Валентин Коновалов рассказал о личном и не только
Валентин Коновалов рассказал о личном и не только
Фото: 19rusinfo.ru

Продолжится ли после выборов противостояние правительства Хакасии и Верховного Совета? На что пойдет миллиард, который республика получит в рамках Индивидуальной программы развития? Стоит ли ждать отставок в кабинете министров? Как принятый закон «О статусе столицы Хакасии» повлиял на отношения губернатора и мэра Абакана? На какие цели пойдут почти 2,8 млрд рублей, которые федеральный центр выделит республике? Будут ли увеличены квоты на вывоз угля? Что с госдолгом Хакасии?

Об этом и о многом другом — в интервью главы республики 19rusinfo.ru. Валентин Коновалов ответил на все вопросы, которые задала редакция. Единственное — не раскрыл интригу, кого же из министров могут попросить на выход.

- Валентин Олегович, в минувшее воскресенье в республике завершилась выборная кампания. Оцените ее итог.

- Итог, мне кажется, всем ясен. Кандидат, которого поддержали две партии - КПРФ и «Единая Россия» - победил. Это Николай Григорьевич Шульгинов, он набрал более 55%. Это говорит о доверии жителей. Ну и, с другой стороны, это аванс на будущую работу. Вообще, у нас сложилась уникальная ситуация, когда две ведущие партии впервые, наверное, в новейшей истории страны поддержали одного кандидата. Но я уверен, это пойдет на пользу республике, на пользу всем жителям, потому что Николай Григорьевич действительно обладает колоссальным опытом хозяйственной, государственной деятельности. Безусловно, с ним нам будет намного проще работать на федеральном уровне.

- А выборы по территориям? КПРФ победила в небольших муниципалитетах, но проиграла почти по всем районам.

- В целом выборы были конкурентными, в отдельных муниципалитетах они были сложные, жители проголосовали, и сегодня это воля избирателей, с которой все должны считаться. А избранным главам я хочу пожелать успехов в воплощении всех планов на благо жителей, на благо сел и городов, где они победили, ну и чтобы программы были реализованы.

- В соцсетях распространялась информация, что вы якобы сказали, что Сорску не будет никаких дотаций, если победит НЕ Найденов.

- Эта информация не соответствует действительности.

- То есть будете помогать?

- Так же как и всем муниципальным образованиям. Сорск у нас моногород и, понятно, хочется, чтобы там больше было участия предприятия. Хотя у нас идет очень неплохое взаимодействие. Мы сейчас наметили с ГОКом планы и по кадрам, и по развитию социальной сферы. Я уверен, что Сорск и дальше будет двигаться вперед. Тем более, сегодня ситуация у предприятия улучшилась и на молибден цены выровнялись, и мы поддержали предприятие, чтобы оно имело возможность модернизироваться.

- Вам удалось убедить федеральный центр в том, что Хакасия сегодня нуждается в дополнительной финансовой поддержке в связи с поведением налога на прибыль от алюминиевой и угольной отраслей. На прошедшей неделе стало известно, что по поручению президента нам, то есть Хакасии, и еще девяти субъектам выделено более 10 миллиардов рублей помощи. На каких условиях Хакасия получит эти деньги?

- Действительно, большая работа была проведена в течение года. В прошлом году федерация поддержала нас дополнительно на полтора миллиарда в конце года по поручению президента. Опять же, в Минфине России была проделана просто колоссальная работа нашим правительством. Это огромное количество встреч с руководством на разном уровне. И, конечно, мы готовили обосновывающие документы. То же самое было сделано и в этой ситуации.

Вы видите, что Хакасия получила практически треть дополнительной помощи, которую дали всем регионам. Условия такие же, как и для всех. То есть с одной стороны, это работа по расходам, потому что те доходные прогнозы, которые были сформированы на основании бюджетного кодекса, то, что мы получали от налоговой, к сожалению, в полной мере не сбываются. И мы видим, что доходная часть бюджета в этом году наполняется не так динамично, как прогнозировали. Здесь мы продолжим работать с Минфином над оптимизацией бюджета, продолжим работать с госдолгом. Сегодня у нас еще остается коммерческая часть, это 5 миллиардов рублей. Мы ведем работу и с Советом Федерации, и с Государственной думой, и с Минфином России над тем, чтобы их можно было заместить бюджетные кредиты. И такой опыт у нас уже был, если вы помните, до 2018 года вообще в структуре госдолга у нас преобладали коммерческие кредиты. И вот за этот период совместно с федерацией мы добились того, что нам их заместили. И, конечно, сегодня мы намного меньше тратим на обслуживание, чем это было ранее.

- Но тем не менее, у республики сегодня самое высокое отношение госдолга к собственным доходам - 86,2%. Это по данным РИА «Рейтинг».

-  Там, видите, не совсем корректные данные, потому что они брали состояние госдолга на конец полугодия, а доходы брали за год с 1 июля 2023 по 1 июля 2024. Это не совсем правильно. Там еще и динамика будет меняться. И мы среди тех регионов, у которых доходы упали по объективным причинам в силу зависимости от экспортно-ориентированных отраслей, в нашем случае это уголь и алюминий. А там как раз считается соотношение доходной части к госдолгу. Но понятно, что с госдолгом мы продолжим работать, о чем я уже сказал. Понятно, что пока нам не удалось полностью перекрыть тот объем долга, который нам еще достался с 2018 года, хотя структура изменилась уже кардинально.

То есть то преобладание коммерческих кредитов, которое было, мы от него ушли. И есть все предпосылки, есть и поддержка президента, и поддержку мы имеем на уровне Совета Федерации, на уровне Госдумы, чтобы все-таки нам полностью заместить коммерческие кредиты. По крайней мере это сегодня на самом высоком федеральном уровне обсуждается. Ну и еще раз хочу подчеркнуть, что та дополнительная поддержка, которую мы сегодня получаем, - больше 2,8 миллиардов - это, конечно, большая заслуга президента, и он дал нам очень хорошую резолюцию на последнее письмо, которое было написано в августе.

- Давайте подчеркнем, что из более чем 10 миллиардов Хакасия получит 2,8 миллиарда. Во многом финансовое положение республики зависит от того, сколько угля наши угольные предприятия дадут на экспорт. Есть поручение президента рассмотреть просьбу Хакасии об увеличении квоты на вывоз с 6,5 до 10 млн тонн в год...

- Да, эту работу мы ведем совместно с правительством России, профильными федеральными министерствами - Минтрансом, Минэнерго и Министерством экономического развития - и, конечно, РЖД. Там не только просьба увеличения квоты, хотя и здесь мы надеемся в следующем году на прорыв, потому что действительно хочется вывозить больше. Там есть еще ряд других предложений. В частности, это вернуться к тем скидкам на транспортировку, которые были до 2022 года, вернуться к понижающим коэффициентам по западному направлению. Если эти скидки и понижающие коэффициенты снова заработают, тогда западное направление станет более привлекательным, потому что сегодня оно фактически убыточно.

Услышали и Хакасию, и другие угледобывающие регионы. Пока у нас так и продолжает действовать отмена по вывозной пошлине. Это тоже плюс. И избрание Николая Григорьевича депутатом Госдумы, конечно, тоже нам большая поддержка. Мы совместно с ним эту работу продолжим. Откровенно скажу: конечно, есть определенный оптимизм. Нам в прошлом году дали больше квот на вывоз на Восток на 7%. В этом году мы надеемся подрасти более динамично. Я имею в виду к 2025 году.

Валентин Коновалов рассказал о личном и не только

- Вопрос еще такой. Конечно, он у всех на слуху. Этим летом воплотилась еще одна ваша идея правительства республики. Для Хакасии разработана шестилетняя Индивидуальная программа развития. Для ее реализации ежегодно из федерального бюджета будет выделяться по миллиарду рублей. Расскажите подробнее.

- Мы защищали финально уже эту программу вместе с Николаем Григорьевичем Шульгиновым. Это было совещание Максима Геннадьевича Решетникова (министр экономики — прим. ред.). Если говорить в целом о программе, то там четыре больших пласта, четыре больших направления. Это дополнительная поддержка обрабатывающих производств и реализация той цели, которую мы определили в своей стратегии развития до 2030 года. Это диверсификация экономики и уменьшение нашей сырьевой зависимости, от той же угольной промышленности. И в общем-то вся программа индивидуального развития региона на это и направлена. То есть, с одной стороны, мы планируем докапитализировать Фонд поддержки обрабатывающих производств, Фонд поддержки промышленности, докапитализировать наш Гарантийный фонд. Запланировано создание ряда промзон и развития действующих. Например, Черногорская промзона.

- Вы имеете в виду Абакано-Черногорскую агломерацию?

- Не агломерация, а промышленный парк «Черногорский». Он действует у нас, но пока не так динамично развивается, как хотелось бы. В программе предусмотрены мероприятия, которые позволят эту динамику придать. Более того, планируется создание еще ряда промпарков, это IT и аграрный промпарк. Все это направлено, опять же, на развитие несырьевых секторов экономики.

Другое направление – это поддержка малого и среднего бизнеса дополнительное. Еще одно направление – поддержка туризма. Это, опять же, субсидии на развитие туристической инфраструктуры, объектов показа, размещения. В том числе наших знаковых туристических зон, таких как озеро Шира, в частности, Жемчужный, чтобы поселок становился все более и более привлекательным для туристов.

- Ему не помешает.

- Безусловно. И четвертое направление – это развитие инфраструктуры. Планируется построить две крупные трансформаторные подстанции и высоковольтную линию. Это у нас Алтайский район - Подсинее и Белый Яр. Там есть большое количество инвесторов, которые уже вложили средства, но из-за ограничений с электроснабжением не могут в полной мере запустить свои предприятия. Например, птицефабрика. Или проект по овощехранилищу. Там проектов действительно много. И, кстати говоря, именно в Алтайском районе мы планируем создание агропарка. 

Валентин Коновалов рассказал о личном и не только

- Сейчас республика переживает не лучшие времена. И хочется как никогда надеяться на социальную ответственность бизнеса. У нас часто поступают сигналы из Абазы. Люди опасаются, что Абазинский рудник выйдет из-под госуправления.

- На сегодняшний день это предприятие на 60% принадлежит республике. Юридическим собственником является Фонд развития Хакасии. Сегодня задача поставлена как перед руководством фонда, так и перед руководством Минэка: еще раз проанализировать финансово-экономическую деятельность предприятия. Потому что с давних времен, вы знаете, практически 9 лет идет банкротство Абаканского рудника, у которого находится фактически все имущество. И сигналы о том, что есть некоторые попытки захватить госсобственность, действительно есть. Но я уверен, что мы это все сможем пресечь, найти понимание и со вторым собственником, что предприятие все-таки должно развиваться в той конфигурации собственности, которая есть сегодня. И, конечно, мы не планируем отказываться от своей части.

- До выборов республики наблюдалось некоторое политическое перемирие между КПРФ и «Единой Россией». Все-таки выдвигался единый кандидат. Чего вы сейчас ожидаете после окончания выборов? Может ли противостояние возобновиться с новой силой?

- Вообще, сегодня страна, не только Хакасия, живет в особенных условиях проведения специальной военной операции и, безусловно, консолидация всех сил общества ради общей цели, общей победы крайне важна. И от этого вектора я лично как губернатор не планирую отказываться. Нам действительно в эту избирательную кампанию удалось найти точки соприкосновения. И кандидатура Шульгинова для нас объединила.

Как будет дальше? Я и как губернатор, и как первый секретарь коммунистической партии даю посыл на то, что нужно продолжать конструктивное взаимодействие, совместную работу на благо всех жителей. Понятно, что у КПРФ и «Единой России», как у всех партий, разные программные установки, где-то не совпадает понимание достижения блага жителей и блага для республики. Тем не менее, тот вектор, который задает коммунистическая партия, нацелен на сотрудничество, на общее благо. Я надеюсь, что и противоположная сторона будет придерживаться таких же принципов, не будет уходить в какие-то политические эмоции, тешить какие-то амбиции, уходить в критиканство. И вот такое хорошее рабочее сотрудничество, оно продолжится.

- Сейчас начнется сессия Верховного Совета. Мы позволим себе с вами не согласиться, мы - редакция ИА Хакасия» - считаем, что по-прежнему со стороны отдельных членов Верховного Совета будут нападки на правительство Хакасии, будут шельмовать министров, будут созывать экспертные советы. Как будет проходить взаимодействие правительства и Верховного Совета, как вы думаете?

-  Здесь надо смотреть, в какой плоскости. Если мы говорим о законодательной деятельности, то оно проходит конструктивно, и тому уже большое количество примеров. С новым созывом мы приняли ряд законодательных инициатив, которые действительно служат на благо жителей: повысили социальную поддержку нашим медицинским работникам, сохранили льготы, которые у нас были для отдельных направлений малого и среднего бизнеса. И много-много законов приняли, которые разрабатывались правительством и принимались, соответственно, парламентом. Другой вопрос, что, конечно, политическую критику мы видим. 

- Экспертные советы к законодательной деятельности отношения не имеют.

— Наверное, да. Я за общественность, честно. Общественность, конечно, может давать рекомендации. Но все-таки, мне кажется, один управленческий принцип надо всегда соблюдать: критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь - отвечай. Мы готовы это обеспечить. Я со многими общественными и политическими деятелями нашей республики встречал, всегда говорю - пожалуйста, предлагали - давайте, мы готовы вам дать инструменты, даже назначить, чтобы вы это реализовывали. Если по такой схеме готовы работать, я это только приветствую. Потому что, еще раз, надо отделить нужную критику и контроль законодательной власти за исполнительной, который прописан в Конституции. Это правильно. Но не надо уходить в критиканство.

Да, можно сказать: "Правительство ведет себя не так, а мы за все хорошее, против всего плохого". Но от этого легче никому жить не станет. Чтобы стало жить легче, депутаты вместе с правительством, вместе с общественностью должны работать, засучив рукава на благо жителей Хакасии. И тогда будет результат. Вот если мы по такому пути пойдем и будем друг друга поправлять в этом процессе, указывая на конкретные ошибки, и, помогая, делать - тогда, конечно, ситуация изменится кардинально. Я за такую совместную работу. Если она будет так организована со стороны Верховного Совета, я, конечно, только приветствую.

С другой стороны, я не снимаю ответственность ни с муниципальных чиновников, ни с чиновников, которые работают в правительстве. Если мне объективно покажут, что этот глава или этот министр совершил такие-то и такие-то ошибки, - это несовместимо с его дальнейшей деятельностью. Я готов таких людей из команды убирать. И мы понимаем, что управленческая команда – это всегда живой организм. И, конечно, он должен совершенствоваться. С одной стороны, никто не должен засиживаться на одном месте. Ну а с другой стороны, за ошибки, тем более, если это действительно фатальные ошибки, чиновник должен отвечать.

- Поподробнее насчет «убирать» можете сказать? Отставки на значение будут еще в вашем кабмине?

- Я еще раз хочу подчеркнуть: кабинет министров, правительство - это живой организм. Понятно, будут перестановки. У нас всегда какая-то у людей идея фикс: сформирован кабинет или не сформирован? Кабинет постоянно меняется, правительство постоянно меняется. Мы видим это на федеральном уровне, видим это в других регионах, в других странах. Иногда человека надо переместить с одной позиции на другую. Иногда люди уже просто устают, им надо уйти. Понятно, будут перемены. В зависимости, опять же, от результатов деятельности членов правительства.

- То есть интригу не раскроете?

- Ну все узнаете, если это произойдет, первыми.

- Хорошо, теперь о другом немножко. Закон о статусе столицы - Абакана. Вы его подписали, хотя по-прежнему считаете, что он несправедлив по отношению к другим муниципалитетам, потому что требует существенных средств около 300 миллионов в год. Однако вы сказали, что не допустите этого, и при формировании бюджета на 2025 год финансовый баланс между Абаканом и другими городами восстановите. За чей счет?

- Смотрите, здесь все очень просто. Долгие переговоры велись между правительством, администрацией города Абакана. Когда был внесен этот законопроект, я лично несколько встреч провел с руководством, мы дали четкие предложения, в каком виде этот закон может быть принят, чтобы это устроило и правительство Хакасии, и большинство муниципалитетов, и в том числе федеральный Минфин, потому что мы находимся на казначейском сопровождении.

В чем главная проблема того закона, который был в конечном итоге принят и изначально внесен Абаканом? Если вы говорите, что нам надо дать дополнительные деньги, надо четко указывать источники: откуда им взять эти деньги. Потому что да, сегодня у нас есть в целом и в консолидированном бюджете, и в республиканском бюджете по отдельным направлениям, даже по большинству направлениям, рост доходов. Но у нас есть провал, о чем мы говорили с вами в начале интервью, по угольно-алюминиевой отрасли. И этот провал изменяется суммой больше 11 миллиардов рублей. И тот рост, который мы имеем по другим направлениям, а в основном это, опять же, несырьевой сектор - то есть наша стратегия, которая была принята еще в 2020 году, - она работает, по прошлому году это около 15% роста, если не брать, опять же, налог на прибыль от угля и алюминия, в этом году по первому полугодию больше 20% - но это не компенсирует падение по угольщикам и алюминщикам. Поэтому наша позиция была проста: давайте примем программу республиканскую по развитию столицы. В программе должно быть два ключа - это одобрение города и одобрение республики, - какие объекты туда включать.

Потому что город Абакан состоит не только из объектов муниципального образования города. Здесь находятся республиканские музеи, дороги, другие социальные объекты, например, здравоохранения, школы даже у нас есть, нацгимназия, в которую огромный конкурс и планируется строительство нового корпуса. Это все развитие Абакана. Но сегодня планируется, и уже депутаты приняли этот закон - с 1 января 2025 года это станет реальностью - все эти деньги отдать просто в бюджет города Абакана, чтобы они самостоятельно этим распоряжались.

Конечно, это неправильно. Но депутаты приняли практически конституционным большинством закон, поэтому я подписал. Но опять же, я хочу подчеркнуть, субъект законодательной инициативы в лице администрации Абакана не показал источники, откуда брать эти 300 миллионов. Бюджет - это сообщающиеся сосуды. То есть, если дополнительных источников они не указали, значит, придется от кого-то что-то отнимать. А это уже неправильный подход и несправедливо по отношению к другим муниципалитетам. И они абсолютно справедливо забили в колокола на этот счет. И, безусловно, при принятии бюджета, опять же, совместно с парламентом, который принял этот закон, нам придется эту ситуацию балансировать.

А с другой стороны, Абакану-то грех жаловаться. Мы все эти годы уделяли огромное внимание его развитию. Если посмотреть распределение по федеральным и региональным проектам, средств (в Абакане треть жителей) они получали существенно больше трети при этом распределении. И распределяет республика, как вы понимаете.

Я хочу сказать, мы Абакан продолжим развивать. Мы сейчас ведем работу над строительством тысячного корпуса национальной гимназии, чтобы удовлетворить ту потребность, которая есть у наших жителей в поступлении в данное учреждение. В планах и строительство Ледового дворца, и целого ряда других объектов. Мы продолжим развивать Абакан так же, как и постараемся более динамично развивать наши районы и другие города.

- Принятый закон как-то повлиял на ваши отношения с мэром Абакана Алексеем Леминым?

- Слушайте, ну это рабочий процесс, понятно, что и политика в том числе. Мы понимаем, почему спешили так с принятием закона, потому что были выборы рядышком. Нет, мы как взаимодействовали, как работали, так и продолжаем работать. Конечно, я стараюсь эти отношения выстраивать так, чтобы это было на благо и Абакана, и республики.

Ну что, будем заканчивать? В прошлый раз наше интервью закончилось блиц-опросом. Продолжим традицию?

- Давайте.

- Ваш стандартный распорядок дня?

- Встал, поехал на работу. На работе, наверное, часов 10-12. Домой, ужин, спать.

- Что предпочитаете на завтрак, обед, ужин?

- Я не завтракаю, обычно я просто выпиваю стакан воды с медом, утром пью рыбий жир, ну чай, может быть, с лимоном. Обедаю я обычно в нашей правительственной столовой - первое, второе, третье, то есть что готовят, из того и выбираю. Да, и компот. Ну а вечер... по-разному, Обычно что-то мясное, я люблю мясо.

- Любимое блюдо, которое вы сами умеете готовить?

- Шашлык.

- Как часто сами садитесь за руль?

- Часто.

- Прям лично вводите?

- Я люблю водить машину.

- Когда последний раз пили алкоголь?

- В воскресенье. Чуть-чуть.

- Что предпочитаете? По-прежнему сидр?

- Ну да, сидр, коньяк.

- Сколько раз в неделю отдыхаете?

- Все очень по-разному. В воскресенье обычно отдыхаю.

- Планируете ли долгосрочный отдых? Если да, то где?

- Пока не планирую, но отпуск планово на ноябрь у меня. Хотя не знаю пока, пойду я в него или нет.

- Как раз будет очередная годовщина. Удается ли сейчас найти время на спортзал?

- Да.

- Это по-прежнему качалка?

- Да.

- Что придает вам душевные силы?

- Наверное, вера в лучшее.

- Чего вам на данный момент не хватает?

- Времени.

- Спасибо, что пришли.

- Спасибо большое. Всего доброго.

Добавить комментарий

Комментарии  

Молодец Валентин Олегович! Объяснил чётко и понятно. Становится мудрее.
Умница, молодец, поддерживала вс е эти годы и буду дальше, Успехов Вам, Валентин Олегович!!!
Зато как бесятся телеги. Никак не могут получить желаемый результат. И Пернатовские деньги идут не впрок. Пупок не надорвите, говнометы.
Валентин Олегович, когда наведете порядок в министерстве экономики рх и смените министра?