Почему так затянули с сооружением капитальных укрытий для самолетов и авиатехники на аэродромах?
Президент Франции Эммануэль Макрон в минувшие выходные дал официальное согласие на использование Украиной весьма эффективных высокоточных крылатых ракет франко-британского производства типов Storm Shadow и SCALP для нанесения ударов по российским военным аэродромам. Но пока — якобы только в Белгородской и Курской областях. Об этом в минувшее воскресенье сообщила лондонская радиостанция BBC News со ссылкой на анонимный источник.
Вопрос первый: о каких, собственно, аэродромах наших Воздушно-Космических сил в таком случае внезапно размечтался Макрон?
Если о Курской области, то там вариант единственный — аэродром совместного базирования гражданской и военной авиации «Курск-Восточный». Другое его название — «Халино», по названию одноименного поселка, расположенного рядом.
В этих краях базируется 14-й гвардейский истребительный авиационный Ленинградский Краснознамённый ордена Суворова полк имени А. А. Жданова, вооруженный самолетами типов МиГ-29СМТ, МиГ-29 и Су-30СМ. По прямой от Халино до украинской территории порядка 150 километров. Что на самом деле в пределах досягаемости и Storm Shadow, и SCALP (соответствующий показатель для такого рода крылатых ракет - до 300 километров).
Что касается Белгородской области, то до 2023 года в этом регионе у наших боевых летчиков мест постоянного базирования вообще не было. Но в июле 2023 года западные разведывательные спутники вдруг зафиксировали интенсивные строительные работы, начавшиеся в чистом поле всего в 70 километрах от государственной границы с Украиной.
Вскоре стало понятно, что там в лихорадочном темпе возводится взлетно-посадочная полоса длиною как минимум в 1800 метров Скорее всего - для фронтовой и армейской авиации ВКС РФ. Возможно — в качестве аэродрома подскока.
К нынешнему лету, как считают на Западе, основные работы на этой стройке завершены. Но и у зарубежных, и у российских специалистов немедленно возник резонный вопрос: почему самолетные или вертолетные стоянки было решено расположить так близко к вражеским позициям? Ведь теоретически добивать до этой нашей новенькой взлетно-посадочной полосы и тогда было возможно даже некоторыми образцами полевой артиллерии, переданными НАТО Киеву. Теперь же, в контексте кровожадной новости от Макрона о его очередном науськивании украинских военных, ни в чем подобном даже и сомневаться не приходится.
Впрочем, никто в Минобороны и Генштабе Вооруженных сил РФ, как водится, не собирался обсуждать с нашей общественностью эту проблему. Строим, дескать, где находим нужным. Остальное, мол, не вашего ума дело!
Ну что ж… Допустим.
При этом позволю себе заметить, что если так пойдет и дальше, то Москве речь придется вести не только об аэродромах под Белгородом и Курском. Вот как комментирует возможные перспективы скандального решения Макрона известный российский авиационный телеграм-канал Fighterbomber: «Думаю, если и ударят, то сразу по всем аэродромам, до которых Shadow/SCALP смогут долететь. А в радиусе до 500 км военных аэродромов у нас тьма. Да и не только аэродромов».
Поэтому с учетом подобных перспектив многое в зоне СВО и в ее ближних тылах теперь выглядит для России куда тревожней прежнего.
Вопрос второй: что способно дать разрешение Макрона врагам России? Увы — достаточно многое.
Прежде всего, как минимум из-под Курска и Белгорода нам действительно придется поскорее убирать свою боевую авиацию. Куда? Вглубь страны, подальше от Украины. Во всяком случае — за пределы 300-километровой зоны от текущего начертания линии боевого соприкосновения на остальных участках российско-украинского фронта.
Потому что на эффективную работу российских средств ПВО и РЭБ нам рассчитывать, конечно, можно и нужно. Однако так же нужно понимать, что даже те наши комплексы, зачастую лучшие в мире, к несчастью, не всесильны против атак Storm Shadow/SCALP. Что не раз самым трагическим образом в последние месяцы противник доказывал нам на территории того же Крыма. А новые примеры такого же порядка там на наших глазах возникают практически ежемесячно. Если не еженедельно.
Но к чему приведет вынужденный перелет российских боевых самолетов и вертолетов на тыловые аэродромы? К серьезному увеличению времени их подлета к линии боевого соприкосновения. Стало быть — к снижению оперативности при поддержке российских наземных штурмовых частей и соединений, участвующих в ожесточенных сражениях на передовой.
Еще — к неизбежному снижению полезной нагрузки летательных аппаратов. В виде общего веса бомб и ракет во время боевых вылетов. Просто потому, что придется взамен увеличивать на них запасы авиационного топлива в баках.
Словом, дополнительных пакостей нас теперь в зоне спецоперации наверняка ждет очень много. Могли ли мы этого избежать? Конечно. Но — не сумели. Или так пока и не собрались взяться за дело всерьез.
Я имею ввиду: взяться за заблаговременное строительство капитальных укрытий для самолетов и вертолетов хотя бы на прифронтовых аэродромов. А именно: давно на практике освоенных отечественной промышленностью арочных ЖБУ (железобетонных укрытий) для авиационной техники.
Их в СССР в массовом порядке начали возводить с 1968 года. После того, как в ходе так называемой «Шестидневной войны» на Ближнем Востоке в необходимости такого рода укрытий убедились после сокрушительных бомбежек военных аэродромов некоторых арабских стран израильскими ВВС. Там расставленные в линейку на групповых стоянках самолёты израильскими летчиками уничтожались практически за один заход напалмовыми и кассетными боеприпасами
С учетом того боевого опыта, в СССР буквально за год было возведено более 800 арочных ЖБУ на военных аэродромах. Спустя год — еще около 900. В 1970-и — еще 600.
Беда для нас, нынешних, в том, что все это делалось, в основном, в группах советских войск на территориях Польши, Чехословакии, Венгрии и ГДР. А еще — в Прибалтике и в самых западных областях Украины и Белоруссии. То есть там, куда, как считалось в ту пору, в состоянии были ракетами и авиацией дотянуться войска НАТО.
Мощные бетонные арки, для надежности обсыпанными толстыми слоями земли, по расчетам создателей могли уберечь боевые машины даже от прямого попадания достаточно серьезной фугасной авиабомбы. Или фугасной боевой части крылатой ракеты. Но даже в случае уничтожения хотя бы одного такого ЖБУ более могущественным боеприпасом машины, стоявшие в соседних укрытиях, оставались бы невредимыми.
Будь у нас сегодня хоть что-то подобное под теми же Курском или Белгородом — опасностей для российских ВКС там было бы намного меньше. Так нет же ничего такого! И не только в этих областях. На подавляющем большинстве авиабаз России в отношении капитальных арочных укрытий для авиатехники тоже — шаром покати!
Их там нет, несмотря на то, что сильнейший вооруженный конфликт с очевидным вмешательством НАТО на стороне Киева на Украине бушует уже больше десятилетия. А кровопролитнейшая спецоперация там же гремит — уже третий год пошел.
Видели ли раньше угрозу российским военным аэродромам ВКС в нашем Минобороны? Вне всякого сомнения.
Не даром же в 2019 году тогдашний министр обороны Сергей Шойгу объявил о планах провести масштабную реконструкцию отечественных авиабаз, которые на тот момент не могли обеспечить «оперативное применение авиации и ее безопасную эксплуатацию». По словам Сергея Кужугетовича, срочную реконструкцию предстояло развернуть аж на 106 аэродромах. А все завершить на них к 2028 году.
Логично было бы предположить, что наибольшая активность по этому поводу возникнет, прежде всего, у российских границ с Украиной и странами НАТО. И что? А, как видим, — почти ничего не сделано.
Спустя два года, в апреле 2021-го, Шойгу снова заговорил ровно о том же. На этот раз — на основе нашего собственного боевого опыта, накопленного в Сирии. Там, на авиабазе Хмеймим, нам пришлось бронированными ангарами срочно прикрывать от ударом кустарными беспилотниками исламистов стоянки боевых самолетов и вертолетов. Тогда министр обороны пообещал и в других местах соорудить еще не менее 300 таких же укрытий.
И опять дело завершилось практически пшиком. Возможно — деньжат не нашлось на ЖБУ? Или финансы ушли на бесконечные авиашоу и танковые биатлоны? Уже, как говорят, отмененные новым министром обороны Андреем Белоусовым.
Впрочем, все оказалось еще нелепее с точки зрения привычных в любой, казалось бы, армии порядков. В последних числах мая 2024 года западными разведывательными спутниками было замечено, что на российском военном аэродроме Мариновка в Волгоградской области, где базируются фронтовые бомбардировщики и самолеты-разведчики нашего 11-й смешанного авиаполка, выстроено сразу 12 арочных укрытий. Установленных как-то странно, вплотную одно к другому. Что, с учетом габаритов российских бомбардировщиков, в кризисные моменты наверняка затруднит одновременную их рулежку.
«Ну, понятно, что данные арочные навесы строились в спешке и потому что деваться уже дальше некуда. Можно сказать — их тут ровно на эскадрилью. Самолёт самостоятельно внутрь зарулить не сможет. А запихивать тягачем его туда же будет весьма непросто. Ибо места мало, стоянка узкая», — так откликнулся про ободряющие, вроде бы, новости из Мариновки уже упомянутый Fighterbomber.
Только возникший было оптимизм тут же развеял другой российский информированный телеграмм-канал — «Рыбарь». По его информации, выявленные спутниковой разведкой противника «сооружения — полностью частная инициатива личного состава (базирующегося на этот аэродром авиаполка — „СП“) и неравнодушного спонсора. Которые построили их по мере своих отнюдь не безграничных средств и возможностей. … Пока ни о каком централизованном строительстве железобетонных укрытий или ангаров на российских аэродромах речи так и не идет».
Все, как говорится, — занавес. Просто нет слов. Хотя спонсорам, конечно, спасибо.
А как же неоднократные обещания министра обороны? Где практические выводы российского военного ведомства из прежних неоднократных и результативных вражеских ударов по нашим аэродромам в Крыму, на Кубани, в Энгельсе, Рязани и прочих краях?
Некого спросить. Так и будем ждать неприятностей от франко-британских ракет под Курском и Белгородом?