Вашингтон собирает сырьё по всему миру, чтобы избавить Европу от «российской зависимости»
31 марта президент США Джо Байден объявил о том, что Штаты будут каждый день выбрасывать на мировой рынок миллион баррелей нефти из своих стратегических резервов в течение полугода, чтобы компенсировать дефицит сырья и сгладить рост цен. Байден отметил, что речь идет о «крупнейшем высвобождении нефти из национального резерва в истории» страны.
«Я жду, чтобы увидеть, сколько конкретно баррелей высвободят наши партнеры из их поставок. Моя догадка, это число может быть между 30 и 50 млн баррелей. И чем больше будет это число, тем вероятней снижение цен», — сказал Байден.
Союзники США уже начали откликаться на призыв, хотя их вклад остается под вопросом. Так, возможность высвобождения нефти из собственных резервов, как передает Блумберг, изучает Великобритания. Кроме того, страны ОПЕК+ договорились скорректировать уровни добычи нефти в мае. В сообщении организации говорится, что она может возрасти на 432 тысячи баррелей в сутки (б/с), общий уровень добычи может вырасти до 42,126 млн б/с.
Все эти меры выглядят не только как попытка сдержать рост цен на нефть, но и перейти к следующему шагу санкционного давления на Россию, а именно эмбарго на экспорт нефти. Сам Вашингтон уже ввёл такую меру, и, хотя она привела к росту цен на бензин, доля российских поставок в общем объеме американского потребления была далеко не критична. Чего не скажешь о Европе. Европейские чиновники не раз признавали, что пока не могут полностью отказаться от российской нефти, хотя рассматривают и такой вариант.
«Представьте себе, если бы Европе не приходилось полагаться на российскую нефть, если бы они были энергетически независимы, это изменило бы характер очень многого», — заявил Байден.
Впрочем, многие эксперты сомневаются в том, что даже этот комплекс мер способен заменить российскую нефть на мировом рынке. Уже сейчас Международное энергетическое агентство (МЭА) предсказывает сокращение поставок России на 30% из-за того, что многие трейдеры отказываться иметь дело с российским сырьем, опасаясь санкций. А это около 3 млн. баррелей в сутки. В лучшем случае, усилия США помогут компенсировать эти объемы, но никак не всю российскую нефть. Хотя это не значит, что Европа не попытается отказаться от российских энергоресурсов. Во всяком случае, эксперт по энергетике Алексей Анпилогов считает такой сценарий вероятным.
— Власти США заявили, что будут продавать по миллиону баррелей в сутки на протяжение 180 дней. Общий резерв Штатов оценивается в 500−600 миллионов баррелей. За полгода американцы потратят около трети всех своих нефтяных резервов. Продолжать в таком темпе интервенции будет невозможно, поэтому эта мера предельно временная.
Что касается заявлений от отдельных членов ОПЕК, их можно понимать, как некие декларации о намерениях. ОПЕК — это коллегиальный орган, нефтяной картель, и решения там принимаются не единолично. Кроме того, последние 10 лет де-факто существует ОПЕК+, в который входят и страны СНГ. Ведущую роль в нем играет Россия, и последние свои решения картель принимал с учетом мнения России.
Еще один фактор — нефть Ирана. Американцы сейчас всячески пытаются вернуть Иран на нефтяной рынок путем отмены ограничений, наложенных президентом Трампом, когда США вышли из ядерной сделки. Иран может добавить на рынок 2−3 миллиона баррелей в сутки, но, скорее 1,5 млн. Добавка ОПЕК может составить около миллиона баррелей в сутки, но это возможно только после апреля-мая, так как сейчас они следуют принятому ранее графику.
Великобританию я бы даже не учитывал. У них старые месторождения, а нефтяные резервы намного меньше, чем у США, поэтому их роль минимальна.
Если сложить все эти меры — выброс на рынок стратегических запасов США, увеличение добычи ОПЕК и возвращение Ирана — окажется, что они все равно не смогут компенсировать рост потребления до уровня февраля 2020 года, когда началась пандемия. Мир не стоит на месте. За два года возник отложенный спрос на нефть, который нужно удовлетворять.
Мне кажется, что эти шаги, скорее, призваны не допустить повышения цены до 150−200 долларов, нежели вернуть цену в пределы 70−80 долларов за баррель. Эти меры успокоят рынок, и нефть продолжит продаваться стабильно выше ста долларов за баррель на протяжение нескольких следующих месяцев.
«СП»: — Может ли все это быть подготовкой к эмбарго против России?
— Санкционное давление на Россию никуда не исчезнет, оно будет только усиливаться. Да, может возникнуть вопрос об эмбарго со стороны Европы. Я не верю в полное эмбарго, как это было с Ираном, для которого запрет провели через Совет безопасности ООН. В этом случае российская нефть переключится на рынки Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, а российскую нефть, которую потребляла Европа, будет замещать Ближний Восток, частично что-то подкинут американцы и Северная Африка.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков также считает, что предпринятых США мер будет недостаточно, чтобы компенсировать российские объемы в случае эмбарго.
— На самом деле, ОПЕК согласился увеличить добычу примерно на те же самые объёмы, которые они и так увеличивали ежемесячного. Позиция ОПЕК в том, что когда их просят увеличить объемы производства, они говорят: «Конечно, мы увеличиваем, у нас просто свой график». То есть с одной стороны, они вроде бы соглашаются с США, а с другой, придерживаются нейтралитета в данном конфликте, чтобы не потерять формат ОПЕК+. Потому что если этот формат будет разрушен, его уже не вернуть.
Что касается распродажи стратегических запасов США, то, во-первых, это всего на несколько месяцев. Во-вторых, объем, который они собираются продавать, не приведет к снижению цены. Это, скорее, попытка сдержать рост цен в дальнейшем, потому что потребление увеличивается все больше и больше, миру не хватает нефти. Но добыча тем же темпами не увеличивается, поэтому американцы высвобождают стратегические запасы, чтобы попытаться хотя бы предотвратить дальнейший рост.
А так как запасов не так много, они пытаются подключить и всех остальных от Великобритании до Японии. Но мы уже видели эту историю в 2021 году, когда и Япония, и европейские страны обещали что-то там высвобождать, но рост цен на нефть как был, так и остался.
Заменить Россию этими объёмами невозможно, и они это понимают. Но из-за того, что они сами ввели санкции против российской нефти, из-за того, что под санкционным давлением многие европейские трейдеры отказываются приобретать российское сырье, потому что не понимают, что конкретно запрещено, а что разрешено, объемы на рынке будут снижаться и дальше.
«СП»: — К чему это приведет?
— МЭА уже прогнозирует, что мы снизим добычу на 30%, потому что нам некуда девать нефть. Мы пока не смогли полностью перестроить торговые потоки. Да, Индия стала гораздо больше брать российской нефти, и азиатские страны нарастили импорт, тот же Китай, но пока полностью заменить европейский рынок невозможно в той мере, что они отказываются от нашего сырья.
Соответственно, если мы в этих условиях сокращаем добычу, значит, глобальное предложение нефти станет еще меньше. У вас и так дефицит, а вы своими руками, то есть санкциями, еще больше его увеличиваете. Еще раз повторю, МЭА считает, что в ближайшие месяцы, возможно, уже в апреле, мы сократим добычу на 2,5 млн. баррелей в сутки. Американцы обещают продавать на миллион баррелей в сутки больше. А где взять еще полтора миллиона? И это только в текущей ситуации, без учета увеличения спроса. Не говоря уже о том, что будет после истечения шести месяцев. США нужно будет восполнять свои стратегические резервы, а, значит, на рынке возникнет еще больший спрос.
Все эти меры не приведут к существенному снижению цен на мировом рынке. Это просто попытка сдержать хотя бы дальнейший рост.