Украинский официоз дозрел до того, чтобы признать очевидное: операция по созданию плацдарма на восточном берегу Днепра провалилась. В свою очередь украинские средства массовой дезинформации выкатили "расследование", в котором "слегка" наврали своей пастве о количестве "могилизированных" тел на берегах и в водах Днепра. Что значила для Украины операция в Крынках и почему русским остаётся только сожалеть о её завершении?
Кокетливо-стеснительное заявление о завершении провальной операции сделал спикер оперативно-стратегической группировки войск "Таврия" Дмитрий Лиховой. По его словам, украинские военные оставили Крынки по причине того, что "большинство основных позиций ВСУ разрушены до основания".
Это уже давно не населённый пункт, а место, в котором фактически невозможно держать оборону,
– заявил Лиховой.
Формулировка спикера подразумевает, что часть основных позиций вэсэушников уцелела, а кроме них – есть ещё и неосновные, и с ними-то, видимо, всё хорошо.
Одновременно Киев через СМИ слил сведения, что в ходе восьмимесячной мясорубки ВСУ потеряли убитыми 262 человека, тогда как ещё 788 числятся пропавшими без вести.
Расчёт тут понятен: вбросить в информационное пространство кратно заниженные данные о потерях, но сделать это не от лица официальной говорящей головы, которую благодарные граждане страны будут крыть матом по всем соцсетям, а вроде как от "расследователей", которые сами собирали информацию и, возможно, чего-то не учли, но в общем – порядок потерь обозначили.
Чтобы понять, насколько озвученные цифры бьются с реальностью, нужно вспомнить, чем была крынская операция для Украины и в каком формате она велась.
Что это было?
Первоначально высадка на восточный берег Днепра планировалась как фланговый удар в разгар украинского наступления летом 2023 года. Эта операция должна была сковать манёвр резервами, поставить под угрозу линии снабжения наших войск в Запорожье и тем самым облегчить вэсэушникам проламывание "линии Суровикина". В таком формате операция хоть и являлась суицидальной, но имела вполне понятную цель.
Проблема состояла в том, что ВСУ приступили к высадочным операциям в середине октября, через три месяца после того, как украинский контрнаступ провалился, подорвавшись на минных полях и сгорев в подбитых "Брэдлях". Открывать дверь было больше некому; основная наступающая группировка была разгромлена и лишь имитировала боевые действия силами отдельных штурмовых групп.
Тем не менее операцию запустили – прежде всего, чтобы перебить негатив от неудач на запорожском направлении.
УКРАИНСКАЯ ПРОПАГАНДА ВСЕГДА УМЕЛА ДЕЛАТЬ КРАСИВУЮ КАРТИНКУ. СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА "ДВА МАЙОРА"
Для выполнения задачи был создан 30-й корпус морской пехоты, куда включили 35-ю, 36-ю, 37-ю и 38-ю отдельные бригады морпехов.
На острие наступления должны были действовать подразделения ССО (спецназа) и приданная им 123-я бригада территориальной обороны. Спецназовцам поставили задачу проводить рейдовые операции, в ходе которых и уничтожать наши передовые позиции, с последующим быстрым отходом.
Имеющие низкую подготовку и в основном возрастные мужики, "трошники" должны были садиться в оборону на передовых плацдармах, нести потери под ударами нашей артиллерии и своими смертями покупать время на переправу основным силам, состоящим из морпехов.
Структурно спецназ и смертники из ТРО были сведены в тактическую группу с пафосным названием "Омаха" (как не подлизнуть американцам, отправляя на убой собственное население?).
Тактическая группа "Омаха" и 30-й корпус морской пехоты сформировали более крупное соединение – оперативную группу "Катран", куда также вошли инженерные части, артиллерийский полк, группы операторов БПЛА, части снабжения, связи и ряд других вспомогательных подразделений.
В целом видно, что операция планировалась с размахом и сразу предполагала, что часть подразделений получают билет в один конец.
ОДИН ИЗ ТЕХ, КОМУ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ ИЗ КРЫНОК, СИДЯ В ИНВАЛИДНОМ КРЕСЛЕ, ПОКАЗЫВАЕТ ЗАПАДНЫМ ЖУРНАЛИСТАМ СВОЮ ЗАРПЛАТУ. ИСТОЧНИК: ТГ-КАНАЛ "ВОЕННАЯ ХРОНИКА"
Бойня на берегу Днепра
Взлом нашей обороны планировалось произвести на широком участке фронта, поэтому украинские десанты высаживались не только под Крынками. Первоначально было создано два плацдарма: собственно в Крынках и у железнодорожного моста. Кроме того, враг уже имел плацдарм под Антоновским мостом.
ПЛАЦДАРМЫ ВСУ НА ЛЕВОМ БЕРЕГУ ДНЕПРА: КРАЙНИЙ ПРАВЫЙ – ПЛАЦДАРМ В КРЫНКАХ, В СЕРЕДИНЕ – У ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА, КРАЙНИЙ ЛЕВЫЙ – САМЫЙ СТАРЫЙ, У АНТОНОВСКОГО МОСТА. ИСТОЧНИК: LOSTARMOUR.INFO.
Естественно, по этим местам стали отрабатывать из всего что было. Например, украинских морпехов под Антоновским мостом обнуляли ударами "Искандеров". "Солнцепёки", тяжёлые авиабомбы летели как по высадившимся подразделениям, так и по врагу на правом берегу Днепра.
Крынки очень быстро превратились в руины, однако полностью очистить посёлок никак не удавалось: ВСУ очень эффективно организовали работу разведывательных беспилотников, FPV-дронов, артиллерии и "Хаймарсов".
Прибрежная полоса восточного берега Днепра превратилась в смертельную зону; кому удавалось нарастить в ней своё присутствие – тот и умывался кровью. Мы не могли зачистить берег от врага, но и украинцы больше не могли даже мечтать о вскрытии плацдармов и продвижении вглубь нашей территории. Сражение превратилось в перемалывание живой силы. Пехота в локации месяцами пряталась по оставшимся подвалам и была занята выживанием.
Однако в целом украинская сторона несла большие потери: сказывалось наше преимущество в огневой мощи, особенно в крупных калибрах.
Офицеры туда не ездят
Для украинцев фраза "отправиться в Крынки" быстро стала синонимом быстрой и мучительной смерти. Первоначальный пафос операции был забыт, а к отправляемым группам стали относиться как к смертникам.
Очень показательно, что ВСУ не посылали на плацдарм офицеров: руководство штурмовыми операциями, выстраивание обороны и организация логистики были возложены на empowered privates, по-русски говоря – "улучшенных рядовых". Эту фишку украинскому командованию подсказали британцы, которые тоже очень не любят терять офицеров, но испытывают патологическое влечение к десантным операциям.
Одноразовая пехота из 123-й бригады ТРО быстро кончилась, и в расход пошли элитные морпехи. Потери были таковы, что в их бригады быстро пришлось заливать всё новые и новые подкрепления; в результате за время операции личный состав четырёх бригад морской пехоты, не считая штабов, сменился по два-три раза. В настоящее время это бледная тень тех сил, которыми они были летом прошлого года.
ПОЗДНЕЕ СТАЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО МОИСЕЙ ВЫЖИЛ ПОСЛЕ УДАРА УКРАИНСКОГО FPV-ДРОНА. СЕЙЧАС ОН СНОВА РАБОТАЕТ В ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ. ИСТОЧНИК "ZАПИСКИ VЕТЕРАНА"
Если мы говорим о Крынках, уже это место стало равносильно слову "смерть" для вэсэушников, поэтому они массово отказываются выполнять приказы, переходить Днепр. Если поначалу были чуть ли не желающие, то теперь понятие "мясного плацдарма", "мясного штурма" и "удержания мясом" на левом берегу Днепра стало общепринятым определением для вэсэушников. Показательный момент в том, что если мы посмотрим на свежие некрологи, то большинство из них, именно украинские, заканчиваются: погиб при исполнении обязанностей военных в Херсонской области на левом берегу Днепра,
– отмечал в разговоре с Царьградом глава запорожского общественного движения "Мы – вместе с Россией" Владимир Рогов.
В сухом остатке
Фактически украинское командование собственноручно создало "мясорубку", через которую прокрутило четыре высококачественные бригады и множество вспомогательных подразделений. Зачем это было сделано? Да собственно низачем. Как и прогнозировал сразу после начала высадки Царьград, развивать наступление через Днепр и достичь оперативных результатов – ВСУ не смогли.
Присутствие на левом берегу, покупавшееся ценой мучительной гибели тысяч людей, нужно было только для красивых отчётов, дебильно-переможных заголовков статей и духоподъёмных репортажей украинских СМИ.
ОДНАЖДЫ, ЧТОБЫ ОБОЗНАЧИТЬ СВОЙ КОНТРОЛЬ НАД ЭТОЙ МЁРТВОЙ ЗЕМЛЁЙ, УКРАИНЦЫ ВОТКНУЛИ ФЛАГ С ПОМОЩЬЮ БЕСПИЛОТНИКА. ЖИВОЙ ЧЕЛОВЕК БЫЛ БЫ ТАМ НЕМЕДЛЕННО УНИЧТОЖЕН. ИСТОЧНИК: ОДИН ИЗ ВРАЖЕСКИХ ТГ-КАНАЛОВ
Киев буквально убивал своих людей ради тупого и никому не нужного вранья и картинки в телевизоре. К сожалению, и с нашей стороны были допущены ошибки, которые привели к ненужным потерям.
Стоит отметить, что в попытках сбросить обратно в реку закрепившегося на территории Крынок противника "отличилось" и командование ВС РФ с данного направления, что также приводило к тяжёлым потерям в людях и технике, но это уже тема отдельного разговора,
– отмечал канал "Военный осведомитель".
Бывший министр обороны Сергей Шойгу докладывал президенту о полном освобождении Крынок 20 февраля. Девять дней спустя повторное сообщение о зачистке посёлка сделал глава региона Владимир Сальдо.
Однако реальность была такова, что из-за вражеских беспилотников и артиллерии наша пехота не могла пройти и зачистить весь посёлок. У берега в подвалах, под развалинами домов всегда пряталась парочка-тройка вэсэушников, получавших воду и еду транспортными дронами. Их присутствие носило ритуальный характер, а вот потери – были реальными, безвозвратными.
Когда ВСУ реально покинули Крынки? Вопрос сложный и в значительной степени – бессмысленный. В украинских каналах можно найти свидетельство, что позиции в руинах села были оставлены в 20-х числах мая.
23 МАЯ УКРАИНСКИЕ КАНАЛЫ СООБЩИЛИ, ЧТО ИХ ДЕСАНТНИКИ ПЕРЕДИСЛОЦИРОВАЛИСЬ "В ДРУГОЕ МЕСТО". СКРИНШОТ ТГ-КАНАЛА "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
Каковы же реальные потери украинской стороны в ходе этой операции? Честный ответ состоит в том, что никто не знает. С нашей стороны звучат оценки – от 3000 до 5000 убитыми только на левом берегу Днепра. А ведь враг постоянно терял людей под нашими ракетно-бомбовыми ударами и на правом берегу. Многие погибли на островах, утонули в Днепре и протоках. Так что суммарно безвозвратные потери могут быть кратно больше.
Уверенно можно сказать только одно: история Крынок – ещё одно свидетельство, что Украина – безумная политическая химера, которая без разбора жрёт своих и чужих; расходует человеческие жизни по своей прихоти и уничтожает всё, до чего может дотянуться.