16 сентября в Красноярске был задержан директор ООО "ЕРСМ Сибири" Роман Безруков, его компания была подрядчиком в контракте на строительство Центра управления связи Минобороны. По данным следствия, бизнесмен похитил 2,5 млрд рублей, а центр связи, конечно, так и не был построен. Сумма причинённого ущерба сопоставима с одним из эпизодов в громком деле экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, что ставит нынешний случай в один ряд с крупнейшими хищениями в оборонной сфере за последнее десятилетие.
Подрядчик-невидимка
ООО "ЕРСМ Сибири" – далеко не самый крупный сибирский подрядчик, оказывающий услуги по строительству, инженерным и наладочным работам. Такие фирмы обычно даже не вступают в прямые отношения с государственным заказчиком, а работают по договору с победителем конкурса от госструктуры. Это позволяет им оставаться в тени, избегать ненужного внимания к своей хозяйственной и финансовой деятельности и даже в нужный момент просто исчезнуть.
Однако с "ЕРСМ Сибири" вышло немного иначе. Как сообщили СМИ со ссылкой на правоохранительные органы, Романа Безрукова брали довольно жёстко – сломали дверь в квартиру, но бизнесмена там уже не оказалось: осознав, что за ним пришли, он попытался сбежать через крышу, куда вылез по лестнице. В итоге с крыши никуда деться он не сумел и был снят оттуда вскоре сотрудниками СОБРа.
Минобороны осенью 2020 года заключило контракт с ФГУП "Главное военное строительное управление №4" на строительство Центра управления связи в Хабаровском крае. Сумма контракта – 6,8 млрд рублей. Генподрядчик, в свою очередь, нанял "ЕРСМ Сибири" для непосредственного выполнения работ и в период с 26 мая по 7 сентября 2021 года перечислил фирме Безрукова аванс в размере 2,9 млрд рублей.
Источники в правоохранительных органах сообщили, что Безруков и не планировал выполнять условия договора и вместе с подельниками вывел 2,5 млрд рублей через банковские счета под видом закупки материалов. Договор на строительство был расторгнут ещё в 2023 году, и тогда, по данным источников, готовность центра связи для Минобороны составляла всего 6%.
В этой истории обращает на себя внимание тот факт, что с момента заключения контракта на работы для Минобороны прошло целых четыре года. Представляете? А никто, как говорится, и в ус не дул – не следил за тем, куда пошли деньги, как вообще работает подрядчик, строит ли он вообще хоть что-то. И второй момент: с даты расторжения договора на строительство прошёл год. Целый год никто не задумывался, судя по всему, о том, где деньги-то, раз договор расторгнут. Это наводит на определённые мысли,
– отметил наш источник в силовых структурах.
В итоге в отношении Романа Безрукова и неких (пока) неустановленных лиц было возбуждено дело по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса России ("мошенничество в особо крупном размере"). Бизнесмену грозит до 10 лет заключения. 17 сентября Красноярский краевой суд арестовал Безрукова на 1 месяц 19 суток.
Скриншот сообщения в телеграм-канале Красноярского краевого суда // httt.me/newssudkrskof
Долги, суды, убытки и... контракт от Минобороны?
"ЕРСМ Сибири" была создана в 2012 году двумя совладельцами – Романом Безруковым и Андреем Ивановым, который занимает в компании должность директора по проектам.
Скриншот страницы сайта checko.ru
И первое, что бросается в глаза применительно к этой фирме, – гигантские убытки. По данным ФНС, чистая прибыль "ЕРСМ Сибири" в 2023 году упала аж на 2760%, т. е. почти в 28 раз, убыток составил 188,8 млн рублей.
Скриншот страницы сайта checko.ru
При этом против компании открыто 45 исполнительных производств с непогашенной задолженностью по ним в 1,2 млрд рублей. Фирма выступила ответчиком в 188 судебных делах с общей суммой исковых требований к ней на 30,6 млрд рублей. Впечатляет?
Скриншот страницы сайта checko.ru
В 2023 году, когда с фирмой был расторгнут договор строительства, прокуратура Железнодорожного района Красноярска выявила невыплату зарплат в "ЕРСМ Сибири" 222 работникам на сумму в 33,8 млн рублей. Наконец, к этому следует добавить и долги перед налоговой на 246,1 млн рублей. Среди них – неуплата страховых взносов, НДС, госпошлин, транспортного налога.
Удивительно, как такой подрядчик вообще мог кого-то убедить в том, что он способен построить для Минобороны крупнейший объект. Конечно, у следствия обязательно должны возникнуть вопросы и к генподрядчику, который нанял эту контору. Ведь мы уже знаем примеры, когда ради получения "жирного" контракта давались взятки за выбор того или иного подрядчика, чтобы потом реализовать классический откат, "распилив" сумму контракта,
– замечает наш источник в силовых структурах.
Между тем к работе самого ФГУП "ГВСУ №4" Минобороны ранее действительно были вопросы, и немалые. Так, ещё в 2022 году по обвинению в особо крупном мошенничестве была арестована Лариса Леонтьева – замгендиректора этой крупнейшей структуры Минобороны. По версии следствия, она похитила 400 млн рублей на поставках аппаратов ИВЛ для военных госпиталей.
Возвращаясь к "ЕРСМ Сибири", стоит отметить, что, согласно базе "Электронное правосудие", массовые иски против компании стали подаваться ещё с 2016 года. Причём истцами выступали крупные федеральные игроки – "Россети" (долги по уплате электроэнергии), "Мосэнергосбыт", иные ресурсные организации и даже "Роснефть".
Ну а кроме всего прочего, "ЕРСМ Сибири" постоянно ходила в долгах и перед самим Минобороны. Так, последнее разбирательство (июль 2024 года) проходило в Арбитражном суде Архангельской области и касалось взыскания свыше 1,5 млн рублей задолженности компании перед ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны.
Скриншот фрагмента документа с сайта kad.arbitr.ru
Всего в базе свыше 10 дел, по которым эта структура Минобороны предъявляет претензии к "ЕРСМ Сибири".
Тем временем сам Роман Безруков жил вполне нормальной жизнью, путешествовал, делал с отдыха соответствующие фото, выкладывая их в свои соцсети. А параллельно его фирме всем миром предъявляли миллиардные суммы взысканий. Его это словно бы и не волновало, да и вообще нет ясности, как именно он планировал решить эти проблемы и "съехать" с таких огромных долгов.
Скриншот страницы Романа Безрукова в соцсети "ВКонтакте" // vk.com
До боли знакомая ситуация
Пример с хищением такой крупной суммы у Минобороны не единичен. Буквально месяц назад мы провели большое расследование по другому вопиющему коррупционному случаю – срыву строительства оборонительных укреплений в Курской области. Выяснилось, что именно из-за вероятных хищений на этой "стройке века" по меркам региона область была не так хорошо защищена от украинского вторжения 6 августа, как могла бы.
И там – один к одному. Государственным заказчиком выступило ОКУ "Управление капитального строительства Курской области", контракт на 15,2 млрд рублей выиграла АО "Корпорация развития Курской области", которая, в свою очередь, стала нанимать региональных строительных подрядчиков.
Один из них – "КТК Сервис" – ровно так же, как и "ЕРСМ Сибири" в контракте на строительство центра связи для Минобороны, стал должником по зарплатам персоналу: вёл теневую бухгалтерию, имея лишь устные договорённости со строителями на выплату им 5000 рублей в день (чего, впрочем, тоже не делал).
Набрав долгов, фирма ожидаемо обанкротилась, а против подрядчика были возбуждены уголовные дела. Однако разборки на этом не закончились. Заказчик (управление капстроительства области) в свою очередь тоже захотел компенсаций за срыв контракта и выставил судебные претензии уже к тому, кто нанимал обанкротившуюся фирму, то есть к "Корпорации развития области", потребовав от неё 2,1 млрд рублей – только вдумайтесь! – лишь в качестве пеней.
Грызня грызнёй – ясное дело, что каждое звено будет отстаивать свои права. Но итог в конечном счёте один – срыв госконтракта на строительство фортификаций в Курской области.
Нет сомнений в том, что все эти действия оказали врагу неоценимую услугу при вторжении в Курскую область. Украинцы, очевидно, могли о таком только мечтать – строительство защитных сооружений было сорвано, а участники процесса начали заваливать друг друга исками с целью получить на этой истории хоть какие-то деньги.
Примеры таких ситуаций можно приводить и приводить. И этим никого не удивишь – испокон веков заказчики судились с подрядчиками, которые украли деньги. Беда только одна – в данном случае был нанесён ущерб национальной безопасности России. Вторгся враг, погибли мирные жители, погибли военнослужащие.
Что с того?
Когда мы говорим о коррупции высокопоставленных чиновников Минобороны, генералов, иных офицеров, то от материалов этих дел берёт оторопь – из-за осознания, до каких масштабов дошли отдельные представители военного министерства в ситуации, когда страна проводит народно-освободительную СВО.
Однако всё, оказывается, ещё хуже, так как в коррупции участвуют не только генералы, высокопоставленные чиновники Минобороны, но и подрядчики, которые "доят" министерство на контрактах, но ничего из поставленных перед ними задач выполнять и не собираются. А как же безопасность государства? Граждан? Нет, они не слышали. То есть речь идёт о коррупции не только наверху, но и внизу.
Атака украинских беспилотников под Тверью, где накануне был уничтожен крупнейший в стране склад боеприпасов, показала, например, что боеприпасы эти вовсе не были укрыты бетонными плитами, как помпезно заявлялось ранее, а лежали штабелями под открытым небом. Халатность, диверсия, глупость?
И вот сейчас, очевидно, сорвано строительство крупнейшего Центра управления связи Минобороны на Дальнем Востоке. Вновь страдает безопасность страны. И вновь просто из-за того, что исполнитель был жаден, не только задолжал по налогам и за коммунальные услуги, но даже банально не платил сотрудникам. То есть выполнять контракт Минобороны просто никто и не собирался. Цель была другая – обогатиться.
Этот персонаж, как и многие другие, ответит по закону. Это хорошо. Но это не построит нам фортификации, не построит центр управления связи, не снабдит армию обмундированием, деньги на которое украли, снаряжением, деньги на которое тоже украли. Поэтому такие коррупционные случаи следует расценивать не только в суммах рублей – украденных или эквивалентных причинённому ущербу. Речь можно и нужно ставить о государственной измене, а также действиях, повлёкших массовую гибель гражданских лиц.