Складывается впечатление, что наша оборонная промышленность и генералы в очередной раз увлеклись созданием больших платформ и многотонных монстров и не хотят замечать, что русскому солдату на поле боя нужны относительно лёгкие и малоразмерные помощники. Опубликовано множество видео, где роботы выполняют важнейшие задачи.
В январе в Сети появилось видео использования "небратьями" небольшого наземного дрона для доставки под мост инженерного кумулятивного заряда с 49 кг взрывчатки. Платформа без проблем преодолела опасный участок местности и подорвала мост. Её сопровождали несколько квадрокоптеров, операторы которых внимательно следили за обстановкой.
В марте противник пытался аналогичным образом атаковать позиции наших: небольшая машинка доставила к окопу заряд взрывчатки.
В апреле вновь было опубликовано видео того, как противник использует колёсного робота Ratel-S для разрушения моста в селе на территории ДНР. На этот раз бойцы применили спарку из двух противотанковых мин.
УНИЧТОЖЕНИЕ МОСТА С ПОМОЩЬЮ КОЛЁСНОГО БПЛА. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
Преимущества таких дронов для атаки неподвижных объектов очевидны:
- колёсные машины на электродвигателях движутся с минимальным шумом, который тонет в гуле фронта. И атака получается внезапной;
- они способны доставить несколько десятков кг нагрузки на расстояние до 6 км;
- не требуют такой высокой квалификации операторов, как FPV-дроны, ими сложно промахнуться.
Отстреливать их можно, но размеры машин таковы, что они легко прячутся в траве и складках местности. Заметить приближающуюся тележку, да ещё сидя в окопе, непросто.
КОЛЁСНЫЙ ДРОН-КАМИКАДЗЕ: ХОРОШО ПОНЯТНЫ РАЗМЕРЫ ИЗДЕЛИЯ. СКРИНШОТ С ПОРТАЛА ARMY RECOGNITION
Мул понесёт груз за бойцов
Бойцам постоянно приходится переносить тяжести, копать, пробивать стены, собирать перекрытия для блиндажей. Облегчить этот ежедневный каторжный труд должны безэкипажные транспортные платформы.
В начале апреля на глаза нашим операторам беспилотников попался редкий зверь: многоцелевая роботизированная колёсная платформа MUTT американской компании Dynamics Land Systems.
АМЕРИКАНСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА MUTT. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "РАМЗАЙ"
Особенность этой машины состоит в том, что при относительно небольших размерах она способна везти полтонны груза. На одной зарядке аккумуляторов MUTT проходит 58 км по шоссе и 35 км по пересечённой местности. Одна машина может разгрузить спины целому взводу мотопехоты. Соответственно, люди меньше устанут и к моменту вступления в бой будут действовать эффективнее.
Более того, наличие даже невооружённого транспорта позволяет существенно поднять огневую мощь подразделения. Например, погрузив на платформу полтора десятка огемётов "Шмель" и массированно применив их в бою. Также можно ставить дистанционно управляемые модули с пулемётами и гранатомётами.
За "эстонца" награда
Недавно было два случая обнаружения на стороне противника и другой интересной машины – безэкипажной гусеничной платформы THeMIS производства эстонской компании Milrem Robotics.
Этот "эстонец" предназначен для установки боевого модуля и блока уничтожения взрывных устройств. На нём также можно поставить разведывательную аппаратуру.
Изделие представляет большой интерес для наших специалистов, поэтому Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) объявил награду в два миллиона рублей тому, кто сможет затрофеить THeMIS "в более или менее целом состоянии" и передать её Минобороны.
Дроны против дронов
Оба THeMIS и американский MUTT попали в фронтовые сводки после того, как по ним отработали наши дроноводы. Интересная схватка произошла между воздушным и наземным дроном в ходе боёв за промзону Авдеевки. Там русские стали использовать дистанционно управляемые гусеничные платформы для снабжения передовых позиций. Противник развернул на них настоящую охоту. Однако наши военные предусмотрели эту опасность и заранее установили на гусеничных трудяг станции РЭБ "Волнорез".
В ходе одного из выездов квадрокоптер-наблюдатель снял попытку удара дроном-камикадзе по грузовой платформе. Благодаря "Волнорезу" дрон противника был заглушён и не смог поразить наземный транспорт.
ЭТО "ЧЕЛНОК". СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
Машина имеет высоту 2,5 метра и весит почти полторы тонны – мечта любого ПТУРщика и оператора FPV-дрона.
13 апреля были опубликованы фото тяжёлой дистанционно-управляемой гусеничной платформы ПГУ-15 производства челябинского тракторного завода. Изделие способно перевозить до 15 тонн груза.
БЕСПИЛОТНАЯ ГУСЕНИЧНАЯ ПЛАТФОРМА ПГУ-15. СКРИНШОТ С ВК-ГРУППЫ "ВОЕННЫЙ ОСВЕДОМИТЕЛЬ"
На форуме "Армия-2023" был представлен штурмовой беспилотник на базе шасси серийного "КамАЗа", получивший за характерные очертания название "Зубило". Его тестирование в бою назначено на апрель.
"ЗУБИЛО" – НЕ ТОЛЬКО СРЕДСТВО ОГНЕВОГО УСИЛЕНИЯ ШТУРМОВИКОВ, НО И ТРАНСПОРТ. ИСТОЧНИК: ТГ-КАНАЛ "ЦАРЬГРАД"
Также недавно состоялись испытания робототехнического комплекса (НРТК) "Курьер" – пожалуй, единственного нашего аналога западных машин сопровождения пехоты.
НРТК "КУРЬЕР" – СТАЛЬНОЙ ПОМОЩНИК ШТУРМОВОЙ ГРУППЫ. СКРИНШОТ С ТГ-КАНАЛА БОРИСА РОЖИНА
"Курьер" способен нести множество видов тяжёлого оружия, станцию РЭБ или противотанковые мины. Проект реализуется при поддержке военного обозревателя Бориса Рожина и военкора Чингиса Дамбиева с привлечением пожертвований от граждан.
В сухом остатке
Процесс подготовки к новой реальности нашей армии не столь однозначен. Несмотря на то что пока рано делать окончательные выводы, складывается впечатление, что наша оборонная промышленность и генералы в очередной раз увлеклись созданием больших платформ и многотонных монстров и не хотят замечать, что русскому солдату на поле боя нужны относительно лёгкие и малоразмерные помощники. Если это предположение верно, то фактически повторяется ситуация с квадрокоптерами, имевшаяся до начала СВО.
К счастью, эта работа ведётся волонтёрами и людьми, понимающими потребности военных на поле боя: электротележки Андрея Филатова спасли уже не одну тысячу жизней, а опекаемый Рожиным и Дамбиевым "Курьер" обещает поднять возможности нашей пехоты на принципиально новый уровень.