Есть мнение, что одна их самых больших и застарелых проблем русской армии состоит в отсутствии нормальной бронетехники для мотострелков. Советские БМП были передовыми машинами своего времени, но за прошедшие годы устарели и не отвечают требованиям современного поля боя. Но в ближайшее время ситуация начнёт исправляться. Подробности читайте в материале Царьграда.
Ранее неизвестный гусеничный БТР на танковом шасси замечен в окрестностях Уралвагонзавода (УВЗ) в Нижнем Тагиле. Бронемашина, о разработке которой ещё не сообщалось, засветилась на кадрах, сделанных случайным автомобилистом.
На кадрах короткого видео заметно, что машина собрана на базе танка Т-72 или Т-90, имеет переднее расположение двигателя и развитую кормовую часть, размеры которой намекают, что под бронёй может находиться десантное отделение.
Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости внедрения тяжёлых гусеничных бронетранспортёров на танковых шасси, способных эффективнее держать удар современных противотанковых средств и довозить пехоту к позициям противника. Надеемся, что снятая на видео машина является примером разработки бронетранспортёров такого класса,
— отмечает Telegram-канал "Военный Осведомитель".
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЗВЕРЬ. СКРИНШОТ: ТГ-КАНАЛ "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
Для чего БМП парашют?
Советский Союз был первопроходцем в создании боевых машин пехоты. БМП-1 оказалась прорывной разработкой для своего времени. Однако её создатели могли только предполагать, в каких условиях будет вестись будущая война. Они принесли защищённость машины в жертву подвижности и способности вплавь преодолевать водные преграды.
Кроме того, в контексте противостояния США и СССР предполагалось, что главная война будет вестись с широким применением ядерного оружия. Конструкторы логично предполагали, что ядерные взрывы сметут вражескую пехоту, расчёты буксируемых орудий и лёгкий автотранспорт. Бронетехника будет идти в наступление через пробитые тактическими ядерными зарядами бреши и сражаться с вражеской бронетехникой.
ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ СЕВЕРСКИЙ ДОНЕЦ: ПО ОБЕИМ СТОРОНАМ РЕКИ СОВЕТСКАЯ ТЕХНИКА, КОТОРАЯ В ТЕОРИИ ДОЛЖНА ПЛАВАТЬ. СКРИНШОТ: ТГ-КАНАЛ GREY ZONE
На деле ядерное оружие так и не было применено, амфибийные свойства бронетехники по-крупному оказались полезны один- единственный раз — в ходе индо-пакистанской войны 1971 года, когда стороны сражались в дельте реки Ганг. Возможность десантировать бронемашины на парашютах и вовсе не пригодилась.
Зато опыт множества конфликтов показал, что БМП бодро плавают только на учениях, а в реальных боевых условиях они массово горят, превращаясь в братские могилы.
Солдату нужна броня
Армия России, получившая от СССР огромное наследство, стала заложницей устаревшей и по большому счёту ошибочной концепции, где БМП имеют более лёгкую броню, чем танки. Опыт же войн последних пятидесяти лет говорит, что боевые машины пехоты должны иметь уровень защищённости, даже превосходящий танковый.
Танк может отчасти обеспечить своё выживание за счёт активного маневрирования, а вот БМП должна останавливаться, чтобы принять и выгрузить десант.
Ключевая проблема БМП-1 и БМП-2 — в том, что они имеют столь тонкую броню, что на неё невозможно поставить блоки динамической защиты. Детонация взрывчатки, которая должна расфокусировать кумулятивную струю, проламывает тонкий слой стали и убивает людей внутри осколками и ударной волной.
ПРИОРИТЕТ ВЫСОКОЙ ЗАЩИЩЁННОСТИ НАД ОГНЕВЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ УЖЕ ДОКАЗАН ФРОНТОВОЙ ПРАКТИКОЙ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
Теоретически БМП-3 должна быть лучше: её толстая алюминиевая броня позволяет вешать специально созданную для неё динамическую защиту, но на практике такой вариант почти не встречается. Как правило, "тройку" обвешивают решётчатыми экранами, но это паллиативное решение, с какой стороны ни посмотри.
К слову, немецкие "Мардеры" и американские "Брэдли" без динамической защиты показывают защищённость и выживаемость ничуть не лучшую, чем наша древняя БМП-1.
Поэтому нашим сухопутным силам нужна боевая машина пехоты, на которую можно вешать те же коробки динамической защиты, что и на танки, не вынуждая промышленность производить два вида одного и того же изделия, а солдат на фронте — рисковать собой, катаясь на броне, а не под ней.
Израильская находка с русскими корнями
Первыми концепцию тяжёлой БМП нащупали израильтяне. Захватив несколько сотен Т-54 и Т-55, которые СССР поставлял арабским странам, они переделали их в тяжёлые гусеничные бронетранспортёры, которые назвали "Ахзаритами".
В ходе трансформации из танка удаляли башню с боевым отделением, а вместо советского двигателя ставили более компактный американский, что позволило сделать проход для десанта в корме машины.
УНИКАЛЬНЫЙ "АХЗАРИТ" ОБЕСПЕЧИВАЛ ДЕСАНТУ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ УРОВЕНЬ ЗАЩИТЫ. СКРИНШОТ: TOPWAR.RU
Убедившись в работоспособности концепции, Израиль наладил производство тяжёлых бронетранспортёров на базе танка "Меркава", получивших название "Намер". России совершенно не обязательно копировать их до винтика. Важно поставить во главу угла выживаемость экипажей.
В дальнейшем такие машины можно будет оснастить дистанционно управляемыми боевыми модулями и станциями РЭБ, сделав их по-настоящему опасными для врага.
К слову, мы могли бы наделать сотни собственных "Ахзаритов" и к началу спецоперации иметь несколько бригад, оснащённых для ведения городских боёв. Запас танков Т-55 был огромный. Однако вместо того чтобы организовать производство высокозащищённых бронетранспортёров, их решили отправить на утилизацию. Последних "выживших" послали на фронт в качестве малокалиберной САУ.
Эксперты говорят о тактике
Офицер спецназа ДНР в запасе Александр Матюшин в разговоре с обозревателем отметил, что он предпочёл бы пойти в бой на БМП-3, так как БМП-2 уже устарела. По его словам, сильные стороны есть и у израильского "Ахзарита", и у наших машин, которые имеют явное преимущество в огневой мощи.
А как себя покажут в городских боях тяжёлые БМП и БТР? Без пехотного прикрытия: пулемётчиков, гранатомётчиков, а в условиях современной войны ещё и операторов БПЛА — любая броня в городе превращается в одну братскую могилу. Я прекрасно помню, как в 2014 году в Лисичанске горела украинская бронетехника при заходе в город.
Похожее мнение высказал один из авторов Telegram-канала Condottiero, имеющий за плечами двадцать лет выслуги:
Касаемо применения штурмовыми подразделениями, сегодня, если есть противодействие FPV-дронам, и БМП-2 неплохо справляется. Тут же вопрос не в самой машине. Если брать опыт ВСУ с "Брэдли" на Запорожском, то очень хорошо бронированные БМП на 90% остались в поле.
ВОЗМОЖНО, ПЕРЕД НАМИ ПОПЫТКА ВОЗРОДИТЬ ПРОЕКТ ТЯЖЁЛОЙ БМП НА БАЗЕ "АРМАТЫ". КОЛЛАЖ: ТГ-КАНАЛ CONDOTTIERO
При этом наш собеседник отметил, что штурмовикам нужна новая бронемашина, которая будет сочетать высокую подвижность и хорошую защищённость:
Машина штурмовым нужна. Как и для проброса к высадке, так и для эвакуации. Нужна хорошо бронированная, с огневой мощью, но быстрая, маневренная и лёгкая машина. При этом хорошо бронированная. И живучая.
Наш собеседник признаёт, что добиться такого сочетания параметров крайне сложно. В качестве примера БМП, которая, вероятно, в наибольшей степени соответствует этим требованиям, он назвал новейшую немецкую KF41 "Рысь".
В сухом остатке
То, что Уралвагонзавод без лишнего шума и пыли работает над принципиально новой для нашей армии бронетехникой, — прекрасная новость. На войне побеждает не самый сильный и отважный, а тот, кто лучше адаптируется к меняющимся условиям, нейтрализуя угрозы.
Тяжёлые, хорошо защищённые БТР и БМП могут дать нашим передовым подразделениям новые возможности, сократить их потери и ускорить взлом вражеской обороны при штурме городов. Глядишь, наш десант зайдёт в Киева на новом гусеничном штурмовике. Обязательно зайдёт.