Newsweek: Несмотря на все усилия ВСУ и ГУР, носители «Калибров» остаются неуязвимыми
Не в силах добиться перевеса на поле боя, боевики Владимира Зеленского действуют исподтишка. Впрочем, как им всегда было привычно. 20 сентября ВСУ нанесли удар БПЛА по Энергодару на левом берегу Днепра. Даже МАГАТЭ была вынуждена экстренно принять резолюцию, призывающую к немедленной остановке военных действий вокруг Запорожской АЭС.
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси в ответ на террористические атаки ВСУ назвал ситуацию на Запорожской АЭС «очень хрупкой».
Атака на Энергодар стала реакцией на успешные действия российской армии — наземные атаки и десантные операции — на Днепровском (Херсонском) направлении. Операции проводятся на левом берегу Днепра, где еще остались какие-то украинские подразделения.
Также штурмовые подразделения группировки «Днепр» действуют на островах в дельте. Кроме того, последние недели значительно выросла активность российских ударов и на правом (оккупированном ВСУ) берегу, пишет американский Институт изучения войны (ISW).
Американские аналитики с начала сентября фиксируют действия 31-й воздушно-десантной бригады, 104-й дивизии ВДВ, 80-й арктической мотострелковой бригады и других. Для подавления остатков оккупационных сил на левобережье используют танковые подразделения российской 205-й мотострелковой бригады и 81-го российского самоходно-артиллерийского полка, пишет ISW.
По подсчетам ISW, больше всего атак по украинским войскам сосредоточено к северу от Казачьих Лагерей. На островах в дельте российские подразделения были зафиксированы, в частности, на островах Круглик (к югу от Херсона), Белогрудый, Козулихский (к юго-западу от Херсона), Мелкий (к северо-востоку от Херсона) и Казацкий (к северо-западу от Херсона).
Генеральный штаб ВСУ регулярно теперь жалуется на то, как успешно российские подразделения действуют на Днепровском направлении. Пресс-секретарь оперативно-стратегической группировки ВСУ «Таврия» Дмитрий Лиховой заявил, что российское командование выделяет дополнительные силы для усиления контроля над Днепром.
Активизацию российских войск на Днепровском направлении необходимо рассматривать в контексте противодействия украинским ударам в акватории Черного моря, отмечают американские эксперты. За последние несколько дней ВСУ несколько раз пытались проводить такие атаки. В частности, в ночь с 10 на 11 сентября отразили украинскую диверсию против буровой установки в Черном море.
Министерство обороны России заявило, что подразделения Черноморского флота отразили совместный десант украинского ВМФ и ГУР. Они хотели захватить установку «Крым-2» (на Голицынском газовом месторождении), во время неудавшегося штурма были потоплены по меньшей мере восемь украинских катеров.
Чтобы противодействовать украинским диверсиям, указом президента Владимира Путина на оперштаб в Симферополе возложили руководство контртеррористическими операциями в Азовском море. В указе говорится, что оперштаб может планировать использование сил и средств (федеральных и территориальных) для борьбы с украинским терроризмом. Исключение составляют лишь порты, устья рек и прибрежные районы Керченского пролива и Таганрогского залива.
Минобороны России тем временем подтверждает успешное уничтожение украинских плавающих и летающих дронов в северо-восточной части Черного моря. Для этого задействованы, в том числе, вертолеты Черноморского флота.
Американские аналитики считают, что новые функции оперштаба в Симферополе стали ответной мерой на украинский теракт против железнодорожного парома в порту Кавказ 22 августа. Паром после удара был затоплен лишь наполовину, однако ЦИПсО поспешило записать это в свой актив: якобы это в три раза сократило пропускную способность российских железнодорожных паромов в Крым. На самом деле никаких проблем с логистикой не возникло.
Более того, украинцы сами пальнули себе в ногу: Россия ускорила строительство двух железнодорожных веток из Таганрога в Иловайск и из Мариуполя в Волноваху.
Пресс-секретарь ВМС Украины капитан третьего ранга Дмитрий Плетенчук был вынужден признать: российские войска усилили группировку ПВО в Крыму для защиты Керченского пролива от террористических ударов Украины дронами и ракетами. Крым полностью прикрыт от украинских боевиков системами С-500 и «Панцирь-С1», а также средствами РЭБ.
Конкретно на Крымском мосту размещены наблюдательные пункты и пулеметные гнезда, чтобы при первом приближении уничтожать украинские плавающие дроны, подтверждает военный аналитик Дилан Малясов из американского издания Defense Blog.
Издание Newsweek пишет, что инженерная защита Крымского моста от украинских атак стала одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в регионе после строительства самого моста.
Плетенчук рвет на себе погоны: российские корабли, несущие «Калибры» (они базируются сейчас в основном в Новороссийске), остаются абсолютно неуязвимы для украинцев. Даже один из главных русофобов в украинском Интернете, военкор-пропагандист Константин Машовец признает: в ВСУ нет возможности наносить упреждающие удары по подводным лодкам с «Калибром». Корабли и подлодки класса «Кило» могут проводить пуски ракет и возвращаться в порт в течение считанных часов.