На сей раз удар вместе с Киевом готовит блок НАТО. Поэтому он может оказаться небывалой силы
Странное дело: в любой армии серьезные боевые операции всегда готовились и готовятся в глубокой тайне от противника. Иное дело на наших глазах прямо сегодня происходит с Крымским мостом. И в России, и на Западе буквально из всех утюгов несется: эта стратегическая для нашей страны транспортная коммуникация вот-вот будет обрушена комбинированным ракетным ударом такой силы, подобных которым Украина еще не наносила за все время проведения СВО.
Из последних новостей на этом направлении. На днях газета The New York Times со ссылкой на чиновников Пентагона сообщила, что американское военное ведомство разрешило использование спешно отправляемые Киеву ракет ATACMS большой дальности для «усиления давления на Крым». Если точнее — в первую очередь для нанесения массированного удара по 19-километровой длины мосту, соединяющему этот наш полуостров с Таманью.
Вероятно, в первую очередь ради этого, как стало известно 24 апреля, США поспешно отгружают ВСУ крупную партию из более, чем 100 таких ракет с дальностью стрельбы порядка 300 километров. Для ускорения процесса, скорее всего, — из арсеналов, сосредоточенных на ближайшей к Украине польской территории.
Одновременно в последние дни в небе над Черным морем стала регулярно фиксироваться усиленная работа самолетов и беспилотников воздушной разведки НАТО.
Так, в минувшую среду воздухе были здесь американские U-2S, P-8A, два MQ-9A Reaper, а также британский RC-135V и французский самолёт ДРЛО Е-3F в сопровождении четырех истребителей Rafale. При этом британский самолёт радиоэлектронной разведки приближался к Севастополю на 230 километров. А французский Е-3F подлетал на 190 километров к Сочи.
Явно работающая с украинских аэродромов синхронно с западными военными и по единому замыслу с ними тактическая авиация Повітряних сил раз за разом начала проводить демонстративные и регулярные пуски в сторону Крыма специализированных ложных воздушных целей типа американских ADM-160B MALD. Что заставляет регулярно, хотя и пока безрезультатно, включаться в боевую работу российские станции РЭБ и зенитные ракетные комплексы нашей 31 дивизии ПВО, отвечающей за безопасность воздушных границ РФ в этом районе. А барражирующие неподалеку воздушные разведчики Североатлантического альянса все это скрупулезно отслеживают, анализируют. И, конечно, передают Киеву полученные данные.
И еще. По данным интернет-канала «Рыбарь», за несколько последних суток над Крымом резко активизировались разведывательные космические спутники США. «Количество сеансов с них возросло почти вдвое в сравнении со средним числом (ежесуточно осуществляемых американцами над эти районом — „СП“) снимков», — сообщает «Рыбарь».
Не нужно заканчивать военных академий чтобы осознать: враг осуществляет на этом направлении просто титаническую подготовительную работу. Результаты которой так быстро стареют, что окажутся бесполезными буквально через пару недель. Поскольку Россия в целях обеспечения безопасности боевого состава 31-й дивизии часто меняет позиции своих основных РЛС и ЗРК.
По логике получается, что сокрушительного вражеского удара по Крымскому мосту следует ожидать буквально вот-вот. К чему недоброжелателей России, бесспорно, подталкивает приближающаяся торжественная инаугурация Владимира Путина и сакральный для всех нас День Победы. Попытаться нарушить логистику и тем сорвать наступающий курортный сезон в Крыму в самом его начале — тоже не последнее дело для жаждущего реванша Киева.
Конечно, в Москве все это тоже знают и понимают. Конечно же — готовятся отразить нападение действительно мощной системой ПВО над Крымским мостом и Крымом в целом. Заслуженно названной самими же американцами «зоной ограничения и воспрещения доступа и маневра (A2/AD)».
Хотя в этом плане нельзя не отметить такой тревожный факт. Менее двух недель назад, 17 апреля, ВСУ уже применили первую партию только что полученных от Штатов ракет ATACMS большой дальности по российскому полуострову. Конкретно — по дислоцированному под Джанкоем аэродрому 39-го вертолётного полка 27-й смешанной авиационной дивизии 4-го командования ВВС и ПВО. Который, между прочим, в 165 километрах от линии боевого соприкосновения.
Наше Минобороны, как обычно, по поводу этой операции противника хранит ледяное молчание. Поэтому вынужден исходить из сообщений информированных западных источников.
Так вот, если верить этим сведениям, целью ракетного удара были пусковые установки наших «Триумфов» — зенитных ракетных систем С-400. А также три радиолокационные станции, командный пункт ПВО и система наблюдения за воздушным пространством «Фундамент-М». Запад заявил о потерях с нашей стороны. Минобороны РФ это не подтверждает.
По любому понятно: противник пытался пробить брешь в воздушном пространстве над северными воротами Тавриды. Эти ворота призван оборонять наш самый новый в 31-й дивизии (заступивший на боевое дежурство лишь в ноябре 2018 года) дивизион ПВО большой дальности под Джанкоем. Кто теперь и куда вознамерится пролететь в Крым — большой и тяжелый для России вопрос.
Рискну предположить: не исключено, что как раз к Крымскому мосту новые хищные ATACMS над Джанкоем и пролетят. Не для того ли противник пытался пробить воздушный коридор над самым севером Тавриды?
Мы, конечно, эту проблему скоро попытаемся решить. Если понадобятся новые «Триумфы» под Джанкоем — их вместе с расчетами, безусловно, снимут откуда угодно и оперативно доставят на новое место. Вопрос лишь в том, сколько у российского командования времени?
А теперь о том, как может выглядеть очень вероятная попытка Киева вскоре обрушить Крымский мост. На сей счет и в Киеве, и на Западе еще в минувшем феврале были сделаны необходимые расчеты, часть из которых (случайно или в целях устрашения России?) стала достоянием прессы.
Как известно, в мире нет и не может быть такой системы ПВО, которую гарантированно нельзя было бы прорвать. Проблема лишь в том, какие средства воздушного нападения и в каком количестве организаторам операции для этого придется привлечь.
Так вот, в феврале 2024 года в Сеть кем-то из наших противников была слита такая схема удара по Крымскому мосту. Первыми к цели прилетят многочисленные дроны-камикадзе. Если получится, они нанесут хотя бы минимальный ущерб самому мосту и огневым позициям тех, кто его прикрывает.
Перед основным ударом противник попытается снести ПВО моста американскими баллистическими ракетами ATACMS M39A1. Ради обеспечения их безопасного подлета будут задействованы и ложные цели в виде беспилотников Ariel/ADM-160 MALD/S-200.
Как бы там ни было, в любом случае российским зенитным ракетным комплексам большого радиуса действия и ЗРАК «Панцирь» ближнего прикрытия объектов придется израсходовать на атакующих изрядную часть своего боекомплекта.
Следом главным образом по двум-трем железнодорожным и автомобильным опорам моста, в соответствии с теми же планами, прилетят малозаметные и низколетящие крылатые ракеты. Не менее трех десятков в залпе.
В феврале предполагалось: это будут германские Taurus. Но поскольку внезапно заупрямившийся Берлин до сих пор не дал согласия на их поставку ВСУ, Киеву, неизбежно придется вносить коррективы.
Вероятней всего — в виде тоже очень мощных и современных британских Storm Shadow и французских SCALP-EG. В которых у ВСУ, судя по событиям последних месяцев, особого недостатка нет. И которые уже доставили нам немало хлопот в Крыму и в Севастополе.
Добивать мост, полагают авторы обнародованного плана, будет доверено минимум двум десяткам тех самых штатовских ATACMS M57/M57E1, первая сотня которых уже, не исключено, в пути на Украину. После этого, по идее Киева, возникнет масштабное обрушение ненавистной ему конструкции на большом протяжении. На полное восстановление которой в любом случае Москве понадобятся многие месяцы, а может, и больше.
Реально ли все это? А почему бы и нет, если вся мощная военная машина объединенного Запада союзно с ВСУ годами напряженно и не жалея сил денно и нощно работают над этой проблемой?
Предлагаю: давайте, исходя из обычной житейской предусмотрительности, предположим худшее: изложенный выше вражеский замысел, увы, все же воплощен в жизнь. Что в таком случае приобретает Киев?
Огромный политический и психологический эффект, хотя бы на время в глазах бедствующих граждан «страны 404» способный затмить грустные для них новости с рушащегося украинского фронта.
У российской армии неизбежно возникнут определенные сложности с тыловым снабжением сражающихся в Херсонской и Запорожской областях войск. Не менее 25 процентов всего необходимого, как уверены на Западе, получающих до сей поры именно по этой транспортной магистрали.
Отдельно следует сказать об экономике самого Крыма. Ее тоже при таком обороте событий ждут непростые времена. Потому что крымчане с материка получают нынче почти все — от бензина и дизельного топлива до основных видов продовольствия и бытовой техники.
Доставлять все перечисленное почти трем миллионам жителей полуострова по так называемому «северному маршруту» через Таганрог, Мариуполь и Мелитополь? Но затруднить любые передвижения по нему любого автомобильного и железнодорожного транспорта врагу еще проще, чем сокрушить Крымский мост. Поскольку к линии фронта та еще только строящаяся линия коммуникаций куда ближе и слабее прикрыта средствами российской ПВО, чем налаженная переправа через Керченский пролив.
Отдельно следует, полагаю, сказать о курортниках, мечтающих этим летом понежиться на ласковых черноморских пляжах в Тавриде.
Если предположить, что Крымский мост Киеву все же удастся раздолбать, многие из них наверняка откажутся паковать отпускные чемоданы. А это станет ударом по экономике полуострова, во многом «заточенной» на летние доходы от приезжих на отдых.
Словом, все сразу сильно осложнится для нашей страны на этом направлении. Что в этом случае делать России, чтобы хоть как-то смягчить последствия подобной трагедии?
Похоже, придется срочно вспомнить про паромную переправу. Но не только про ту, что между Таманью и Керчью. И которую России пришлось трижды налаживать за последнее десятилетие.
Сначала — когда никакого Крымского моста не было вовсе. И он всей страной только строился огромными усилиями и за огромные деньги.
А затем — после трагедии 8 октября 2022 года. Когда с помощью начиненного взрывчаткой грузовика украинская военная разведка все же сумела надолго прервать движение по этой переправе.
Третий раз настал 17 июля 2023 года. В том день морским ударным дроном это грандиозное сооружение было снова выведено из строя и транспортное сообщение Крыма с материком вновь приостановилось.
Тогда, если помните, нас очень выручила экстренно налаженная морская паромная переправа между портами «Крым» (Керчь) и «Кавказ» (Тамань), между которыми расстояние около пяти километров. Стягивать на нее пришлось не только отечественные транспортные суда, но даже и те паромы, что были скоренько приобретены у Греции.
Если чем-то подобным нам, упаси бог, придется заняться еще раз, делать это придется в куда более сложной обстановке. Потому что в Черном море у Украины появились достаточно эффективные морские ударные дроны, то и дело атакующие боевые корабли Черноморского флота, причем результативно.
Что может помешать осатаневшему Киеву точно так же поступить и с заведомо гражданскими морскими паромами, если нам снова в случае сокрушения Крымского моста придется на неопределенное время ставить те на линию между Керчью и портом Кавказ? Да ничто не помешает.
Тогда получается, что в ход вынужденно пойдет совершенно иной и куда более протяженный маршрут — через Азовское море. И, как ни странно, если так и случится, возникнет он не на пустом месте.
Дело в том, что еще в годы украинского владычества в Крыму начала было практически воплощаться в жизнь мечта налаживания паромного сообщения между подведомственной в ту пору Киеву Керчью и российским портом Ейск. Между которыми 205 километров по прямой.
Декларировалось, что основной целью будет доставка нашего экспортного топлива в «страну 404». Через, понятное дело, Азовское море и Крым. Ради этого в 2010 году в Ейске было зарегистрировано российско-украинское ООО «Рос-ТЭС-Паром». Основной вид деятельности — торговля нефтью. Учредители — фирма «ТЭС» (Симферополь, Украина) и ООО «Черномор» (Керчь, Украина).
Но, как говорится, недолго музыка играла. Киев, всегда очень подозрительно относившийся к любым попыткам создания любых транспортных коммуникаций Крыма с Россией, эту затею прихлопнул.
Под благовидным предлогом нанесения руководством «Рос-ТЭС-Паром» экономического ущерба своей «державе». Да и не все жители курортного Ейска сильно радовались перспективам быстрого промышленного развития их провинциального прежде порта.
Однако кое-что, похоже, в этом плане в Ейске все же успели проделать. В частности — подготовить в инженерном отношении причалы и железнодорожные подъезды к ним.
Об этом пришлось с благодарность вспомнить вскоре после начала нашей спецоперации на Украине. Когда в 2022 году от нацистов был освобожден Мариуполь, встал вопрос: а как и в этот разбитый город теперь доставлять все необходимое для его возрождения и жителей?
Решение проблемы было поручено военным. В частности — компании «Оборонлогистика». Она спешно доделала в Ейске все необходимое. И в августе того же года из Ейска в Мариуполь в свой первый рейс вышел не слишком крупный морской паром «Лаврентий». Способный вмещать до 700 тонн грузов, в том числе — до 20 автомобильных фур и более 130 пассажиров. Не сказать, чтобы много. Но хоть что-то.
Не выйдет ли так, что порт Ейска вскоре может превратиться в перевалочный пункт для важнейших грузов и пассажиров не только на Донбасс, но и в Крым тоже? До которого, правда, из этого порта по Азовскому морю втрое дальше, чем до Мариуполя.
У сожаления, боевая ситуация с Украиной складывается так, что я бы подобного не исключал.
Но коли так — об этом тоже стоит заранее крепко подумать. Одному парому «Лаврентий» нового маршрута точно не потянуть. А основные транспортные усилия «Оборогистики», насколько известно, связаны со снабжением Калининграда и нашей группировки в Сирии. Поделиться с Ейском работающими на этих линиях огромными морскими паромами и транспортными судами у компании не получится. В силу их огромности и осадки, совершенно неподходящих для ограниченных глубин Азовского моря.
Значит, следует искать какой-то иной выход. Возможно, снова пытаться что-то закупать в Греции, как в 2014 году. Или в Китае. Или где-то еще.
Но запасной выход из все более и более усложняющейся ситуации вокруг Крымского моста мы обязаны искать. На всякий пожарный.
И, конечно, поскорее найти. Чтобы те самые сокрушительные ATACMS не свалились на нас в Крыму однажды, как снег на голову.