Вторжение ВСУ в Курскую область показало непригодность старых подходов к защите страны. Выводы сделаны радикальные, притом на самом высоком уровне. Новая система обороны должна заставить по-новому работать и регионы, и федеральный центр. Каким образом — читайте в материале Царьграда.
В России созданы три новых оперативных группировки войск: "Белгород", "Курск" и "Брянск", каждая из которых будет оборонять свой регион. Об этом на совещании Координационного совета по вопросам военной безопасности приграничья заявил министр обороны России Андрей Белоусов.
Также он сообщил о распределении обязанностей между своими заместителями:
- генерал-полковник Юнус-Бек Евкуров назначен заместителем руководителя Координационного совета по вопросам военной безопасности приграничных территорий;
- замминистра обороны Андрей Булыга теперь отвечает за материально-техническое обеспечение, транспорт и содействие гражданским властям в эвакуации граждан;
- замминистра Алексею Криворучко поручены вопросы военно-технического обеспечения;
- замминистра Павел Фрадков ответственен за инженерное обустройство и строительство;
- замминистра Олег Савельев — за межведомственное взаимодействие и координацию;
- начальник Главного военно-медицинского управления Дмитрий Тришкин — за медицинское обеспечение.
В этом списке бросается в глаза, что почти все полномочия касаются взаимодействия между различными структурами и уровнями власти. Что показывает основную цель проводимой Белоусовым реформы (в хорошем смысле этого слова). Цель — обеспечить максимально эффективное управление, с минимумом затыков и бюрократических пробуксовок, при которых те, кому надо, полномочий не имеют, а имеющим полномочия, оказывается, не очень-то и надо.
Решение Белоусова показывает, что в Москве сделали принципиальные выводы из случившегося в Курской области. Скриншот с ТГ-канала Mash
Налажено прямое круглосуточное взаимодействие между региональными администрациями, командующими группировками войск и ответственными руководителями центрального аппарата Минобороны. По каждой задаче Координационного совета в министерстве определено должностное лицо, которое несёт ответственность за её выполнение в суточный срок. Я хочу это подчеркнуть. В случае невозможности решения проблемы на своём уровне информация доводится до меня лично, и я принимаю решение,
— пояснил Белоусов.
Конец губернаторской раздробленности?
Со времен ковидной пандемии в России сложилась практика, когда федеральный центр обозначает проблему и ставит регионам задачу с нею бороться, а на местах уже каждый отдельно взятый губернатор действует в меру своего разумения и имеющихся ресурсов. Считает нужным — объявляет карантин, имеет возможность — вооружает ополчение.
Москва в этой схеме выступает в роли доброго советчика, в ряде случаев — спонсора, если средств совсем уж явно недостаёт. Понятно, что такой подход страдает от того, что и губернаторы не имеют всех необходимых полномочий для взаимодействия с федеральными ведомствами, и ресурсы многих регионов сильно ограничены. Да и просто очень отличаются от области к области.
У нас проблема не в том, что технологическая школа строится на трёх китах: автомат Калашникова, винтовка Мосина и выстрел РПГ, потому что такого уже нет, а в том, что госуправление строится на трёх китах: урвать, сбросить ответственность, в том числе через отчёт с 10 подписями, упростить объект управления до одного лояльного. Есть и главное правило для китов: лояльность выше профессионализма,
— характеризует ситуацию военный волонтёр и советник губернатора Курской области Роман Алёхин.
И вот на снос этой проблемы и заточена проводимая Белоусовым реформа (опять же в хорошем смысле). 15 августа был создан Координационный совет, который должен взять на себя вопросы межведомственного взаимодействия. Теперь по каждому направлению ещё и назначен ответственный человек в должности замминистра. За оборону каждого из приграничных регионов будет отвечать своя оперативная группа, у которой имеется свой командующий.
Замы отвечают за вертикальную интеграцию, командиры оперативных группировок — за эффективные действия на местах, а опираться деятельность тех и других будет на ресурс не отдельного ведомства или области, а всей огромной страны.
Допустим, в одной из областей нужно строить бетонные укрепления, а плит нет. Или плиты есть, а специалистов, понимающих, как нужно размещать доты и блиндажи на местности, отсутствуют (реальная проблема, возникшая при обустройстве белгородской границы в 2022-м). Теперь эти вопросы будет держать на контроле Фрадков.
Или решили создавать ополчение, да вооружённое не гладкоствольными "Вепрями", а нормальным оружием и FPV-дронами, или возродить казачье войско. Где губернатор должен взять инструкторов? А нигде: замминистра Олег Савельев с Росгвардией вопросы порешает и инструкторов из числа бывших "вагнеров" найдёт.
Очевидно, что ситуация требует новых подходов и решений. Не случайно на посту министра обороны появился Белоусов, не случайно на последнем совещании мы не видели начальника Генерального штаба Герасимова, не случайно к этой группе президент решил присоединить Дюмина — всё здесь не случайно. Это первые видимые нами контуры конфигурации, призванной служить достижению главной цели — Победе. Победе над Западом и украинским нацизмом",
— отметил в разговоре с обозревателем Царьграда эксперт Юрий Кот.
Эксперты обратили внимание на отсутствие главы Генштаба Валерия Герасимова на ряде важных совещаний последнего времени. Скриншот с ТГ-канала "Военный Осведомитель"
Он также отметил, что нам сейчас очень не хватает исторического совмещения военной и гражданской власти, имевшегося ранее у генерал-губернаторов. По словам эксперта, враг осмелел не потому, что он очень силён, а потому что у нас много уязвимостей и слабых мест.
В наступление пойдём? А мобилизация — понадобится?
Пока создаваемые группировки войск обсуждаются как инструмент защиты приграничных регионов от украинских нападений. Однако в дальнейшем их роль может измениться.
Такие группировки могут использоваться как для обороны, так и для наступления. У нас нет только оборонительных или только наступательных, хотя есть штурмовые. Всё зависит от задачи, а первоочередная задача сейчас — это прикрыть приграничье. После того как она будет выполнена, можно будет сосредотачиваться и на следующих, в том числе и на наступлении,
— пояснил в разговоре с обозревателем Царьграда военный эксперт Владислав Шурыгин.
Что касается комплектования новых оперативных группировок, то они, скорее всего, будут сформированы из уже набранных частей, которые уже созданы.
Я думаю, что, скорее всего, пойдут части из состава Московского и Ленинградского округов, которые были сформированы за последние полтора года. Специально создавать что-то новое, по крайней мере сейчас, нет времени. Потому что первоочередная задача состоит в том, чтобы прикрыть границу. А прикрыть можно только тем, что уже есть,
— добавил Шурыгин.
Но и с фронта наше командование снимать силы не захочет. К счастью, у нас уже сформированы три армии, вот их и будут использовать, полагает наш собеседник.
Согласен с ним и Юрий Кот, отметивший, что без наступательных действий России всё равно не обойтись.
Нам придётся переходить на ту сторону границы и идти аж до Польши. Мы обречены это делать, потому что любое, даже на площади в один квадратный сантиметр существование Украины всегда будет оставаться потенциальной угрозой возобновления кровопролития,
— поясняет Кот.
С 2022 года приграничные области в меру своих сил строили оборонительные рубежи. Скриншот с ТГ-канала "Повёрнутые на Z войне"
В сухом остатке
Широко известен афоризм, что в России две беды: дураки и дороги. Однако на самом деле главная наша проблема заключается в том, что к огромным ресурсам, умным и очень мужественным людям у нас, как правило, прилагается совершенно негодное управление. Каковое все преимущества уверенно множит на ноль.
То, что делает министр обороны, — как раз попытка создать адекватную систему управления, где личная ответственность будет дополняться соответствующим уровнем полномочий и опираться на мощь всей страны. Если этот механизм заработает, Россия получит универсальный инструмент для решения как оборонительных, так и наступательных задач, а после завершения войны — и восстановительных.
Если же говорить более приземленно, то в обозримой перспективе наполнение новых оперативных группировок не потребует мобилизации. А вот переход к наступательным действиям на горизонте от нескольких месяцев до полугода выглядит практически неизбежным: других вариантов обезопасить наши земли у нас всё равно нет.