Клаудия Шейнбаум, сторонница уходящего президента Лопеса Обрадора, одержала уверенную победу и стала первой женщиной-президентом Мексики. Эта латиноамериканская страна неожиданно для себя стала ключевым игроком в меняющемся мировом порядке. Северный сосед Мексики теперь попытается превратить эту страну в "новый Китай", лишив Поднебесную роли "всемирной фабрики".
Мексика на мировой шахматной доске
Клаудия Шейнбаум (Claudia Sheinbaum), нынешний мэр Мехико и выдвиженка действующего президента страны Лопеса Обрадора, одержала уверенную победу на прошедших в Мексике всеобщих выборах.
Она стала первой женщиной-президентом Мексики за 200-летнюю историю страны. Этим триумфом Клаудия Шейнбаум обязана своему предшественнику Лопесу Обрадору. Социально ориентированная политика президента Лопеса Обрадора, "в тени" которого Клаудия Шейнбаум стала известным политиком, является главной причиной её победы на нынешних выборах в Мексике.
СКРИН С ИЗДАНИЯ USA TODAY. ПЕРВАЯ В ИСТОРИИ МЕКСИКИ ЖЕНЩИНА-ПРЕЗИДЕНТ КЛАУДИЯ ШЕЙНБАУМ
Но изюминка и самих выборов, и победы Шейнбаум в другом. Выборы в Мексике имеют большое геополитическое значение. Эта латиноамериканская страна неожиданно для себя стала ключевым игроком в меняющемся мировом порядке.
Во-первых, Мексика — южный сосед США. Число мигрантов, направляющихся через Мексику в Соединённые Штаты, резко растёт. И нелегальная миграция является наиболее важной политической проблемой в США. Мексика постоянно вовлечена в миграционную проблему, которая оказывает прямое воздействие на внутриполитическую ситуацию в Соединённых Штатах.
Вашингтон ещё до выборов в Мексике посылал сигналы потенциальному новому президенту страны, что США надеются на то, что Мексика станет более послушной в решении проблемы мигрантов тем способом, который выгоден Америке, то есть будет задерживать мигрантов на своей территории и не пропускать их к границе с США. Публично Штаты заявляют о необходимости более решительных мер мексиканских властей в обуздании наркокартелей, которые поставляют наркотики в США.
Правда, неизвестно, кому это больше выгодно — картелям или американскому либеральному истеблишменту, который уже десятки лет говорит о проблеме миграции с территории Мексики и о приграничной наркоторговле, но ничего реально делает, лишь убеждая всех в том, что у него нет реального желания как-то сдерживать ни поток мигрантов, ни проникновение наркотиков в США через южную границу.
СКРИН С ИЗДАНИЯ POLITICO. ИММИГРАНТЫ ИЗ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ ПЕРЕСЕКАЮТ РЕКУ РИО-ГРАНДЕ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕЙ НА ЗНАЧИТЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ РУБЕЖА МЕЖДУ США И МЕКСИКОЙ
Но и этот вопрос отходит на второй план ввиду другой геополитической задачи, которую ставит перед собой Вашингтон в связи со сменой президента в Мексике.
"Новый Китай"
Во-вторых, и это главное: геополитический интерес США применительно к выборам в Мексике заключается в том, чтобы Мексика помогла Штатам лишить Китай роли главного экспортёра своих товаров в США и другие страны Запада и забрала эту роль себе.
При действующем левом президенте Мексики Лопесе Обрадоре этот американский план не мог работать в силу идеологических причин: Штаты не стремились помогать Мексике в экономическом развитии при левом президенте, который постоянно делал антиамериканские выпады. Кроме того, политика Лопеса Обрадора была в значительной степени социально ориентированной и не в пользу западного капитала.
Теперь же США и весь Запад надеются, что Мексика с новым президентом изменит курс и поможет Западу преодолеть зависимость от импорта из Китая целой линейки высокотехнологичной продукции, в частности электроники. И на нового президента Мексики Клаудию Шейнбаум в этом смысле США возлагают большие надежды.
Западная пресса не скрывает, что "западные фирмы и правительства" хотят исключить Китай из важнейших мировых цепочек товарных поставок, особенно в области электроники и экологически чистых технологий, и рассматривают Мексику как страну, куда можно перенести эти производства. Проще говоря, западный мир хочет лишить Китай роли мирового производителя и экспортёра товаров и превратить Мексику в "латиноамериканский Китай".
По-прежнему задворки
Подчеркнём, смысл не в том, чтобы сделать Мексику такой же богатой и влиятельной, как нынешний Китай, который в течение последних 30 лет в своих интересах использовал процесс глобализации мирового производства и торговли. Смысл американской затеи в том, чтобы лишить Китай инструментов к обогащению и наращиванию влияния в мире в ущерб США.
На Мексику Вашингтон всегда смотрит как на свой задний двор, где он может делать всё что хочет. Правда, в последние времена это у Штатов не всегда получается. Но надежда на нового президента Мексики у американцев есть. Сам факт, что этот тезис вбрасывается в западную прессу, говорит о том, что Мексика рассматривается Соединёнными Штатами как ведомый и зависимый игрок, а не как равноправный партнёр. Это притом что Мексика, как декларируется, на равных правах входит в cоглашение о свободной торговле с США и Канадой, известное как USMCA.
Из нынешней политики США в отношении Китая совершенно ясно вытекает то, что США никогда не дадут Мексике развиться в экономическом плане до такой степени, чтобы этот южный сосед мог требовать к себе по-настоящему уважительного отношения — как к равному партнёру. И одна из форм сдерживания Штатами экономического развития своего южного соседа — это фактическое попустительство разгулу в Мексике организованной преступности.
Истеблишмент + картели = любовь
Мексика поделена между наркокартелями, которые действуют практически безнаказанно на всей территории Мексики и оказывают "прямое влияние" на местную полицию и власть.
Цель вооружённых группировок — поставить угодных себе лидеров в местные органы власти, чтобы лучше эксплуатировать местные общины… Когда-то картели в основном занимались доставкой наркотиков в Соединённые Штаты, но теперь они также занимаются контрабандой мигрантов, вымогают деньги у предприятий и выигрывают контракты для фирм, которые сами же и контролируют. Они хотят назначать начальников городской полиции и руководителей работ, оплачиваемых из местных бюджетов. Это делает контроль над мэриями крайне важным/ <…> В некоторых регионах картели обладают такой большой властью, что единолично решают, кто может заходить в черту города, или даже то, какие именно люди могут высказываться вслух, — отмечает The Washington Post.
Между тем именно картели взяли на себя роль "проводников" караванов иммигрантов по Мексике к границе с США. Миграционные потоки крайне выгодны американскому либеральному истеблишменту, поскольку иммигранты — это потенциальная электоральная база Демпартии. И потому нетрудно увидеть прямую связь между мексиканскими картелями и этим самым американским истеблишментом.
При этом мейнстримовская пресса в США может сколь угодно громко кричать о "проблеме" иммигрантов на южной границе Америки и о "проблеме" оргпреступности в Мексике. Это из серии: "Держи вора!" — кричит вор.
"Разумный путь" нового президента
Теперь Вашингтон возьмётся за "обработку" нового мексиканского президента. Вернее, уже взялся. Совершенно прямолинейное и циничное послание новому президенту Мексики американский истеблишмент посылает, как всегда, через свою ручную прессу. Вот, например, как это выглядит на страницах британского издания The Economist, которое уже не раз продемонстрировало, что является "сливным бачком" американцев:
На публике госпожа Шейнбаум придерживается идей своего наставника — нынешнего президента (Лопеса Обрадора). Вполне возможно, что именно так она будет править, если победит. Но многие надеются, что она будет более прагматичной, чем он, и не только потому, что она более технократична. Две причины вселяют надежду: во-первых, из-за отсутствия харизмы у г-на Лопеса Обрадора ей придётся больше полагаться на достижение результатов. Во-вторых, её правительству будет не хватать денег, что может вынудить её искать гораздо больше инвестиций в частном секторе. Если бы она выбрала разумный путь, это было бы хорошо для мексиканцев и их северных соседей.
"Разумный путь", естественно, это путь полного подчинения Соединённым Штатам. И та форма, в которой новому избранному лидеру Мексики Клаудии Шейнбаум предлагается сделать этот "правильный выбор", очень похожа на прямую угрозу.
СКРИН С ЖУРНАЛА THE ECONOMIST. ЧЕРЕЗ БРИТАНСКОЕ ИЗДАНИЕ АМЕРИКАНЦЫ УГРОЖАЮТ НОВОМУ ПРЕЗИДЕНТУ МЕКСИКИ
Китай обречён?
Надо полагать, в ближайшее время мы увидим различные "пляски" вашингтонской администрации вокруг нового президента Мексики, чтобы добиться её полного послушания гегемону. Мексика должна стать "новым Китаем" в смысле мировой фабрики товаров, но без права голоса и под полным контролем северного соседа. Будет любопытно наблюдать эту новую геополитическую игру мирового "гегемона", которая начнётся сразу же после инаугурации Шейнбаум.
Планы превратить Мексику в "мировую фабрику товаров" в китайском стиле вполне вписывается в предположение о том, что США в перспективе всё же планируют прямое вооружённое столкновение с Китаем с целью уничтожения его промышленно-экономического потенциала.
Американский истеблишмент видит в Китае главную угрозу своему экономическому могуществу. Поэтому Китай, как и Карфаген, "должен быть разрушен" в любом случае.
Исходя из логики американцев, Китай так или иначе должен пока оставаться поставщиком гигантской номенклатуры товаров, которые в других странах не производятся и поставляются в том числе на западный рынок. Другого такого поставщика в мире пока нет.
Таким образом, от скорости перенесения Западом основного производства высокотехнологичной продукции из Китая в Мексику и от скорости вытеснения Китая из мировой системы поставок вполне может зависеть срок провоцирования Штатами открытой войны с Китаем. Скорее всего, США будут воевать с Китаем чужими руками, по "украинской схеме".
А взоры всех инвесторов в мире теперь будут направлены на Мексику, если президент Клаудия Шейнбаум "выберет разумный путь". А если выберет "неразумный", тогда… Вариантов у американцев много.