Путин не пугает, но предупреждает — и на Западе его услышали
В Ядерной доктрине России происходят или уже произошли изменения, озвученные Владимиром Путиным. На Постоянном совещании по ядерному сдерживанию, которое проводится два раза в год в рамках заседания Совбеза, президент РФ направил Западу недвусмысленные предупреждения о возможности применения ядерного оружия в случае нападения на нашу страну.
Он напомнил, что Ядерная доктрина России, наряду с Военной доктриной — это документ, в котором официально определена и детализирована ядерная стратегия России. Теперь агрессия со стороны неядерного государства, при поддержке ядерного, рассматривается как совместное нападение на Россию.
Наша страна готова использовать ядерное оружие в случае агрессии против нее или Белоруссии, а также при массовом запуске ракет в ее сторону, при получении достоверной информации по этому поводу.
Имеются в виду поднятые в воздух средства воздушно-космического нападения: самолёты стратегической и тактической авиации противника, вражеские крылатые ракеты, гиперзвуковые и другие летательные аппараты, в том числе беспилотники, пересекающие нашу государственную границу.
Так что Россия готова к применению ядерного оружия. Эта новость вызвала практически мгновенную, острую реакцию на Западе, став предметом размышлений и анализа как СМИ, так и многочисленных пользователей Интернета.
Генерал-полковник, доктор исторических наук Леонид Ивашов считает, что изменение ядерной доктрины больше политическое, чем военное решение:
— Уже были послания президента, касающиеся наших ядерных вооружений на подводных носителях, авиационных ракетах и средствах наземного базирования. После этого в Конгрессе США состоялась довольно острая дискуссия на тему: почему Америка уступает России и Китаю, не модернизирует свою триаду? У нас же постоянно подчеркивалось наше чуть ли не ядерное превосходство. Хотя на самом деле… его не было.
Американцы же не меняли свою ядерную доктрину очень давно, с 18 января 2003 года. Суть их военной доктрины не в развитии стратегического ядерного оружия, а в разработке высокоточных неядерных средств. Они даже вывели из эксплуатации четыре подводные лодки типа «Огайо».
И вот США возвращаются к модернизации всех своих ракетно-ядерных средств, заложили ноябре 2022 года новую подводную лодку «Вирджиния». Эта субмарина оборудована вертикальными пусковыми установками, позволяющими выполнить залп двенадцатью крылатыми ракетами «Томагавк». Ракеты «Трайдент» тоже модернизируются.
«СП»: На Западе обеспокоились, задумались. Вот британская газета The Gardian пишет, что Владимир Путин допустил применение ядерного оружия вслед за неверными действиями Запада…
— Меня смущает публичное обсуждение на Совете безопасности ядерной стратегии, раньше это была закрытая тематика. Если что-то делали, то не рекламируя свои шаги.
Ведь что-то подобное уже было, например, в декабре 2021, года наш высокопоставленный дипломат Сергей Рябков предъявил странам НАТО что-то вроде ультиматума, заявив на брифинге, что если те не согласятся с предложением России, то мы прибегнем к военно-техническими мерам.
Мне кажется, и сейчас, в нашей действующей Ядерной доктрине все сказано достаточно четко.
«СП: Действующая Ядерная доктрина России предусматривает, что ядерное сдерживание России направлено против стран и альянсов, имеющих ядерное оружие. И в ней есть формулировка, что применение ядерного оружия нами произойдет, если вражеское нападение угрожает «самому существованию государства». Так что Россия готова применить ядерное оружие при критической угрозе со стороны противника, даже использующего лишь обычное оружие.
— Мы уже заявили, что можем применить ядерное оружие первыми в безъядерной ситуации при нападении на нас. А сейчас хотят добавить, что и в случае нападения на Белоруссию без применения ядерного оружия, мы, для защиты Союзного государства, можем его применить.
По крайней мере так в проекте, быть может в окончательном варианте подобного и не будет. Как-то мы стали относится к ядерному оружию слишком раскованно.
«СП»: Леонид Григорьевич, это все политические моменты, а военным изменение Ядерной доктрины как-то поможет? Ведь вспоминаются рассказы о том, что перед началом Великой Отечественной войны наши бойцы и командиры боялись «поддаться на провокацию». Может детализация ядерной стратегии лишит их потомков этих страхов, и они будут понимать, как себя вести?
— В обществе идет нагнетание, политолог Сергей Караганов яростно выступает за применение ядерного оружия. Но ведь еще в 1912 году выдающийся русский стратег и геополитик, полковник Генштаба, Алексей Вандам писал военному министру: «В Европе все мыслят войной, значит она становится неизбежной».
Для меня понятно, почему сейчас это повторяется. Грандиозные социально-экономические планы не выполняются. Надо это чем-то оправдать. Население массово нищает. А ядерные пугалки — опасны.
«СП»: Но для военнослужащих Стратегических ядерных сил Российской Федерации (СЯС РФ), ВКС и Флотов что-то поменяется с изменением стратегии — или они и так четко выполнили бы приказ Верховного Главнокомандующего?
— Достаточно того, что прописано в нынешней Ядерной доктрине: в случае если агрессор на нас нападет и будет разрушать государственные основы даже без применения своего ядерного оружия, мы свое применим.
Но нам самим, чтобы все-таки выстоять без применения ядерного оружия, нужно совершенствовать простые виды вооружений, повышать их эффективность, совершенствовать стратегию, оперативное искусство и тактику.
«СП»: Президент не сам все придумал. По его словам, за последний год специалисты Министерства обороны, Министерства иностранных дел, аппарата Совета Безопасности и других ведомств «провели глубокий, всесторонний анализ, оценили необходимость корректировки наших подходов к возможному использованию ядерных сил». Вот и предложено внести ряд уточнений по условиям применения ядерного оружия.
— А почему до начала СВО у нас не было ни средств связи, ни средств противодействия беспилотникам, ни своих БПЛА? Тактика и оперативное искусство тоже отставали. Только и делали, что «пилили бюджеты» под руководством «министра табуреткина».
Ведь, как нам казалось, ядерное оружие у нас есть, значит, ни танки новые создавать, ни тактику совершенствовать не обязательно. Что-то у нас в шахтах размещено, вот этим и будем пугать. А на досуге заниматься танковыми биатлонами, авиашоу и парадами. Так не пойдет, нужно серьезнее заниматься армией.
А то, что в своих посланиях показывал президент, в виде компьютерной графики — только разлагало командный состав, думавший: зачем мой полк или моя дивизия, если есть гиперзвуковые ракеты — командиры в это верили. И вот имеем что имеем, уже из приграничных районов переселяем, эвакуируем население.