Шведские самолеты АВАКС станут главной целью для российских ракет Р-37
Швеция объявила, что передаст Украине один или два самолета раннего предупреждения Saab 340 AEW (он же S 100D Argus или ASC 890). Украинцы хотят их использовать в связке с истребителями F-16 для нанесения террористических ударов по территории России. И поэтому шведские самолеты станут приоритетной целью для российской авиации, пишет военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.
Высоколетящие самолеты с установленными сверху радарами открывают для Украины «новые возможности борьбы как с воздушными, так и с морскими целями», заявил Пол Йонсон, министр обороны Швеции.
Поставка самолетов Saab 340 AEW является крупнейшим пакетом поддержки ВСУ со стороны Швеции. В официальном заявлении Министерства обороны Швеции подчеркнуто, что самолет значительно расширяет возможности Киева по идентификации целей на большом расстоянии.
Шведские самолеты оснащены новейшими радарами Erieye на основе технологии Active Electronic Scanning Array (AESA). ВВС Швеции эксплуатируют только два из этих современных самолетов наблюдения. В заявлении Минобороны Швеции указано, что один или оба самолета будут переданы Киеву.
Однако этот шаг обрушит оборонительные возможности самой Швеции в области раннего обнаружения, пишет военный обозреватель Ашиш Дангвал из специализированного военного издания The Eurasian Times. А это заставит Стокгольм ускорить приобретение дополнительной платформы Saab Global Eye. Поставка первого из этих новых самолетов запланирована на 2027 год.
Министр обороны Швеции Пол Йонсон подчеркнул, что решение об отправке самолетов в Украину было принято после «интенсивных обсуждений» с другими странами НАТО. Значит, шведов под давлением других натовских стран просто заставили отдать ВСУ необходимые им самим самолеты.
Самолеты Saab 340 AEW также имеют каналы передачи данных Link 16, что позволяет им безопасно обмениваться данными с истребителями F-16. Таким образом развертывание шведских самолетов дополнит истребители F-16, которые будут поставлены Бельгией, Данией, Норвегией и Нидерландами.
Однако, как пишет Forbes, самолеты Saab 340 AEW очень уязвимы. Их легко можно заманить в ракетные засады, пишет Forbes: шведские самолеты оснащены двумя реактивными двигателями с максимальной скоростью 500 км/час и потолком в 7,5 км. По этим показателям шведский самолет значительно уступает российскому самолету раннего обнаружения Бериев А-50.
Российские ВВС располагают самой мощной ракетой класса «воздух-воздух» — Р-37МС, дальность действия которой достигает 320 км.
Перехватчики МиГ-31БМ, летающие вблизи российско-украинской границы, могут угрожать практически всему воздушному пространству Украины своими Р-37МС.
— Большая дальность действия Р-37МС в сочетании с очень высокими характеристиками и большой рабочей высотой МиГ-31БМ предоставляет им значительную свободу, чтобы угрожать любым украинским самолетам, — цитирует Forbes аналитический отчет Королевского института объединенных служб (RUSI) из Лондона.
Само присутствие российских самолетов, вооруженных Р-37МС, не раз заставляло украинских пилотов-истребителей отказываться от своих задач и нырять в укрытие. Стоит отметить: неуклюжий Saab 340 AEW далеко не так уклончив.
Однако российские истребители, планирующие противостоять самолетам раннего обнаружения, должны учитывать ракетные батареи Patriot, размещенные на Украине. Аналогичным образом, этим системам Patriot необходимо сохранять боеготовность к потенциальным ударам баллистических ракет «Кинжал» и «Искандер-М», которые могут быть скоординированы с попытками вывести из строя средства раннего обнаружения, разъясняет тонкости тактики The Eurasian Times.
Шведские самолеты просто не способны спрятаться, в отличие от украинских самолетов или систем ПВО. По сути, это радарные платформы. Когда их радары выключены, они на самом деле не выполняют свою работу. Но излучающий радар можно обнаружить просто.
— Можно с уверенностью сказать, что в любой момент, когда Saab 340 поднимется в воздух, русские узнают об этом, — пишет Дэвид Экс.
Не зря ВВС США отходят от традиционных самолетов раннего обнаружения и все чаще переносят миссию раннего предупреждения на спутники. Однако украинцы лишены такой возможности, даже несмотря на то, что их самолеты крайне уязвимы.
Forbes пишет, что шведские самолеты будут летать нечасто и непредсказуемо — и держать свои радары выключенными до последней возможной секунды. Это также может означать, что они будут летать строго в самом безопасном воздушном пространстве: на западной Украине, вдоль границы Украины с Польшей. Однако это крайне ограничит возможности ВСУ по обнаружению целей в воздушном пространстве.
Украинцы могут даже убедить поляков разрешить Saab 340 AEW летать в польском воздушном пространстве. Самолеты-разведчики НАТО уже ежедневно находятся на польской стороне границы, собирая разведданные о российских силах, которые НАТО затем вероломно передает Украине для нанесения террористических ударов.