Европа прижимает Казахстан к стенке: Токаеву предложено «сдать» всю таможенную документацию, где есть Россия
С началом спецоперации России на Украине в Казахстан зачастили эмиссары из ЕС, хотя президент Касым-Жомарт Токаев заявил на Петербургском международном экономическом форуме-2022, что не признает ЛНР и ДНР. Это не выглядит странным, если иметь в виду довольно тесные торгово-экономические отношения республики со странами Запада, и то, что значительную часть налоговых поступлений казне приносят иностранные фирмы.
В тоже время Астана не присоединилась к санкциям против Москвы в полном объеме, заявляя, что «не будет участвовать в геополитических играх», и подчеркивая, что «Россия является важнейшим партнером и ближайшим соседом».
Более того, согласно данным Бюро национальной статистики Казахстана, товарооборот между двумя странами в период с 2015-го по 2023 год вырос более чем вдвое: с 12,7 млрд до 26 млрд долларов.
Стало усиливаться российское присутствие в казахстанской экономике. В частности, нашим компаниям были проданы крупнейшие месторождения урана. Решается вопрос о входе России в энергетический сектор республики.
Астана пытается вести такую политику, чтобы не создавать условия, при которых становится возможной конвертация торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами в определенные направления на внешнем контуре. Не случайно Россия в вопросе Казахстана ведет себя крайне осторожно, подчеркивая, что не вмешивается в его отношения с третьими странами. Поэтому не представляется возможным появление в Астане московского эмиссара с какими-либо инспекционными полномочиями.
Иначе в отношении Казахстана ведет себя ЕС. Объявлено, что 18 июня республику должен посетить международный специальный посланник ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан, у которого запланированы встречи с казахстанскими официальными лицами. Это его второй визит в страну, и он серьезно мотивирован.
По данным европейских СМИ, О’Салливан намерен представить «досье» об участии Казахстана в так называемом параллельном импорте в Россию, что помогает ей обходить санкции, хотя Астана официально такое отрицает.
Кстати, наш банковский сектор стал испытывать в республике сложности, а казахстанские власти приняли ряд решений по ужесточению таможенного контроля и досмотра грузов на границе и расширению номенклатуры товаров, подлежащих особому контролю.
Но О’Салливан намерен показать темпы роста поставок из Казахстана в Россию продукции, которую он не производит, и требовать блокировки таких сделок. Говоря иначе, Казахстан будут принуждать принять полный санкционный пакет, отказаться от использования страны как юрисдикции для обхода санкций.
В противном случае в ход пойдет шантаж возможного применения так называемых вторичных санкций в отношении казахстанских зарубежных активов и счетов на Западе, в офшорных зонах. Ранее О’Салливан говорил, что меры могут вводиться только в отношении руководства компаний независимо от их форм собственности. Теперь он может угрожать уже правительству.
Если это так, то Брюссель принял решение выставить Астане ультиматум: «или-или» и не скрывает, что намерен усиливать на нее давление. Причем нападки основываются только на том, что Евростат зафиксировал рекордный рост потребления в регионе дорогих товаров в сегменте высоких технологий. Поэтому О’Салливан намерен заполучить таможенную документацию Казахстана, хотя ни одна страна такое не практикует.
В этой связи в МИД РФ заявили, что «Запад стремится нанести ущерб экономическому сотрудничеству России с государствами Центральной Азии, а Евросоюз оказывает неприкрытое давление на страны ЦА».
Наша работа состоит в том, чтобы попытаться свести к минимуму возможность обхода Россией западных санкций, чтобы это было и сложнее, и дороже, признавался сам О’Салливан изданию Politico. Вряд ли на сей раз с учетом быстро меняющейся геополитической ситуации в регионе он станет смягчать формулировки.
Складывающаяся ситуация выглядит весьма неоднозначно. Казахстан отрицательно относится к использованию санкций в международных отношениях и не намерен рвать с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).
Но и этому альянсу придется считаться с серьёзным политико-экономическим воздействием на Астану со стороны ЕС с целью добиться от неё максимального дистанцирования от России, хотя в соглашении Казахстан-ЕС о расширенном партнерстве нет положения, предусматривающего соблюдение республикой санкций Евросоюза в отношении третьих стран. Но как бы то ни было, Астане придется все же принимать серьезные решения для подтверждения своего суверенитета.