Европа вздрогнула: Зеленский покупает у Болгарии два «подержанных» российских ядерных ректора ВВЭР-1000
Европа вздрогнула: Зеленский покупает у Болгарии два «подержанных» российских ядерных ректора ВВЭР-1000
Фото: Борис Дворный/ТАСС

«Росатом»: Раньше ничего подобного никому в мире в голову не приходило. Это — страшная авантюра Киева

Украинское правительство намерено приобрести у Болгарии два ядерных реактора ВВЭР-1000 российского производства. Об этом сообщил министр энергетики Украины Герман Галущенко в беседе с американо-германским изданием Politico.

Галущенко отметил, что Украине нужна атомная энергетика, чтобы выдержать, вероятно, самую тяжелую зиму в истории страны.

Старые российские реакторы (эта модель с начала века снята с производства) энергетики Украины обещают поставить на Хмельницкую АЭС, где уже работают два ВВЭР-1000 — с далёкого 1987 года.

Преимущество таких реакторов для Киева в том, что к ним подходит не только российское топливо, но и кассеты американской компании Westinghouse Electric. А кроме того, как показала украинская практика — долговечность. Реакторы, которые требовалось остановить в 2017—2018 году, — продолжают пахать.

Оставим за скобками законность этой сделки между Украиной и Болгарией. На Киев, как мы знаем, правила МАГАТЭ не распространяются. Вообще-то перепродавать и устанавливать такое оборудование без участия производителя нельзя. Но в последние годы, когда киевский режим говорит, что «планирует купить» (а не получить бесплатно) — значит, сделка фактически уже улажена.

Интереснее то, как Украина сможет доставить эти реакторы из Болгарии и распорядиться ими.

Об этом «Свободной Прессе» рассказал член Общественного совета госкорпорации «Росатом» Валерий Меньщиков.

«СП»: Валерий Фёдорович, Зеленский покупает у Болгарии ректоры, бывшие в употреблении?

— Надеюсь, что нет. По крайней мере, раньше ничего подобного никому в мире даже в голову не приходило. В реакторе, который уже работал — возникает наведенная радиоактивность, и у всей отрасли болит голова только о том, что с ним делать, когда он выработает свой ресурс, а не куда-то везти.

Фонящую конструкцию никогда не извлекали из-под земли полностью, а резали на компактные части.

Мы еще в 90-е годы делали ВВЭР-1000 для Болгарии. Вероятно, какие-то из них были доставлены, а потом София передумала их устанавливать. Скорее всего — речь о них. Но с тех пор эти реакторы морально устарели.

Сейчас мы производим ВВЭР-1200. Эти реакторы работают на Нововоронежской и Ленинградской АЭС, поставляется за рубеж. С точки зрения барьеров безопасности современный реактор лучше. Станция, оснащённая такими энергоносителями, не допускает выхода радиоактивных веществ из реакторного помещения.

«СП»: Как перевозятся и устанавливаются реакторы?

— Сначала нужно подготовить площадку для установки реактора. Проводятся земляные работы — реактор же углубляется, потом делается железобетонное основание. Это длинный и серьёзный строительный процесс.

И после этого реактор можно устанавливать. Он перевозится целиком — в собранном виде.

Реакторы у нас делаются в Волгодонске. Я был свидетелем того, как их переправляли на Минскую АЭС. Это был очень сложный с точки зрения логистики путь.

На железнодорожную платформу реактор не поставить — велик.

Чтобы представить его объём, назову только одну цифру — перед запуском ВВЭР-1000 — в него загружается 66,3 тонны ядерного топлива в тепловыделяющей сборке.

Поэтому доставка реакторов на Украину возможна только при помощи водного транспорта и специального грузового автомобильного транспорта.

Для продвижения реакторов в Минск, мы рассчитывали маршрут заранее, вплоть до метра — чтобы техника прошла через все участки. Нужно было перекрывать движение на дорогах.

Это заняло несколько недель, если не месяцев при созданных максимально благоприятных условиях.

Как обеспечить такую транспортировку в условиях боевых действий на Украине — я представить не могу. Ничего подобного в истории не делалось, и об этом тоже никто прежде ещё не задумывался.

«СП»: Министр энергетики Галущенко (окончил Украинскую академию внешней торговли по специальности «менеджер», а потом работал секретарём и юристом) обещает, что два этих реактора обогреют и осветят незалежную уже этой зимой. Такое возможно?

—  Юридически, вероятно, — да. А технически — нет, конечно. Даже если предположить, что бетонные основания для установки реакторов уже полностью готовы — а когда будут строить всё то, что над реактором?

Даже если эти реакторы уже в пути, а мы не знаем, — всё равно не успеют.

«СП»: Неизвестно и то, в каком состоянии эти реакторы. Они валялись без дела четверть века или больше. Может быть, их разграбили уже?

— Проверку реактора и перед транспортировкой, и после его установки должен проверять производитель. В «Росатом» никто по этому поводу не обращался.

А просто взять, поставить, кое-как закинуть американское топливо — это очень опасно. Ещё одна страшная ядерная авантюра Киева.

«СП»: Каково общее состояние ядерной энергетики на Украине?

— Реакторы Чернобыльской станции полностью остановили более 10 лет назад. Отработавшее топливо и ядерные отходы бросили в зоне отчуждения. Тоже очень опасно, за ними присматривать нужно, в том числе — с технической точки зрения

Остались три станции: Ровенская с реакторами ВВЭР-400, но американское топливо к ним не подходит (даже по величине элементов). Можно предположить, что реакторы будут остановлены, если этого ещё не произошло.

Южно-Украинская АЭС в Николаевской области — она самая мощная, но её будущее в тумане. И — Хмельницкая АЭС. Там сейчас два реактора ВВЭР-1000.

До начала СВО атомные станции давали Украине более половины всего электричества (В 2017 году — 55%, общая мощность АЭС равнялось равнялась 13 107 МВт, — «СП»).

Но Запорожская АЭС давала больше, чем все остальные вместе взятые.

svpressa.ru

Добавить комментарий