Американские спецы высокого класса, работавшие на авиазаводах, «собрались в Эквадор» в поисках убежища
Настоящая очередь из бывших инженеров американской авиастроительной фирмы Boeing Commercial Airplanes «собралась у посольства Эквадора». То ли в буквальном смысле, то ли фигурально выражаясь, поскольку там ранее спасался другой разоблачитель, Джулиан Ассанж.
А все из-за того, что бывшие инженеры резко начали умирать, при весьма загадочных обстоятельствах. Сначала один, Джон Барнетт скончался от огнестрельного ранения, якобы «нанесенного самому себе». Перед этим он выступал против использования некачественных болтов. Новый крепеж все-таки продавили, но самолёты теперь рискуют развалиться в воздухе, уже разваливаются, а инженер отправился в мир иной.
Другой бывший аудитор качества компании-поставщика Boeing, Джошуа Дин тоже умер после некоей «неожиданной быстро развившейся инфекции». По информации издания The Seattle Times, 45-летний мужчина вел здоровый образ жизни.
Конструктор-технолог Карлос Дэвис начал было возражать против внедрения легко воспламеняемых, но дешёвых деталей салона и более тонких проводов, но сразу после этого заметил за собой слежку. А потом на него и вовсе совершили покушение. Начальство предупредило, что ничего личного, им, мол, велели. Пришлось Карлосу буквально «выпрыгивать в окно и потом скрываться».
Заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра Гражданской авиации, а ныне член Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов считает, что падение престижа «Боинга» началось несколько лет назад и случилось это при мрачных и трагических обстоятельствах:
— Произошло две подряд авиакатастрофы с Boeing 737 Max: в Эфиопии и в Индонезии, где погибли 346 человек. Это было явное свидетельство того, что в корпорации явно что-то расклеилось. Как показало расследование, происходили грубейшие нарушения. В этом расследование принимал участие даже президент США.
Комиссии, работавшие в корпорации, обнаружили грубейшие нарушения законов, порядков и авиационных правил. К примеру, Федеральное управление гражданской авиации США передала вопросы сертификации… самому производителю, «Боингу». А это грубейшее нарушение, практически административное преступление. Сертификация — это ведь рука любого государства «на пульсе» безопасности изделия. Вот они и на сертифицировали.
Это не просто случайность, а системная проблема. Вот совсем недавно из очередного «Боинга» вылетел кусок фюзеляжа.
«СП»: В полете у самолета вырвало дверь. Причем, случилось это не где-нибудь в Эфиопии или Индонезии, а на внутренних американских авиалиниях, на борту самолета авиакомпании Alaska Airlines, который вылетел из Портленда в Онтарио.
— Самолет лишился куска обшивки вместе с люком. Правда, обошлось без жертв, так как случилось это на небольшой высоте. А если бы кусок фюзеляжа вылетел на высоте 10 тыс метров! Тогда мгновенная разгерметизация привела бы к гибели всего живого на борту. И так каждый день приходит информация: то отказ гидросистемы, то проблема с шасси у очередного «Боинга».
Всеми виной неправильные действия компании в расстановке кадров, в утечке толковых инженеров и пилотов, в не реагировании опытнейших конструкторов на вскрытые недостатки. Вот сейчас и выявляется: то один информатор умирает, то другой. А ведь это не старые еще, молодые ребята.
«СП»: Напомним, что в Америке «информаторами» называют тех, кто выступает перед властями и общественностью открыто и официально. Так, например, бывший инженер Boeing Сэм Салехпур дал разоблачающие показания перед американскими законодателями, раскрыв, что на заводах отдают приоритет компонентам с дефектами, несмотря на риски для безопасности.
А бывший инженер Джон Барнетт трагически погиб вскоре после выхода на экраны документального фильма Netflix «Крушение: Дело против Boeing». Ранее он и несколько его коллег разоблачили корпорацию в статье для New York Times и останавливаться они не собирались.
Перед смертью Джон предупредил свою семью, что если с ним что-нибудь случится, то это явно не будет «добровольный уход из жизни».
— Конечно, после этого меры были предприняты. По рекомендации американского президента руководители корпорации «Боинг» подали в отставку: генеральный директор Дэвид Кэлхун, председатель совета директоров Ларри Келлнер, также свою должность покинул Стэн Дил, возглавлявший подразделение коммерческих самолетов компании. Но исправить положение, сложившееся за десяток лет — очень непросто. Кризис продолжается.
Хотя в принципе «Боинг» — компания замечательная. На ее самолетах летает весь мир, произведено тысячи лайнеров. Но в последнее время пальму первенства перехватил европейский «Эйрбас». А «Боинг» — несет убытки. Ведь после тех катастроф остановился весь парк самолетов. Авиакомпании потребовали от производителя компенсации их издержек, простой самолетов — финансовая «удавка на шее» компаний перевозчиков.
«СП»: Справится ли «Боинг» с трудностями?
— Конечно, справится. Эта компания дает в американский бюджет колоссальное количество средств в виде налогов, в ней трудятся миллионы людей, которые не дадут просто так все развалить.
«СП»: Однако то же было на автомобилестроительных заводах в Детройте. И где теперь те заводы? Разорились после того, как производство перевели сначала в Европу, а потом в Азию.
— Хорошее сравнение и правильная аналогия, но автомобилестроительные заводы Детройта заменили другие американские производители, а других крупных авиастроителей кроме «Боинга» в США пока нет. Это их монополист и безусловный авторитет — номер один в мире.
«СП»: Как отразится происходящее в корпорации «Боинг» на нашей стране?
— Самое главное, чтобы наши государственные органы были озабочены происходящим за океаном и не пускали на самотек, как это случилось в Америке.
А наши регулирующие органы, в первую очередь Ространснадзор, не позволят ни одному самолету, не имеющему сертификата годности, производить полеты с пассажирами — это их предназначение.
А «Боинги» продолжают у нас эксплуатироваться. Антироссийские санкции, которые призваны нанести нам «удар под дых» не сработали. Наши авиакомпании справляются, благодаря российским авиационным инженерам, обладающим большим опытом эксплуатации воздушных судов и своих, и иностранных.
Впрочем, и благодаря различным ухищрениям, на которые мы вынуждены идти — параллельный импорт и прочее. Главное — предусмотреть и заранее ликвидировать возможные риски, во избежание летного происшествия.
«СП»: Сейчас происходящее вокруг корпорации «Боинг» активно обсуждается. Так, среди прочего, говорят, что русский титан, точнее его отсутствие, из-за отказа американцев его покупать, повлияло на безопасность полетов американских авиалайнеров?
— Нет. Российский титан, конечно, важная составляющая авиастроения любой страны, но в мире ему есть альтернатива. Просто у других производителей детали из титана обойдутся в несколько раз дороже наших. Это для них плохо, но не смертельно.
Смертельно пока только — для бывших инженеров. Естественно, пресс-служба Boeing все отрицает: никаких преследований, просто у некоторых сотрудников «слишком разыгралась фантазия» и «слишком длинные языки». Администрация же интенсивно, но вежливо общается с персоналом, муссирующим слухи, пояснил глава службы внутренней безопасности компании авиа-гиганта Борис Мендоза.
Он предлагает не просто жить дружно, а очень дружно. В отношении же тех, кто недостаточно дружелюбен в рамках «корпоративной семьи», эта семья, обеспокоившись и расстроившись, может предпринять меры.