но нет, как сообщает европейская Politico, украинская оборонная промышленность с начала войны резко набрала обороты: только за первую половину года она произвела в 25 раз больше боеприпасов, чем за весь 2022 год. Выяснилось, что украинский ВПК способен производить до 4 млн беспилотников в год, наладил выпуск 155-миллиметровых боеприпасов стандарта НАТО, а также самоходных гаубиц "Богдана" и разрабатывает собственные баллистические ракеты, о чём относительно недавно заявил Зеленский.
Скрин с сайта politico.eu
Оружие, произведённое на Украине и испытанное в реальных боевых условиях, интересует многие страны мира. К украинским производителям могла бы выстроиться очередь из покупателей, которые обеспечили бы нас контрактами на годы вперёд, не будь экспорт оружия под запретом. Ограничениями экспорта мы лишь тормозим развитие стратегической отрасли,
— заявила на заседании специальной парламентской комиссии секретарь Национального инвестиционного совета Украины Галина Янченко.
При этом мадам отметила, что излишки оборонной продукции за границу будут продавать под строгим контролем. И только лишь те товары, которые не требуются на передовой. Зато в перспективе украинский ВПК сможет зарабатывать до15 миллиардов долларов. Как сопрягаются "не требуются на передовой" и "испытанное в реальных боевых условиях", Янченко не объяснила.
Но это за неё сделало Politico, точнее, в вышеупомянутом тексте издания другая женская говорящая голова — исполнительный директор украинского производителя бронетехники "Практика" Юлия Высоцкая. Которая пожаловалась, что их компании приходится увольнять людей до очередного контракта, поскольку у них нет свободного финансирования, чтобы выплачивать зарплаты.
Приходится останавливать производство даже на месяц или около того. А классные специалисты уходят в другие места или на фронт, пока мы ждём контракта… Экспорт также позволит нам поддерживать темп и производить больше для нужд фронта,
— сказала представительница "Практики".
И это притом что, как сообщает Politico, оборонные компании Украины смогут производить продукцию на сумму 20 миллиардов долларов в год, а украинское правительство в состоянии купить у них товаров лишь на шесть миллиардов. И вот уже, как заявили в союзе производителей беспилотников "Технологические силы Украины", 85% украинских оружейников стали задумываться о переносе производства за границу. А официальный Киев пошёл проверенным путем: запустил международную инициативу Zbroyari: Manufacturing Freedom ("Оружейники: производство свободы"), цель которой — выбить у западных партнёров еще 10 млрд долларов на собственный ВПК.
Только представьте себе, как это будет выглядеть. Украина экспортирует оружие во время конфликта, одновременно требуя от партнёров военной помощи. Сами украинцы не поймут, да и партнёры тоже,
— сказал изданию один высокопоставленный чиновник украинского МИД на условиях анонимности.
Казалось бы, тема закрыта — как клянчили, так и будут клянчить, но нет, тему в своём ключе подхватывает британская The Financial Times.
Напомнив, что с начала войны Киев запретил экспорт военных товаров, стремясь обеспечить собственную армию. Да вышло так, что у украинского правительства нет финансовых ресурсов для закупки всех необходимых беспилотников, не говоря уже об инвестициях в дальнейшие исследования и разработки. А вот если разрешить оружейным кампаниям Украины продавать свою продукцию за рубеж, то можно будет и инвесторов привлечь.
Скрин с ТГ-канала "Хайлайт/Новости"
Далее в тексте сплошняком идёт нытьё украинских производителей БПЛА, как им плохо, как у них едва хватает прибылей на покрытие расходов… И пока они страдают и пробивают экспорт, выясняется, что датский производитель БПЛА MyDefence открыл филиал на Украине, чтобы "идти в ногу с российскими технологическими достижениями".
Российские войска начали менять частоты своих беспилотников, а это значит, что производители, поставляющие свою продукцию на Украину, должны подстраиваться и предлагать встречные решения,
— сказал TFT генеральный директор датской компании Дан Хермансен.
Это, конечно, отнюдь не открытие на Украине местного филиала (например, Lockheed Martin, BAE Systems — производителя тех же дальнобойных HIMARS), но вектор понятен.
А вот, в отличие от коллег по блоку, американский The Washington Post более конкретен и на нужные сантименты не разменивается.
Скрин с сайта washingtonpost.com
Издание сообщает, что поскольку Европа не может поставить Украине всё необходимое оружие и боеприпасы, то будет инвестировать в быстро развивающуюся оборонную промышленность страны. О чём свидетельствует недавнее решение ЕС выделить Киеву 440 млн долларов на ВПК. И денежки будут взяты отнюдь не из карманов европейских налогоплательщиков, а из прибылей от замороженных на Западе российских активов. То есть, по сути, из наших с вами карманов — тех денег, которые в своё время отечественные генеральные стратеги решили вывести на Запад.
Я думаю, существует понимание, что Европа не в состоянии производить необходимое Украине оружие, и самый простой способ — чтобы украинцы делали это сами,
— цитирует издание некоего украинского дипломата.
Аналогичную точку зрения высказал американцам и глава брюссельского офиса Немецкого фонда Маршалла Ян Лессер:
Если у украинцев будут материалы и деньги, они смогут сделать всё сами гораздо быстрее. Инвестиции в украинский оружейный сектор обеспечивают большую гибкость и позволяют в короткие сроки предоставить Украине больше мощностей. Важно отметить, что всё это не заменит широкомасштабных поставок оружия западного производства на Украину… В более широкой перспективе смысл — в постепенной интеграции Украины в западные цепочки поставок оборонной промышленности.
И, собственно, дальше можно не продолжать. Суть всей этой информационной кампании — включение украинского ВПК в общий западный ВПК с целью нанести максимальный ущерб России. Причём в том числе и за русские, бездарно профуканные гениальными державными стратегами средства. И если это будет сделано некими "украинскими баллистическими ракетами", так это будет только хорошо — всегда можно будет изумлённо поднять брови и огласить мир вопросом: а мы тут при чём?
Что с того?
Остаётся только один вопрос: а к чему же тогда все эти заклинания про экспорт и инвесторов, которые должны буквально начать ломиться в украинский ВПК? Ну, во-первых, рост последнего ещё нужно будет как-то объяснять. А во-вторых, война войной, а какой уважающий себя "строитель новой Украины" откажется от возможности подзаработать на этом лично для себя?