Запад пытается подвергнуть остракизму российский спорт на долгие годы, но может проиграть
Российские и белорусские теннисисты, включая Даниила Медведева, должны подписать заявление о дистанцировании от президента России Владимира Путина, если они хотят играть на Уимблдоне. Такие ограничения с соответствующими национальными органами обсудил министр спорта Великобритании Найджел Хаддлстон, сообщает The Sun со ссылкой на свои источники. Как пишет британское издание, чиновник заявил, что, если россияне или белорусы хотят участвовать в соревнованиях в Великобритании, то «они должны быть действительно независимыми и нейтральными».
«Мы хотим получить письменное подтверждение того, что они не получают деньги от Путина, России или Белоруссии, а также гарантии, что они не будут делать одобрительные комментарии в адрес Путина, России или Белоруссии», — приводит слова британского министра издание.
Кроме того, российским и белорусским спортсменам хотят запретить носить цвета своей страны или соревноваться под национальными флагами.
В конце марта Даниил Медведев заявил, что не готов ответить на вопрос о своем участии в Уимблдоне из-за возможного запрета организаторов турнира.
Ранее российские спортсмены были отстранены от многих международных соревнований, и даже паралимпийская сборная вынуждена была покинуть Китай. Впрочем, гонения на российский спорт начались уже давно, главным оружием здесь стали допинговые истории, хотя даже спортивный суд признал, что далеко не всегда обвинения были обоснованы. При этом на использование допинга спортсменами других стран глаза закрывались, а наказания в основном были достаточно мягкие.
Как считают финские эксперты, опрошенные Ilta-Sanomat, двери в международный спорт для россиян закроются надолго. Финский исследователь Маркку Йокисипиля и вовсе призывает пересмотреть присутствие российских представителей в разных международных спортивных организациях.
«В худшем случае российская сторона будет исключена надолго, и всю структуру международного спорта придется перестраивать», — считает он.
Эксперты отмечают, что ближайшие турниры уже точно пройдут без россиян, а некоторые даже мечтают, чтобы санкции в отношении наших спортсменов продлились дольше, включая, как минимум, Олимпиаду 2024 года в Париже.
Заслуженный мастер спорта Иоланда Чен также опасается, что наши спортсмены могут надолго остаться без традиционных международных стартов, поэтому предлагает искать альтернативу.
— Трудно понять, что творится, не понимая каких-то политических моментов, но спорт, в том числе и комментаторы — проигравшая сторона, к сожалению. Мы должны были комментировать чемпионат мира, сигнал был оплачен, мы приехали и были уверены, что соревнования будут показывать. Да, без участия российских спортсменов, но болельщикам это все-таки было бы интересно. Но выяснилось, что нам не дают сигнал, нам никто даже попытался ответить на вопросы, компенсировать. На летний сезон спортсмены также остаются без соревнований, а мы не будем их комментировать. Думаю, что это надолго. Противостояние серьезное. Мне очень жаль наших спортсменов, они сейчас в состоянии небольшого шока, не очень понимают.
«СП»: — В последние годы нас вообще старательно выдавливают из мирового спорта. Что можно сделать в этой ситуации?
— В любом случае надо всем активизироваться и искать выход. Сейчас все немного затормозилось, потому что все в ожидании — а что будет? Вдруг все наладится. Я очень надеюсь, что хотя бы к лету мы все вместе начнем вырабатывать какие-то вещи, которые могли бы российский спорт не оставить в болоте, на обочине, в бездействующем состоянии. Надеюсь, что появится какое-то движение.
В Советском Союзе мы делали свои соревнования, спартакиады народов. Были открытые чемпионаты Москвы, Союза, куда приезжали зарубежные спортсмены. Может сейчас организовать свои внутренние соревнования, чтобы спортсмены могли реализовать себя, показать результаты. Может российско-белорусские гран-при.
Федерации всех видов спорта у нас есть, они в любом случае общаются с международными федерациями, с федерациями других стран, более дружественных. Мы можем выработать свою систему гран-при по разным видам спорта. Например, сейчас прошли интересные соревнования в Ханты-Мансийске. Также можем в летних видах спорта взаимодействовать с дружественными иностранными федерациями, которые готовы участвовать. Лишние соревнования никому не помешают.
Если все эти трудности временные, год-два, и мы вернемся на международную арену, чтобы наши спортсмены, тренеры не потеряли квалификацию, работу, имели возможность заниматься любимым делом и зарабатывать, то надо что-то культивировать внутри страны. Спорт все равно надо развивать. Наши дети должны заниматься спортом независимо от того ездим мы или нет на международные соревнования, потому что это здоровье нации.
«СП»: — Неужели у иностранных федераций, организаций, спортсменов нет понимания, что без россиян соревнования становятся не такими интересными, нет острой борьбы сильнейших?
— Им так не кажется. Им интересно смотреть на своих спортсменов. Кому-то это даже выгодно. Сейчас, например, японки в кои-то веки выиграли чемпионат мира по фигурному катанию. Им и не снилось победить наших девочек. Когда бы Каори Сакамото могла стать чемпионкой мира? Если встать на их место, то их можно понять. Им очень хорошо, они получают медали, деньги. Они сейчас наслаждаются этими ощущениями.
Должно пройти время, люди должны соскучиться. Болельщики должны соскучиться по борьбе, по спортсменам, по результатам. Грубо говоря, проходят международные соревнования, а параллельно по таким же видам спорта у нас, и у нас результаты выше. В век интернета это все быстро увидят, узнают. Пройдет год-два, начнутся разговоры, пойдет волна — а почему нет (россиян — ред.). Общественное давление приведет к тому, что все вернется на круги своя, но сразу этого не будет.
«СП»: — Не приведет ли нынешняя ситуация к массовому переходу спортсменов под флаги других стран? Тем более что наших спортсменов не первый год подвергают дискриминации, различным санкциям.
— Это очень больной вопрос. Еще в 2018 году перед Олимпийскими играми в Пхенчхане, когда уже были санкции, я разговаривала с одним из видных менеджеров серьезной спортивной корпорации. Он говорил, что все может прийти к тому, что мы будем терять спортсменов. Век спортсмена недолгий, каждый ищет выгоду.
Массового перехода в другие страны раньше не было, потому что много времени уходит на адаптацию, например, несколько лет надо прожить в стране, чтобы за нее выступать. А сейчас из-за спецоперации России на Украине им могут дать возможность по укороченной схеме.
Надо быстрее вырабатывать что-то, чтобы занять спортсменов, дать им возможность реализоваться. Если это не будет сделано в короткие сроки, то они начнут подсчитывать, сколько у них времени. Этого нельзя допустить, чтобы не потерять спортсменов.