Запад продолжает ритуальные пляски вокруг замороженных российских активов
Украина не сможет получить сразу всю сумму конфискованных российских активов, если западные страны все-таки решатся на этот шаг, сообщает агентство Reuters со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя Минфина США.
Ранее министр финансов США Джанет Йеллен сообщила, что в настоящее время рассматривается несколько вариантов — от прямого ареста активов до использования их в качестве залога. Она отметила, что Вашингтон «очень поддерживает» недавние шаги Евросоюза по выделению процентного дохода от замороженных активов.
На пресс-конференции в кулуарах весенних заседаний Международного валютного фонда и Всемирного банка в Вашингтоне Йеллен заявила, что западные официальные лица оценивают риски, связанные с любым подобным шагом, включая ответные меры со стороны Москвы, однако выразила уверенность, что ущерб от них можно снизить. Поддержку Киева она назвала «гуманитарным и моральным императивом, а также экономической войной».
Впрочем, как сообщил Reuters высокопоставленный чиновник Минфина США, пока ни один из вариантов всерьез не рассматривался. По его словам, Киев все равно не сможет расплатиться со своими поставщиками, даже в случае ареста и конфискации всех замороженных активов РФ.
Другие источники, знакомые с данным вопросом, заявили агентству, что одним из наиболее перспективных рассматриваемых предложений стало бы увеличение странами G7 процентов по доходам от замороженным российских активов, которые могли бы использоваться в качестве помощи Украине.
Как известно, страны G7 обсуждают различные варианты использования активов РФ на общую сумму около 300 млрд долларов для оказания помощи Киеву. У государств «семерки» существуют серьезные разногласия по данному вопросу.
Политолог, директор Центра политических исследований Сергей Марков убежден, что окончательного решения по замороженным российским активам западные страны еще не приняли, а обсуждение различных вариантов вызвано вовсе не желанием помочь Киеву.
— В настоящее время они разрабатывают технологию использования этих средств. Базовый вариант примерно такой: они держат российские активы у себя замороженными, никому не передают, определяют их в специальный фонд, под гарантии которого выпускают облигации и продают их. А когда держатели облигаций придут погашать их, они обратятся к России за согласием выплатить причитающиеся деньги.
«СП»: Трудно представить, что наша страна пойдет на это.
— Они считают, что ситуация будет такова, что Россия согласится. Но дело ведь не в этом. Сегодня Украина получает огромные деньги от Запада. Они хотят в какой-то степени себе компенсировать средства, что выделялись Киеву.
Условно говоря, США дали ей сто миллиардов, Евросоюз выделил сто миллиардов — гигантские средства, причем Украина, конечно, будет получать деньги и дальше.
«СП»: А что означает предупреждение агентства, что украинская сторона не получит сразу всю сумму от активов?
— Дело в том, что Украина получает эти деньги дозировано — скажем, как раб в прежние времена получал средства к существованию от рабовладельца.
Но хозяин давал средства, чтобы раб мог выполнять свои обязанности, не больше. Таким образом, украинцы превращены попросту в таких современных рабов Запада.
В общем, наряду с компенсацией собственных затрат на помощь Украине страны G7 собираются направить замороженные деньги на прокси-войну с Россией. Этим они намерены реализовать свою давнюю мечту: воевать против русских, жизнями русских, и на деньги русских.
Доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов напомнил, что тема изъятия под каким-то предлогом замороженных активов РФ поднимается западными политиками уже довольно давно.
— Но здесь ситуация как в известной присказке — «и хочется, и колется, и мама нее велит». Хочется — понятно, есть очень большое желание конфисковать средства. Колется — очень велики издержки, которые может вызвать этот шаг, в частности, подрыв глобального доверия. А «мама не велит» — нынешние законы в США и Европе, которые не позволяют этого сделать.
На пересмотр этих законов потребуется большое время. Если западные страны пойдут на данный шаг — это означает, что разум у них помутился, они готовы рубить сук, на котором они сидят. Это вопрос даже не экономический, а политический и психологический.
Мнения на сей счет у ведущих политиков западных стран, как известно, разделились: одни говорят, что нужно быстрее изъять российские средства, другие убеждены, что делать этого ни в коем случае нельзя. Таково состояние западного общества и его политического бомонда.
«СП»: Кому эта мера невыгодна больше? Ведь мнения США и ведущих стран ЕС о том, как поступать с активами, согласно материалу Reuters, разделились.
— Большая часть замороженных средств находится в европейской юрисдикции — примерно 200 млрд долларов, остальное — в американской и других стран коллективного Запада.
Наибольший ущерб понесут, конечно, США, поскольку все-таки американский доллар, а не евро является мировой валютой. Кстати, министр финансов США Йеллен категорически высказывалась против конфискации. Она прекрасно понимает, что это может означать смерть американскому доллару как мировой валюте.
По словам экономиста, члена наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александра Разуваева, основным проводником темы изъятия замороженных активов РФ является прежде всего украинская сторона.
— Как известно, Европейский центральный банк (ЕЦБ) категорически против такого шага. Банкиры понимают, что потом их попросту затаскают по судам за это. Политическая ситуация изменится — и они будут вынуждены платить нам, поскольку никаких законных оснований для конфискации просто нет. ЕЦБ — институт не политический, а финансовый, они рассуждают практически и понимают все нюансы данной ситуации.
«СП»: Но почему этот вопрос так упорно поднимается?
— На повестке дня его держит Украина. Она требует изъятия средств. Но она постоянно требует денег. А сейчас, как известно, у нее проблемы с финансированием, и Киев проявляет повышенную активность в плане поиска ресурсов.
Есть еще один момент. Не исключено, что украинский конфликт скоро закончится, и тогда замороженные деньги для Запада станут очень важным предметом политического торга. Это еще одна причина, по которой там не хотят изъятия активов.