Если ВСУ сумеют создать прочный плацдарм, а затем нанести очередной удар, события последнего времени начнут играть совершенно иными красками. С самых первых дней вторжения многие сходились во мнении, что подобное повторится. И для этого есть резервы. Об этом читайте в материале Царьграда.
Продолжение боёв на фоне стабилизации позиций сторон говорит о том, что наступательный пыл ВСУ погашен, его инициатива сковывается, а передвижения блокируются.
Больше суток линия фронта в Курской области стабильна. Есть небольшие изменения, которыми можно пренебречь,
— отметил в среду военкор Александр Харченко.
Параллельно стороны быстро закрепляются на занятых позициях. Наши бойцы сформировали несколько рубежей обороны, которыми перекрыли ВСУ пути наступления на Рыльск, Льгов и Большое Солдатское.
Ситуация в Курской области на среду, 14 августа. Источник: lostarmour.info
По всей линии идут тяжёлые бои.
Противник хоть и заскакивал группами, но всё же успел закрепиться на местности и засел в оборону. В Судже занял высотки и оборудовал огневые и снайперские точки на крышах зданий,
— передаёт канал "Дневник Десантника".
В целом логика происходящего понятна: скорее всего, ВСУ смогут создать позиции, которые русская армия будет разбирать продолжительное время тяжёлыми боеприпасами — так же, как это происходит в Донбассе и в Харьковской области. Почему это наиболее вероятный сценарий и чем нам грозит попытка быстро освободить Курскую область, мы уже писали ранее, не будем повторяться.
Интереснее задаться вопросом: а мы уверены, что противник будет сидеть на попе ровно и смотреть, как его группировка перемалывается авиаударами? Или он снова попытается удивить? И если да, то где и чем?
Логика врага и цифры
ВСУ создали крупную группировку в Сумской области весной, когда ждали нашего наступления, аналогичного харьковскому. Однако оно так и не началось. Зато у ВСУ начались проблемы в Донбассе, где группировка "Центр" приступила к разрезанию группировок ВСУ "Таврия" и "Хортица".
В этих условиях враг решил не гонять войска на 500 км, а усилить Сумскую группировку, превратив её из оборонительной в ударную. Тут просматривается определённая историческая параллель: в 1941-м, готовя нападение на СССР, Германия стягивала к нашей границе массы пехоты. В Москве это сосредоточение видели, но, поскольку там почти не было танков, сочли, что Гитлер просто создаёт заслон в тылу, готовя удар по Британии.
Однако затем вермахт перебросил в Польшу танковые дивизии, и ситуация перевернулась с ног на голову: то, что было "щитом", превратилось в "меч". Немцы упредили СССР в развёртывании сил, и последствия этой ситуации мы хорошо знаем.
Нечто подобное произошло и сейчас: сумская группировка ВСУ настолько давно мозолила глаза, что на неё перестали обращать внимание. А противник этим и воспользовался. Как верно отмечают в комментариях читатели Царьграда, сработал принцип "не забиваешь ты — забивают тебе".
Резюмируем: логика врага в этой операции состояла в перехвате инициативы путём создания встречной угрозы.
Теперь что касается цифр.
К настоящему моменту известно, что в курском наступлении ВСУ участвовали силы:
- двух десантных и одной штурмовой бригад;
- четырёх мехбригад;
- четырёх бригад территориальной обороны и одной артиллерийской;
- семи отдельных батальонов и подразделений БПЛА.
Части и отдельные подразделения ВСУ, принимающие участие в нападении на Курскую область. Инфографика: ТГ-канал "Z комитет + карта СВО"
Не все бригады пошли в наступление полным составом; часть была представлена одним или несколькими батальонами. Однако их участие даёт представление, что ещё осталось в рукаве у Киева.
Этот список говорит о том, что полнокровные, вооружённые и прошедшие (проходящие) боевое слаживание (или восстановившие боеспособность) 62-я, 117-я, 152-я, 153-я, 154-я, 155-я, 156-я, 157-я, 158-я, 159-я механизированные и пехотные бригады НЕ ВВЕДЕНЫ В БОЙ на Курском направлении, что означает только одно: ОНИ УДАРЯТ В ДРУГОМ МЕСТЕ,
— пишет военный обозреватель Алексей Суконкин.
Удар в направлении Крыма
Сам господин Суконкин считает наиболее вероятным вариантом приложения этих резервов Запорожье. Эту же точку зрения разделяет и сенатор от Запорожского региона Дмитрий Рогозин.
Ещё в июне я писал, что, накопив резервы и боеприпасы, враг не оставляет планы удара в направлении Крыма через Днепр. После уничтожения Каховского водохранилища русло Днепра радикально сузилось, в том числе в районе Энергодара, где находится Запорожская АЭС. Это лакомая цель ВСУ, прошу не забывать,
— предупреждает Рогозин.
Запорожский сценарий имеет два варианта: попытку захода десанта в Энергодар с захватом АЭС либо перерезание сухопутного коридора в Крым.
На наш взгляд, оба варианта маловероятны. Десантные операции сложны и тяжелы в обеспечении логистики, а штурмовать "линию Суровикина", имея на фланге разваливающийся донбасский фронт, — странная затея.
В качестве возможного сценария эксперты называют и десант в Крым. ВСУ, к слову, пытались разморозить это направление одновременно с нападением на Курскую область:
- 6 августа попытались высадиться с 12 лодок на Тендровской косе;
- 9 августа — выбросили десант на Кинбурнскую косу.
Фотоссесия с флагом на Кинбурнской косе стоила украинцам примерно 30 спецназовцев. Скриншот с ТГ-канала "Два майора"
Сообщают, что пока развивается история в Курской области, ГУР снова отправило десант в один конец на Кинбурнскую косу в Херсонской области. Приехали по классике: ночью, на лодках. Высадились и умерли. В чём состояла цель — снова никто не понял,
— прокомментировал операцию ТГ-канал "Военная хроника".
Учитывая, что и в 2023 году десантные операции ГУР заканчивались так же, вопрос о страшном и ужасном десанте в Крым можно закрывать.
Опять будет неожиданность?
С точки зрения автора этого материала, для ВСУ намного интереснее удар по Брянской области с территории Черниговской. Это всё тот же лесной ландшафт, где удобно прятать технику и людей. Такая же рваная граница. Тут, конечно, можно возразить, что её обязательно укрепят и подопрут, после таких-то событий в соседнем регионе! Но, как мы знаем, в 2023-м ВСУ нападали на Белгородскую область, являющуюся соседней для Курской.
Удар по Брянщине удобен украинцам тем, что с севера на юг идут несколько дорог, которые замыкаются на шоссе А-240, соединяющее Брянск с Гомелем. Более того, начертание границ в этом месте таково, что противник может ударить через территорию Белоруссии. Смести белорусских пограничников, пройти через Гомельскую транспортную развязку — и с белорусской стороны выскочить в спину нашим войскам на границе.
В радикальном варианте ВСУ могут решиться на удар в тыл нашей группировки через территорию Белоруссии. Скриншот: lostarmour.info
Кто-то скажет, мол, Киев не решится на такой кульбит, потому что Александр Лукашенко тогда объявит Украине войну. Но, во-первых, белорусская армия большой опасности для Украины не представляет , и если она пропустит первый удар, то потом отомстить вряд ли сможет. Во-вторых, Киеву может быть и прямо поставлена задача по втягиванию Минска в войну.
Удар по Брянщине — это удлинение фронта почти на 250 км. Удлинение, которое ложится на плечи одной группировки — "Север", а следовательно, снижает её возможности по зачистке Курской области и наступлению в Харьковской.
В сухом остатке
У нас принято говорить, что вторжение в Курскую область ничего врагу не даёт и, по сути, является забоем его лучших частей. Хорошо, если так. Если наше превосходство в огневой мощи и моральная усталость противника приведут к тому, что его подразделения утратят стойкость и начнут массово бежать или сдаваться. В этом случае действительно выйдет, что Киев сам себя надурил: разменял людей и технику на неделю хайпа.
Но если ВСУ сумеют создать прочный плацдарм, а затем ещё и нанести удар по Брянской области — события последнего времени начнут играть совершенно иными красками.
Во-первых, России для удержания нового фронта потребуется новая группировка численностью 250 — 300 тысяч человек. Набрать её реально, но вот наше преимущество над ВСУ на других направлениях окажется нивелировано.
Украина давно живёт по канонам тотальной войны, получает снабжение от Запада, а потому может позволить себе перманентную мобилизацию. У России ситуация другая. Наше руководство принципиально избегает перенапрягать экономику и общество (и не без причин), поэтому нам мобилизовать лишние 300 тысяч будет сложнее, чем противнику.
Таким образом, может достигаться стратегическая цель долговременного сдерживания, точнее — растворения нашего наступательного потенциала.
В этом случае в разморозке Северного направления начинают проглядывать черты стратегии непрямых действий, характерной для англосаксов и хорошо описанной британским историком и военным теоретиком Бэзилом Лидделом Гартом.
Волонтёр и блогер Алексей Живов — о реакции США на операцию ВСУ. Скриншот с ТГ-канала блогера
В общем и целом впадать в уныние не следует (это ещё никому не помогало), но и предаваться шапкозакидательским настроениям тоже совершенно не следует. Ситуация намного сложнее, чем кажется на первый взгляд, и может повернуться как против ВСУ, так и против нас.