Какими будут «первые кнопки» после спецоперации
ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM

Федеральные телеканалы отчитались, что очистили сетку вещания от развлекательных программ. То есть от Елены Малышевой, Ларисы Гузеевой, Александра Васильева, Андрея Малахова. На период спецоперации – только серьёзная политическая повестка. Больше никаких танцев яичек, копания в чужом грязном белье, феерических драк в студиях и постельных подробностей из жизни селебрити. Телевизор теперь можно смотреть без испанского стыда. Но что будет после окончания спецоперации по демилитаризации Украины, когда все успокоятся?

Марс атакует

Теледоктор Елена Малышева с экрана Первого канала дирижировала танцем яичек (интересно, сколько заплатили исполнителям?), делала обрезание женщине-члену и учила зрителей правильно испражняться. Сюжеты её телешоу "Жить здорово" психику здорового человека могли как раз подорвать, но продолжали выходить. Внезапно поползли слухи о закрытии программы и отъезде телеведущей в Америку, к сыновьям. Но Первый канал поспешил их опровергнуть, обосновав исчезновение теледоктора с экранов изменением сетки вещания.

Программа "Жить здорово!" не выходит, как и другие развлекательные программы, сетка канала перевёрстана с учётом максимального внимания к общественно-политическим событиям. О закрытии проекта речь не идёт,

– заверили общественность в пресс-службе телеканала.

Какими будут «первые кнопки» после спецоперации

ЕЛЕНА МАЛЫШЕВА ДИРИЖИРОВАЛА ТАНЦЕМ ЯИЧЕК, ДЕЛАЛА ОБРЕЗАНИЕ ЖЕНЩИНЕ-ЧЛЕНУ И УЧИЛА ЗРИТЕЛЕЙ ПРАВИЛЬНО ИСПРАЖНЯТЬСЯ. СКРИНШОТ КАДРА ПЕРЕДАЧИ "ЖИТЬ ЗДОРОВО" / ПЕРВЫЙ КАНАЛ

Итак, никаких развлечений. Только темы, которые сейчас действительно волнуют всех русских людей. Больше Лариса Гузеева не занимается сводничеством в программе "Давай поженимся", Малахов не копается в чужом грязном белье в "Пусть говорят", гости не дарят бочки огурцов хозяину "Поля чудес", а Александр Васильев, годами переодевавший дам в "Модном приговоре", укатил в Париж, где у него второе гражданство и соответствующие задачам магазины. Не устраивают больше потасовок участники "Мужского и женского", не разыгрываются античные драмы в шоу "На самом деле". И, понятное дело, сразу после скандала с высказыванием о спецоперации на Украине ушёл из эфира "Вечерний Ургант", его судьбу повторила передача "Сегодня вечером" Максима Галкина.

Тем не менее большинство ведущих этих программ хором заявляют, что просто отправились в отпуска. Что немало тревожит мыслящую общественность, у которой появилась было надежда, что живущие на государственные средства каналы придут к просветлению и телевизор можно будет смотреть без чувства испанского стыда.

Лёгкие пути за счёт государства

Русский видеоблогер и обозреватель кинофильмов Евгений Баженов (BadComedian) полагает, что после завершения спецоперации на Украине, когда всё затихнет, все приостановленные телешоу вернутся. А способ выкрутиться каналы найдут.

Скорее всего, они попытаются придумать альтернативу существующим проектам. Может, с другими ведущими, если уж совсем прижмут. Как показывает практика, попытки играть в оригинальность на основных каналах не очень хорошо заканчиваются, и руководство предпочитает до конца гнать проект, пока совсем уж все не будут против. Или пока не появится сильный, молодой канал-конкурент. Тогда будем думать. В остальном – сидим спокойно на бюджете,

– поделился мнением эксперт.

На сегодняшний день практически все передачи и сериалы на наших каналах – это франшизы, выкупленные у западных телекомпаний, или адаптированные копии чужих проектов. В полном смысле слова своими, русскими можно назвать только КВН (давно просевший по рейтингам) и выросший из него Камеди-клаб (который осел на других каналах), а также передачу "Что? Где? Когда?".

Тот же "Вечерний Ургант" скопирован с американского телешоу "Джимми Киммел в прямом эфире". А "Голос" – часть международной франшизы, первая версия которой вышла в Голландии.

Что же мешает создавать уникальный контент в России?

Есть построенная система международных телешоу, популярных. Тот же "Голос". Он отлажен, понятен – и легче заплатить за франшизу, чем вкладываться в разработку собственного проекта с непредсказуемым результатом. Много примеров подобных. Адаптировать шоу после покупки, согласовав актёров, сценарий, – это гораздо надёжнее и проще в реализации,

– объясняет Баженов.  

Что касается создания собственной телевизионной культуры (пусть даже в развлекательном сегменте), то она начала было развиваться после развала Союза, но затухла сама собой, и момент был упущен.

После советского телевидения, построенного на собственной, уникальной базе, был момент наслоения западной школы на советскую, и получился уникальный симбиоз. Из развлекательных шоу, например, стоит упомянуть "Осторожно, Модерн!". Назовёте мне хоть один другой сериал, где два актёра держат единую сюжетную линию много серий? Проект "33 квадратных метра", опять же, опирался на культурный пласт СНГ, но в четвёртом сезоне переформатировался под западный ситком и провалился, потому что зрители ждали другого,

– припомнил эксперт.

Ближе к "нулевым" телевидение пошло по лёгкому пути. Был упущен момент сохранения собственной идентичности. Стало выгоднее и удобнее копировать и делать проекты по чужой франшизе. Как и вся страна, телевидение перешло в режим полного импортоориентирования.

Голос в пустоту

По мнению Баженова, надеяться на смену формата "первых кнопок" не стоит, пока всё работает по налаженной схеме. Даже если она скрипит и разваливается.

"Там – связи, знакомые, решения. Экосистема сформирована и затрагивает интересы огромного количества задействованных в ней людей. Устоит ли она в контексте зрительского интереса – большой вопрос. Перемены возможны, лишь если будет на то государственная воля. А вообще риторика традиционных ценностей всегда использовалась только на словах", - отметил Баженов, и продолжил:

Кризис этот начался не сейчас. Он давно идёт. Думаю, потом все эти телеведущие вернутся из "отпусков" и снова будут рассказывать, как здорово жить. Это как корпоративы. Какая разница, что он говорит за деньги? Надо, чтобы совсем уже телевизор начал разваливаться, чтобы что-то изменилось. Аудитория есть – и отлично.

Заслуженный деятель искусств Ольга Молчанова уверена: смена формата невозможна без новых лиц, но прорваться в большой эфир они не смогут. Как автор легендарной программы "Шире круг" она понимает, о чём говорит. Это шоу транслировалось 30 лет, в нём принимали участие и профессионалы, и любители всех жанров. Там начинал Михаил Задорнов, Филипп Киркоров, Юрий Антонов, Валерия и многие другие звёзды первой величины.

А сегодня участников и победителей всенародно любимого шоу "Голос", например, – талантливых, работоспособных – страна забывает практически сразу. И дело не в самом проекте.

Их не пускают дальше "Голоса" никуда. Вот победил он – и что? Мы его много дальше видим? В крупных шоу, тех же "Голубых огоньках" – один и тот же набор. Иногда кому-то удавалось немного, если за него брался очень профессиональный, пробивной продюсер. В конкуренции не заинтересованы старые звёзды. Во всех развлекательных программах они имеют и вес, и связи, и рычаги. Одни и те же организаторы находятся в сцепке с одними и теми же артистами. Я знаю одну девушку, она работает музыкальным редактором почти на всех ключевых каналах. Она сейчас очень богата, очень, вышла замуж за директора известного певца. В этом деле всё играет роль…

– рассказала эксперт.

Стоит обратить внимание, что артисты сейчас используют как площадки для своего пиара даже шоу, изначально предназначенные для простых людей.

Тем не менее в будущее Молчанова смотрит с относительным оптимизмом. Какие-то перемены на "первых кнопках" всё же грядут: часть деятелей побоятся вернуться по политическим причинам, остальные, по мнению эксперта, хотя бы частично пересмотрят своё творчество.

Госзаказ на хорошее

Первый зампредседателя комиссии по СМИ Общественной палаты России, гендиректор телеканала "Санкт-Петербург" Александр Малькевич уверен: "первым кнопкам" необходим "госзаказ на хорошее".

У нас долгие годы было почему-то принято делать большое количество программ, передач по лицензиям. Действительно, зачем напрягаться? Всё уже придумано до нас. Но ведь можно бы поискать какие-то свои формы, направленные на продвижение наших национальных ценностей. Но вот сейчас, когда запрос на это есть и он велик, оказалось, что у нас якобы нет людей, которые креативно смогли бы это делать,

– делится наблюдениями Малькевич. В необходимости поиска этих форматов он совершенно уверен и напоминает, что когда-то отечественное телевидение неплохо умело их создавать.

Вот зачем мы постоянно отстёгиваем западным правообладателям деньги за лицензии на проекты? У нас есть свои интересные решения. Те же "Голубые огоньки" можно делать в том формате, какой был в лучшие советские времена, когда показывали героев труда, людей, которые по итогам года чего-то добились, а не одни и те же лица, набившие оскомину,

– уверен эксперт.

Советскую школу Александр Малькевич уважает и полагает, что её стоит учесть. У советского телевидения, говорит, были хорошие проекты и традиции. Транслировались интересные детские, молодёжные, спортивные передачи.

Мы сейчас на канале "Санкт-Петербург" возродили программу "Папа, мама, я – спортивная семья", которая выходила в Советском Союзе в 1970-1980-е годы. Её хорошо смотрят, кстати. Вот такие нужны программы – социальные, семейные, образовательные. И развлекательные тоже нужны. А по поводу развращения моя позиция известна: на канале, живущем за государственный счёт, не должны выходить близкие к порно передачи, "дебилизирующие" население, что бы они ни говорили про рейтинги,

– резюмировал эксперт.

Что с того?

"Отпуска" телеведущих программ на "первых кнопках" не могут продолжаться вечно, они обязательно попытаются вернуться. У этих людей нет выбора: они больше ничего не умеют и нигде не нужны. Судя по тому, что практически все они постарались не громко хлопнуть дверью, а вежливо (и не до конца) прикрыть за собой, а руководство каналов пытается это обосновать, – все участники событий рассчитывают со временем вернуть всё в прежний режим.

Уже приехал в Россию высмеявший, по сообщениям СМИ, обувь погибших русских воинов Иван Ургант. Елена Малышева в соцсетях заверила, что нашу страну вообще не покидала, а пользуясь отпуском, поздравляла подругу с рождением внучки и вообще приобщается к культурной жизни. Кстати, когда прошли слухи об отъезде Малышевой в США, генеральный директор госкорпорации "Роскосмос" Дмитрий Рогозин написал в соцсетях:

Марс больше нас не атакует. Будем скучать по танцам яичек и женщине-члену. Сумасшедший дом целыми палатами переезжает в Штаты.

Не рано ли радовался чиновник этому событию – время покажет. В шоу-бизнесе сделка давно стала важнее искусства. Но за государственные деньги федеральные каналы должны всё же решать государственные задачи, а не учить зрителей правильно испражняться.  

kemerovo.tsargrad.tv

Добавить комментарий